Все проекты
Общину поддержали 30156 раз

«Соло на тарелках» Григория Израилевича

Работы художника похитили из мастерской, но он попросил снисхождения для воров... Приходите в Музей Анны Ахматовой на выставку, посвященную 95-летию со дня рождения петербургского архитектора, художника, литератора Григория Израилевича.

Выставка проходит с 7-24 ноября в галерее "Сарай".

Адрес: Музей Анны Ахматовой. Проезд до ст. м. "Владимирская", "Достоевская", "Маяковская".  Литейный пр., 53 (под арку).

Время работы на время этой выставки: среда - 12:00-20:00, четверг-воскресенье - 10:30-18:30.

Телефон: 272 -22-11

Как украли «белье» Израилевича

Инициатором выставки стала вдова художника Татьяна Решетникова. Она решила показать то, что прежде не экспонировалось. Израилевич покупал «белье» - белые блюда кузнецовского фарфора и, расписывая их, превращал в удивительные произведения искусства. Однажды в его мастерскую залезли воры и украли часть этой посуды, приняв за старинную. Воров нашли, но художник, выступая на суде, просил для них снисхождения, уверяя, что искусство нужно народу. В итоге воры отделались штрафом и условным сроком.

Эти блюда, фотографии блюд, а также керамические произведения и представлены в галерее «Сарай». Отдельная серия носит название «Пророки», возвращая к монументальной составляющей его творчества.

Архитектор, не желавший проектировать «коробки»

Григорий Израилевич (1924-1999) родился в Ростове-на-Дону, окончил архитектурный факультет Института им. Репина. Он был одним из последних студентов Николая Николаевича Пунина. Но что мог проектировать молодой, энергичный, талантливый архитектор в те времена? Унылые здания-коробки в спальных районах или типовые проекты «распашонок» с совмещенными санузлами? И Григорий Израилевич уходит из архитектуры, вступает в Союз художников как график, но архитектурному мышлению не изменяет. Он оформляет интерьеры кафе, ресторанов, клубов, находя оригинальные решения, которые даже сегодня кажутся авангардными. Израилевич всегда был свободным, творчески свободным человеком. Шесть лет проработав в ГИПРОГОРе, он решил пробовать себя в разных жанрах.

Его работы находятся в Русском музее, Музее театрального искусства, ряде музеев России, частных собраниях. Полотно «Молитва» - в Петербургской синагоге. Григорий Израилевич – автор скульптурных портретов многих выдающихся деятелей культуры, поэтом, писателей, музыкантов – от Ахматовой и Гумилева до Рихтера и Ростроповича.

Скульптурный портрет Святослава Рихтера. С сайта http://visualrian.ru

Из ротонды дворца - в подвал

Григорий Израилевич был одним из художников легендарной Ленинградской литографской мастерской. В 1961 году Григорий Израилевич участвует в выставке 26 художников Литографской мастерской в Grosvenor Gallery в Лондоне, которую организовал владелец галереи Эрик Эсторик после поездки в Ленинград.

Литография Израилевича. Из собрания «Ленинградская литография» Леонида и Анны Франц

Григорий Израилевич. «Голова молящегося»

Литография Израилевича. Изображение с сайта len-sovet.com

Татьяна Решетникова, вдова Григория Израилевича, цитирует книгу мужа «Пуская мыльные пузыри. Щепки дровизма»:

«Это было удивительное место в нашей ленинградской художественной жизни, где царила свобода творчества во всякие, самые мрачные времена, потому что называлась она экспериментальной... Здесь царил дух творчества для искусства... невзирая на партийный диктат. Старостой был Борис Николаевич Ермолаев, участник авангардных движений двадцатых годов. Ведерников, Скуляри, Шендеров, сезанист двадцатых, Магарил, Неменова, Васнецов, Британишский... Верейский приходил познакомиться с тем, кто, что и как делает. Беседы с таким эрудитом были всем очень полезны».

А мастерская Израилевича помещалась сначала в ротонде дворца Бобринских, а потом, когда ее отняли из-за общения художника с иностранными консулами – в соседнем доме, в подвале.

«Мои работы - дети мои»

Израилевич писал о своем творчестве так: «Мои работы – дети мои. Я вижу их недостатки, знаю, что их нельзя оставлять на поругание, но испытываю физическую боль, уничтожая их. В каждой работе – частица мысли, кусочек чувства и это даже в неудачных, и более того, удачные работы пустее, поверхностнее. Иногда смотрю на красивые работы – а они без веса, без мяса, без крови – зачем они?»

«Щепки дровизма»

Григорий Израилевич был разносторонне одаренным человеком. Приведем еще несколько отрывков из уже процитированной книги «Пуская мыльные пузыри. Щепки дровизма». Это сборник воспоминаний, коротких эссе, размышлений о жизни.

«Вы никогда не пробовали ходить по карнизу? – я тоже, но вот когда было нужно на стройках, ходил и у меня всегда высота вызывала чувство, что меня манит бездна, до головокружения, но это щекочущее чувство, когда холодеют ноги, на грани падения преследует всю жизнь. В искусстве то же самое манит неизвестность. Бросаюсь в набегающую волну, и она швыряет меня назад, на камни, а следующая тащит в глубину. А если бы все остановилось, и не было следующей волны?»

«Вы не задумывались, что в жизни было самым прекрасным? Удовольствие от победы? Постижение совершенства? Еда, после долгой голодовки? Самым сильным было ожидание... Жеребец грызет удила и бьет копытом, в нервной дрожи кожа. Глаза наливаются кровью, ноздри как трубы, грудь расширяется и замирает – не выдохнуть – удар гонга! Начинается скачка!

Вы взобрались на свой Эверест... Раскрылись необъятные дали... Вы не можете преодолеть свой восторг и теряете сознание...»

«Все зависит от того, на какой высоте твоя планка. Чем выше планка, тем дальше разбег, и тем меньше шансов взять высоту».

Я – Израилевич

«Чудовищное родовое пятно, переименованное после Шестидневной войны в Агрессорович. Я даже не задумывался о том, чтобы его переделать в какой-нибудь псевдоним. Галич не стал бы столь знаменитым, оставаясь Гинзбургом. Два брата – скульпторы, равные по таланту: Наум Габо и Антон Певзнер – первый стал значительно более знаменитым. Я иногда задумываюсь над тем, стал ли бы Шагал столь великим, будь у него фамилия – Хаймович?

Моя фамилия определила всю линию моей жизни. Смешно сказать, меня – лучшего стрелка в роте – не отправляют на соревнования по стрельбе из страха, что я могу занять первое место и будет конфуз.

Моя фамилия определила всю линию моей жизни: никаких легких путей, только через преодоление всего и вся. А каково было моим девочкам! Сколько им пришлось вынести обид? Унижений! И они стали настоящими людьми, которыми можно восхищаться!»

* * *

«В детстве все буквы имели цвет и имена тоже: М – красная. Н – оранжевая. И – синяя. Л – желтая. Фамилия деда – Зильберман – переливалась в цвет золота».

Галина Артеменко

Выставка проходит с 7-24 ноября в галерее «Сарай».
Адрес: Музей Анны Ахматовой. Проезд до ст. м. "Владимирская", "Достоевская", "Маяковская". Литейный пр., 53 (под арку).
Время работы на время этой выставки: среда - 12:00-20:00, четверг-воскресенье - 10:30-18:30.
Телефон: 272 -2211

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину