27 сентября 2017 / 7 тишрея 5778

Йом Кипур 30 сентября

19.11.2014

Книга как то, что нельзя прочитать

Еврейская культура конференция21 ноября в СПбГУ в рамках дней Философии в Петербурге по инициативе Кафедры еврейской культуры СПГУ пройдет международная конференция «Еврейская философия в контексте культур Востока и Запада». Рассказывает Илья Дворкин – один из организаторов конференции:

– Это уже вторая конференция по еврейской философии в Петербурге. На нее приезжают с докладами ученые из Израиля, России, Украины. И это очень важно: таким образом еврейская философия делается фундаментальной частью общей культуры в России и в мире, получает академическую поддержку. По материалам прошлогодней конференции СПбГУ издал большой сборник научных трудов на трех языках. Это международное издание, признанное академическим сообществом. В этом году выйдет новый сборник.

Тема конференции этого года – текст в еврейской культуре. Все знают, что евреи – народ Книги. Но в каком смысле? В еврейской традиции особое отношение к книге. В Европе чтение книг – досуг либо то, что делается с прикладной целью. Для евреев книга – стиль существования. Это то, что формирует сам народ. Книги не читают, а изучают, перечитывают, с ними живут. «Эту книгу я уже прочитал» – такое утверждение в рамках традиционной еврейской культуры нехарактерно. Невозможно «прочитать» Тору или Талмуд. Если я прочитал, то буду обязательно перечитывать, комментировать, обсуждать. Возникает особый феномен: мышление текстом. Люди мыслят самой книгой. На конференции мы будем изучать специфику еврейского текстового мышления. Выступят (или предоставят материалы) такие ученые, как заведующий Кафедрой еврейской культуры СПбГУ Игорь Тантлевский, Александр Львов, Ури Гершович, Екатерина Малахова, Игорь Вдовенко. Это совершенно разные люди, и они будут демонстрировать разные подходы к тому, что есть текст в еврейской традиции/

Приведу пример.

То, что мир создан при помощи Слова, сказано в первой главе Торы, в Теиллим, Мишлей. Но есть и более «продвинутая» идея, впервые сформулированная в Сефер Иецира: мир создан с помощью сефер (книги), сфар (счет) и сипур (рассказ). То есть, мир создан с помощью текста! И если это так, то постижение текста – это изучение генетического кода мироздания. Это, собственно, и делают евреи, изучая Тору… Отсюда произошла и более поздняя идея, сыгравшая колоссальную роль в европейской культуре: идея «Книги природы». Тора – это «книга человека». Однако греческий перевод Торы, Септуагинта, четко выделяет две линии: «книга человека» и «книга порождений неба и земли». Европейская культура, воспитанная на греческом переводе, противопоставляет «книгу человека» и «книгу природы». Возникает два типа наук – гуманитарные и естественные. Но в еврейской традиции человек и мир – единое целое, они не противостоят друг другу. Поэтому изучение еврейского отношения к текстовости важно для изучения не только еврейской культуры, но и мировой.

Еще один пример. Маймонид, как приверженец аристотелевой философии, не признает идею о первичности текста в плане мироздания. Мир и человек существуют в рамках категорий чистого мышления. Но вот общество мыслит образами, передающимися в языке. Поэтому, с точки зрения Маймонида, Тора – перевод чистого языка божественности на язык общества.

Конференция пройдет 21 ноября с 12:00 до 16:00 в Институте Философии СПбГУ по адресу: Менделеевская лин. д.5 ауд. 167. Вход свободный, приглашаются все желающие.

Программа конференции:

И. Р. Тантлевский (С-Петербургский Государственный Университет).

Концепция создания мироздания в «Наставлении для растерянных» Маймонида.

И.Дворкин (Иерусалимский университет).

Герменевтика пророческого текста у Маймонида, Спинозы и Германа Когена.

М.В.Вогман (Московский Государственный Университет).

Фигура 'взаимообратимости' в пророческом дискурсе: к постановке вопроса.

И. Вдовенко (Российский Институт Истории Искусств).

Архитектор, уман и демиург: сцена сотворения мира в Берешит Раба 1:1 и у Филона Александрийского.

И.С.Кауфман (С-Петербургский Государственный Университет).

Спиноза и еврейская мысль: источники и история вопроса.

К. Малахова (Институт философии им. Г. Сковороды НАНУ).

«А именно»: структура хасидской драши (на примере проповеди р. Нахмана Ликутей Могаран 1, 6).

А.Л.Львов (Европейский университет в СПб).

Народ и Книга: текстуальный Израиль в еврейской мысли и в истории.



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
25 сентября 2017
20 сентября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011