Все проекты
Общину поддержали 30793 раз

Кантор петербургской синагоги выступил в синагоге Кельна

23 октября в синагоге Кельна состоялся концерт, в котором выступил кантор Большой Хоральной Синагоги и руководитель оперной группы Мариинского театра Григорий Якерсон; юная скрипачка Анна Зильберборд; оркестр Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова.

Симфоническая музыка звучала в стенах Кельнской синагоги впервые со времен войны. Были исполнены произведения русских, европейских, еврейских композиторов: Макса Бруха, Луиса Левандовского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и др. А в конце прозвучала малоизвестная «Еврейская комсомлольская» песня Исаака Дунаевского, которую он написал к фильму Михоэлса «Искатели счастья» (1937 г.).

Инициатором концерта стал юрист и общественный деятель Герман Мойжес.

- Будучи представителем еврейской общины Петербурга, членом совета еврейской общины Кельна и попечителем оркестра «Таврический», я попробовал совместить все три роли, а результатом стал этот концерт, - рассказал Герман Мойжес. 

Приводим отрывки из интервью с Михаилом Голиковым и Григорием Якерсоном - некогда оба музыканта пели в хоре петербургской Синагоги. Интервью взял Герман Мойжес в преддверии концерта, оно было опубликовано в журнале Кельнской еврейской общины.

- Вы знакомы уже много лет. Где Вы познакомились?

Григорий Якерсон:
- Познакомились мы именно в Синагоге, где вместе пели в хоре. В хоре, в котором пели певцы Мариинского театра, Малого театра, театра музкомедии...

Наши профессиональные пути пересекались в консерватории, где мы оба учились и работали, в оперной студии консерватории.

Я много лет был солистом, потом стал заведующим оперной студии (теперь это театр консерватории), где молодые певцы, дирижеры и режиссеры набирались опыта.

Михаил Голиков:
- И я до недавнего времени преподавал в консерватории. Это было и остается связующей нитью для нас всех. Роль театра и консерватории трудно переоценить. Я там тоже делал первые шаги как студент, а Григорий возглавлял труппу, помогал, был наставником...

- Хор пел только в Синагоге или были и гастроли?

Григорий Якерсон:
- В 90-е годы произошел прорыв, в Петербург стали приезжать музыканты из-за границы, и у нас появилась возможность выезжать. Синагог с хором и тогда было не так много – московская, петербургская, – и это производило сильное впечатление на тех, кто приезжал сюда, думая, что в России уже ничего не осталось.

Мы объединились с хором московской синагоги, и этот объединенный мужской хор путешествовал по Европе, получив большую известность.

В 90-е годы большое влияние на многих, в том числе и на меня, изменив мою судьбу, оказал Барух Финкельштейн. Он многие годы был кантором в Петербурге, сейчас – действующий кантор в других общинах.

- То, что кантор – солист оперной труппы Мариинского театра, безусловно, вызывает чувство гордости у петербургской общины и свидетельствует о продолжении традиций...

Григорий Якерсон:
- Я никогда этого не скрывал, и все знают, что я имею отношение и к общине, и к Синагоге, и все относятся к этому с уважением и с пониманием. Маэстро Валерий Гергиев, зная, что я соблюдаю шаббат и религиозные праздники, непременно учитывает это в своей работе.

- В советские годы количество евреев в оркестрах составляло 60 процентов, а теперь на порядок меньше. Это всегда было предметом гордости – в чем-то нас ущемляют, а здесь мы можем показать свои возможности... Сейчас ситуация изменилась. Многие уехали, новое поколение не выросло...

Михаил Голиков:
- Говорить о том, что мы потеряли школу в целом, нельзя, потому что есть люди, которые в ней воспитывались и продолжают работать. Это не связано с тем, что меньше евреев стало заниматься музыкой. Однако демографический фактор, конечно, играет свою роль.

Григорий Якерсон:
- Так сложилось исторически, что евреи занимались музыкой. Евреям нельзя было заниматься многими профессиями; можно было становиться музыкантами, ювелирами, ростовщиками. И в этой области они достигли больших успехов. В России была очень сильная школа – начало 20 века позволило развиться многим музыкальным направлениям.

- В чем идея программы этого концерта?

Михаил Голиков:
- Программа состоит из произведений петербургских и европейских композиторов, кульминация этого концерта - выступление кантора Якерсона.

Мы хотим представить музыку русских композиторов, связанную с еврейскими темами, начиная от достаточно забавных «Картинок с выставки» Мусоргского до более глубоких «Фантазий» Прокофьева на еврейские темы для кларнета с оркестром – замечательное и, к сожалению, очень редко звучащее в России произведение. Общая идея программы – показать вклад русских и еврейских композиторов, живших в России и писавших на разные темы, связанные с еврейской культурой. И европейских композиторов – не только евреев. Шуберт, например, писал произведения для хора и для кантора, исполнявшиеся в Венской синагоге...

- Одним концертом эту тему не охватить, для этого нужен цикл.

Михаил Голиков:
- Это сложная тема. Музыка Малера – она немецкая, австрийская, но она и очень еврейская. Так же как и Арнольд Шенберг – композитор-еврей, но они были интегрированы в культуру тех стран, где жили. А Оффенбах? Отец которого был кантором... и он связан с Кельном.

Григорий Якерсон:
- Есть еврейские композиторы, писавшие синагогальную музыку – это, конечно же, Левандовский, которого знают в Германии очень хорошо.

В России тоже было общество еврейской народной музыки, зародившееся в Петербурге в 1911 году при консерватории, эти люди писали музыку на еврейские темы. Это произведения и на иврите, и на идиш, и мы хотим исполнить некоторые из них.

Михаил Голиков:
- Будет исполнена и Ленинградская симфония Шостаковича – она связана с историей Петербурга, с историей Ленинграда, его жителей, многие из которых – евреи. Шостакович писал именно на еврейские темы, так же как и Прокофьев. Мы не можем не затронуть советский период, поскольку будет представлен широкий калейдоскоп произведений. Большая роль в нашем репертуаре отводится творчеству Исаака Шварца. У него есть произведения, напрямую имеющие отношение к еврейской тематике, например, симфония «Жёлтые звёзды». Шварц – хрестоматийный представитель еврейской семьи в советской России. Он прошёл потрясающий путь до становления большого мастера. Во второй половине 20 века большое влияние оказывала жанровая музыка кино, Шварц же пытался сохранить её академический стиль, и его «Жёлтые звезды» – пример соединения музыки академической и музыки популярной.

Мы в Петербурге росли и жили с этими именами со студенческой скамьи, если не раньше: Шварц, Малик, Беркович... Множество имен, составлявших ядро Ленинградской композиторской школы.

Необходим большой цикл, чтобы показать взаимосвязь разных эпох, влияние их друг на друга. Мы покажем небольшую часть, но это очень важно: это, безусловно, Дунаевский – «король» популярного направления в советской музыке, сохранивший традиции еврейской музыки, ее колорит. Еврейские интонации слышны во всех его произведениях. И, конечно, Утесов.

Это необходимо показать, в том числе, немецким зрителям, не знающим, что же было в то время в России за железным занавесом. Казалось, что там кроме маршей и идеологических песен ничего нет. Я надеюсь, что немецкой публике будет интересно познакомиться с потрясающими мелодистами, какими были Шварц, Дунаевский, Утесов, и многие другие наши композиторы.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину