18 февраля 2018 / 3 адара I 5778

02.02.2018

Кинокомпания «АТК-Студио» разыскивает потомков Якова Богорада

В Синагогу обратились представители питерской кинокомпании с просьбой о помощи.

– Мы работаем над проектом, посвященному истории создания знаменитого марша «Прощание Славянки», – рассказали сотрудники компании. Для написания сценария необходима кропотливая и усердная работа с информацией.На данном этапе нас интересует композитор Яков Богорад, как человек, так или иначе причастный к созданию марша. К сожалению, информации о нем почти нет. Поэтому сейчас мы разыскиваем потомков Богорада, которые могли бы предоставить какие-либо сведения о нём. По неподтвержденным данным, сын Якова Богорада, Исаак, жил в Петербурге на улице Декабристов. Но больше ничего не знаем. Мы будем очень благодарны за любую помощь!

К сожалению, в Синагоге таких сведений тоже нет. Но, возможно, кто-то из читателей мог бы помочь студии в поисках?

Если у вас есть хоть какая-то информация, пожалуйста, напишите об этом, пожалуйста, в комментариях к этой статье!

А пока расскажем нашим читателям о с существующих версиях появления «Марша Славянки».

Версия первая: тамбовский трубач Агапкин

Традиционная версия такова: служивший в Тамбове штаб-трубач кавалерийского полка Агапкин в 1912 году по случаю отправки российских добровольцев на Балканскую войну написал марш, и вскоре эта мелодия стала популярной. Правда, в биографии Агапкина мало сочиненной им музыки и много белых пятен. Да еще сохранилось неясное упоминание о том, что сочинитель, прежде чем издавать марш, отправился на консультацию за сотни верст не в Москву, Киев или Питер, а в Крым, к нотному издателю, капельмейстеру и владельцу издательства под названием «Бюро военной инструментовки "Богорад и К°"». Доработав там сочинение, Агапкин выпустил его в свет, но почему-то сначала не у Богорада, а в петербургском издательстве Циммермана.

Кинокомпания «АТК-Студио» разыскивает потомков Якова БогорадаВасилий Агапкин


Кинокомпания «АТК-Студио» разыскивает потомков Якова БогорадаАфиша «новейшего марша» сочинения Агапкина


Кинокомпания «АТК-Студио» разыскивает потомков Якова БогорадаВаганьковское кладбище. Могила официального автора знаменитого «Прощания Славянки» с пятью тактами из марша

Версия вторая: симферопольский издатель Богорад

Эта таинственная встреча дала основания для второй версии – симферопольской. Во-первых, потому что через этот город течет речка Славянка. Конечно, рек с таким именем много – вот хоть в Павловске. Но в Симферополе на берегу Славянки был расквартирован полк, в котором и служил Яков Богорад. А во-вторых, говорят, что Богорад часто играл этот марш и называл его своим. Музыкант погиб во время фашистской оккупации и не оставил мемуаров, а его биография столь же темна, как и у Агапкина. Но после войны его родственница пыталась получить причитающиеся ей как наследнице гонорары. Так рассказывает некогда жившая в столице Крыма московская киносценаристка Ирина Румшицкая.

Кинокомпания «АТК-Студио» разыскивает потомков Якова БогорадаЯков Богорад

Еще две версии

Согласно третьей версии, марш написан в начале XX столетия, во время японской войны, и аранжирован Богорадом либо Агапкиным.

Есть и четвертая: марш сочинен в 1816 году Фердинандом Хазе (Гаазе), а то и еще раньше – в начале XVIII века в Швеции.

Под нигуны – шагом марш!

Напоследок познакомим наших читателей с довольно фантастической, но иногда всплывающей в интернет-обсуждениях версией о том, что марш представляет собой обработку хасидских нигунов.

Ирина Румшицкая пишет: «Богорад, недолго думая, использовал две старинные синагогальные мелодии из пасхальной агады, использованные... множеством композиторов, в частности – Бетховеном, произведения которого Богорад аранжировал. В сущности, Богорад лишь сопоставил вместе и сплел в некое единство две старинные ашкеназские музыкальные темы, оркестровал их, сменил традиционную синагогальную тональность ми бемоль минор на более устойчивую фа минор и характерный еврейский литургический размер, три восьмых, на парадный маршевый, две четверти. Так и получился марш "Прощание Славянки"».

Музыкант, исследователь и исполнитель клезмерской музыки Дмитрий Слепович рассуждает так: «Военная тема очень часто обнаруживает себя в тематике клезмерских пьес. В одном из фрейлехсов Нафтуле Брандвейна содержится тема, интонационно близкая маршу "Прощание славянки" на музыку В. Агапкина». Кларнетист-клезмер Нафтуле Брандвейн около 1919 г. эмигрировал с Украины в США и написал эту мелодию в начале 20-х.

Обратим внимание наших читателей: в начале 20-х! То есть через годы после того, как появилось и стало популярным «Прощание славянки».

Петербургский музыкант и музыковед Евгений Хаздан отмечает, что у военных маршей – своя специфика, порожденная жесткими требованиями к форме, это весьма унифицированная музыка. И потому, что бы ни предшествовало «Прощанию славянки», еврейского в марше ничего не осталось, ни единой зацепки. Это военная, а не национальная музыка.

Версии собрал Василий Когаловский



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
16 февраля 2018
15 февраля 2018
08 декабря 2017
06 декабря 2017
20 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011