Все проекты
Общину поддержали 29714 раз

Ушел из жизни Иосиф Маркович Разран

Ушел из жизни Иосиф Маркович Разран

Санкт-Петербургская еврейская община понесла невосполнимую утрату. В возрасте 86 лет ушел из жизни заслуженный член общины Иосиф Маркович Разран.

Иосиф Разран некрологИосиф Маркович был человеком редкой интеллигентности. Он происходил из соблюдающей семьи, его отец занимался подпольной еврейской деятельностью в Ленинграде: был шойхетом, ставил хупу, делал обрезания.

Проработав всю жизнь в институте «Гипроруда» и выйдя на пенсию, Иосиф Маркович в 1990 году стал исполнительным директором только что созданного «Еврейского университета», а затем на протяжении 15 лет проработал директором еврейского детского сада «Ган Хая-Мушка», окончательно удалившись на покой лишь в возрасте 80 лет.

Пусть его душа покоится в мире вместе с душами праведников еврейского народа! Выражаем глубочайшие соболезнования семье Иосифа Марковича, всем его близким и друзьям, всем членам нашей общины.

В память о Иосифе Марковиче публикуем его «юбилейное» интервью, которое он дал нашему порталу в 2008 году.

***

Иосиф Разран: «Моя семья отдала еврейской общине около ста лет»

Интервью от 31.11.2008

Сын подпольного Шойхета - Кошерные куры-нелегалы на Сенном рынке

Иосиф Маркович Разран родился в маленьком белорусском городке Слуцке в семье потомственных шойхетов. Его детство пришлось на тяжелые и голодные 20-30-е годы прошлого века, когда нарастал антисемитизм и усиливались притеснения евреев. В 1929 году Иосиф Маркович вместе с родителями оказался в Ленинграде. Чтобы прокормить семью, в которой было четверо детей, его отец отправился работать на стройку. Несколько лет он таскал кирпичи и бревна. Но все эти годы реб Мордхе не прерывал связи с петербургской Синагогой.

Иосиф Маркович: Мы жили на Голодае. Это в конце Васильевского острова, у самого залива. Я очень хорошо помню, как папа оттуда пешком ходил в синагогу. И возвращался тоже пешком. Но уже веселенький, поскольку был шаббат, и в синагоге устраивали небольшой лехаим.

Реб Мордхе был очень верующим человеком. Он даже спал в кипе. А для Синагоги он был практически незаменим, поскольку обеспечивал еврейскую общину кошерным мясом.

Иосиф Маркович: Шхита была под запретом. Но, когда папа резал скот, уже среди своих евреев шла информация о том, что на Сенном рынке в определенном месте, на определенном лотке будут продавать кошерное мясо.

Также реб Мордхе делал шхиту птицы. Вообще птицы тогда было очень мало, но перед еврейскими праздниками знакомый отца привозил целую корзину куриц, которых он резал. Реб Мордхе проработал шойхетом 35 лет. Иосиф Маркович вспоминает, как его отец, с виду невысокий и худощавый, но физически очень сильный, мог одним движением «уложить» громадного быка. В 82 года реб Мордхе решил отойти от дел, но все равно время от времени за знаменитым шойхетом приезжали на машине и везли на шхиту.

Также реб Мордхе много лет прослужил шамесом в Малой Синагоге. Он организовывал молитвы, следил за порядком, утром расставлял молитвенники для прихожан.

Сейчас в Синагоге хранится набор инструментов – «халефов» (ножей для шхиты), принадлежавший реб Мордхе.

«Еврейское гнездо» - Чолнт из русской печи

Резать скот в Синагоге в советские времена было запрещено, поэтому его шхиту делали в Ленинградской области, в особенности во Всеволожске. Всеволожск в 40-50-е годы даже называли «еврейским гнездом», поскольку каждое лето там собиралось очень много евреев. Родители Иосифа Марковича снимали дачу у набожного еврея Болотовского. В доме у Болотовского всегда собиралось много людей на молитву, особенно в шаббат. Мать Иосифа Марковича обычно в пятницу утром в русской печи готовила традиционную субботнюю еду – чолнт. И в субботу устраивалась трапеза, после которой все сидели во дворе, беседовали, шутили и пели еврейские песни на всю округу.

У Болотовского была своя корова, поэтому летом молоко покупали у него на даче. А зимой он раз в неделю привозил молоко домой к Иосифу Марковичу. Благодаря Болотовскому и еще нескольким людям религиозные евреи обеспечивались кошерными продуктами.

Верить в Бога не запрещалось… но и не разрешалось

В послевоенное время в Ленинграде было много верующих евреев, правда, в основном стариков. Верить в Бога не запрещалось, но и не разрешалось. Никакой финансовой помощи государство синагоге не оказывало. Зато, когда в Ленинград приезжали иностранные делегации, в Синагогу звонили из Комитета по делам религии и говорили: «Вот такого-то числа приедет такая-то делегация. Вы должны ее принять». А это значило, что должно быть хорошее угощение, естественно, за счет общины. Мол, нельзя показать зарубежным гостям, что евреям в СССР плохо живется.

Иосиф Маркович: После таких звонков папа приходил домой и давал маме задание. А мама с сестрой готовили угощение.

Прием зарубежных делегаций проходил в Малой Синагоге. Вообще приезжие евреи оказывали большую помощь в содержании синагоги.

Религиозной еврейской молодежи в советское время в Ленинграде почти не было.

Иосиф Маркович: Я просто боялся подойти к синагоге. Мне казалось, что если я подойду к ней, это сразу станет известно в институте и меня тут же выгонят.

Однако по праздникам молодежь в синагоге собиралась. Для них это была своего рода тусовка. Юноши и девушки там знакомились друг с другом, веселились. Особенно много молодежи собиралось на еврейский новый год. Иосиф Маркович тоже убегал с вечерних занятий в институте и отправлялся на праздник. А еще ему запомнилось выступление знаменитого прибалтийского тенора артиста Михаила Александровича. Больше концертов в Синагоге не было. Только в конце 70-х годов Иосиф Маркович начал постоянно ходить в Синагогу.

Жизнь в постоянной конспирации. - Старички-заговорщики. - Обрезание
со спаиванием милиционера

Религиозным евреям в Ленинграде часто приходилось прибегать к конспирации.

Иосиф Маркович: Поскольку Синагога была довольно далеко от нашего дома, а желающих молиться пожилых евреев в то время было много, папа организовал у нас в квартире молитвенный дом. По субботам у нас собирался миньян, и старички молились. Однако нельзя было, чтобы люди видели, что идет такое количество стариков-евреев в одну квартиру. Это могло вызвать подозрения. Поэтому все старички Васильевского острова между собой договорились, что будут приходить в разное время в течение часа.

Также знаменитый шойхет занимался преподаванием Торы и иврита для еврейских детей. Естественно, это тоже держалось в тайне.

Иосиф Маркович: Мама завешивала окна в нашей квартире, чтобы случайные прохожие не могли заглянуть. И вот так папа занимался с этими детьми.

Еще Реб Мордхе не раз приходилось нелегально делать хупу. Он даже делал обрезание мальчикам.

Иосиф Маркович: У нас на Голодае жила одна семья, у них родился сын. Ему хотели сделать обрезание. Обратились к папе. Все проходило у них на квартире. Собралось много родственников, устроили большой праздник. В самый разгар праздника раздался звонок. Пришел милиционер: «Что здесь происходит? Жильцы снизу жалуются, что вы стучите, поете». Но один из гостей не растерялся и налил милиционеру водки. После чего последний пожелал хорошего продолжения веселья.

Мацу пекли всей семьей - Колесико из будильника как инструмент
для выпекания мацы

Иосиф Маркович не считает себя религиозным человеком, но он хорошо знаком со всеми еврейскими традициями. У него дома отмечали все еврейские праздники.

Песах всегда был поводом для общего сбора большой семьи Иосифа Марковича. Поскольку в синагоге тогда маца не продавалась, ее приходилось печь дома. А это был длительный и трудоемкий процесс. Пекли буквально с утра до вечера.

Иосиф Маркович: У нас на Голодае на большой кухне собиралась вся родня. Мама замешивала тесто. Женщины раскатывали его. Муж папиной сестры был пекарем. Дети тоже помогали печь мацу. В мои обязанности входило носить мацу от стола до плиты. А папа осуществлял контроль. Смотрел, чтобы все делалось по правилам, чтобы у всех были чистые руки и передники. С помощью зубчатого колесика, вынутого из будильника, мы делали дырочки в тесте, чтобы маца не вспучивалась при выпечке. Маца получалась тоненькая, хрустящая, буквально рассыпалась во рту. Кроме обычной мацы, мы пекли серую мацу для особо религиозных и яичную для бабушки.

Когда стали печь мацу в Синагоге, за ней начало приезжать очень много иногородних, особенно с Кавказа. Набожные грузинские евреи закупали мацу большими партиями. Так что Ленинград превратился в центр распространения мацы.

«Мы сегодня прощаемся с очень красивым евреем»

Когда умер реб Мордхе, к нему домой приехал председатель правления синагоги. Он очень просил, чтобы тело реб Мордхе привезли в синагогу, и прихожане могли попрощаться с ним. Реб Мордхе был очень уважаемым человеком в синагоге. У него даже было постоянное место во время молитвы. Такие места предоставляются только наиболее верующим и почетным прихожанам.

Иосиф Маркович: Я запомнил на всю жизнь слова одного прихожанина: «Мы сегодня прощаемся с очень красивым евреем реб Мордхе, которого знали все евреи Ленинграда».

С захоронением реб Мордхе возникли сложности. На еврейском кладбище тогда было запрещено хоронить. С большим трудом и за большие деньги его удалось похоронить на кладбище «Девятого января», на еврейском участке. Вот так закончился путь реб Мордхе, но его еще долгие годы помнили в Синагоге. Жизнь сына реб Мордхе Иосифа Марковича тоже не была простой. Он испытал на себе все «прелести» антисемитизма. Иосиф Маркович поступил в ЛИИЖТ (железнодорожный институт), так как это было единственное учебное заведение, куда принимали евреев. После окончания он три года вынужден был проработать в Кандалакше (Мурманская область), хотя имел все основания остаться в Ленинграде. А вернувшись в Ленинград, долго и безуспешно пытался найти работу. Еврея никто не хотел брать. Но, наконец, он устроился в Институт «Гипроруда», где проработал 35 лет.

В детский садик?! Ни за что! – Самым умным мальчиком Петербурга оказался выпускник сада «Менахем»

В 1990 году Иосиф Маркович ушел на пенсию. В это время в Ленинграде организовывался Еврейский университет (сейчас Институт иудаики).

Иосиф Маркович: Это было, конечно, чудо. Там была группа инициативных ребят во главе с Ильей Дворкиным. Им понадобился человек, который бы занимался именно организацией. Потому что у них не было опыта в этом. И меня пригласили на должность исполнительного директора.

В Еврейском университете Иосиф Маркович проработал четыре года. Выполнив возложенные на него обязанности, он решил окончательно уйти на покой. Но не тут-то было. Однажды к нему подошла знакомая женщина по имени Луиза и предложила пойти работать заведующим еврейским детским садом. Иосиф Маркович был очень удивлен.

Иосиф Маркович: Как я пойду в детский сад?! Для меня это было все равно, что пойти работать врачом. Тем более у меня в памяти был ужасный детский сад, в который ходила моя дочь.

Несмотря на все уговоры, Иосиф Маркович наотрез отказался.

Через два дня раздался звонок. Иосиф Маркович услышал незнакомый голос с иностранным акцентом: «Здравствуйте, с вами говорит раввин Певзнер. Я очень хотел бы с вами встретиться». Этот звонок заинтриговал Иосифа Марковича. Он отправился на встречу.

Иосиф Маркович: Оказалось, что Луиза рассказала раввину Певзнеру обо мне, и он начал меня агитировать, обрабатывать, пригласил меня на прием. Я просидел у него полтора часа с твердым убеждением, что я не могу пойти в детский сад.

Раввин дал Иосифу Марковичу два дня на размышления.

Иосиф Маркович: Я две ночи не спал, у меня все это крутилось в голове.

На вторую встречу Иосиф Маркович поехал с женой, чтобы она поддержала его решимость не принимать предложение. Но раввин Певзнер был очень настойчив, и ему все-таки удалось убедить Иосифа Марковича стать заведующим детским садом.

Иосиф Маркович: Вот что значит умение раввина говорить с людьми! Я шел с нему, чтобы сказать твердое «нет», а вышел с твердым «да». И вот так я попал в детский сад.

Это был первый еврейский детский сад не только в Петербурге, но и в СНГ. Под руководством Иосифа Марковича он очень скоро начал пользоваться большой популярностью.

Иосиф Маркович гордится своими воспитанниками. Это «чудесные дети». Они постоянно занимают призовые места на конкурсах. Садик участвовал в конкурсе Джойнта на лучший сценарий к празднику и занял второе место по СНГ. Когда был саммит в Петербурге, объявили конкурс на самого умного школьника в восьми крупных городах России. Победители встречались на саммите с Путиным. Так вот самым умным мальчиком Петербурга оказался Кирилл Левин, выпускник садика «Ган Хая Мушка»!

Весной этого года Иосиф Маркович ушел из садика. Его отпустили с большим трудом, поскольку такого замечательного руководителя найти нелегко. В Синагоге ему устроили торжественные проводы. Подарили роскошный шофар, который Иосиф Маркович с удовольствием показывает гостям.

Другие члены семьи Иосифа Марковича тоже немало сил и времени посвятили еврейской общине. Иосиф Маркович как-то подсчитал, что в общей сложности его семья отдала еврейской общине около ста лет.

Фотографии из семейного архива любезно предоставлены Й.М. Разраном

Интервью брала Елена Беспалова


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину