23.05.2024
«Четверо». В «Еве» открылась выставка еврейских художников
В благотворительной еврейской организации «Ева» открылась художественная выставка «Четверо».
Об идее выставки, ее концепции и участниках рассказала куратор Наталья Воронцова – художник, поэт, преподаватель живописи в детской художественной школе.
 Наталья Воронцова
Наталья Воронцова
 Афиша выставки
Афиша выставки 
Сильной стороной «Евы» всегда была культурно-образовательная часть. Есть детские программы, многое делается и для взрослых. У нас образовался клуб, в котором выступают актеры, лекторы, вокалисты. А однажды у меня возникла идея создать арт-гостиную, где будут выставляться произведения наших подопечных. Здесь есть «открытый микрофон», позволяющий высказаться любому желающему по теме выставки, выступают музыканты, поэты читают свои стихи, исполняются бардовские песни.
В этом художественном пространстве мы организуем персональные выставки петербургских художников, связанных с еврейским сообществом. Нынешняя – уже восьмая. Здесь размещены картины сразу четверых художников - подопечных «Евы», объединенные еврейскими мотивами. Отсюда и название «Четверо».
На полотнах Софьи Дубовской – пейзажи Израиля, привезенные из поездки в виде акварельных набросков, зарисовок, позднее оформившихся в полноценные полотна.
 Стенд с работами Софьи Дубовской
Стенд с работами Софьи Дубовской 
Виктория Мисуловина – самая старшая из участников, ей 94 года. Ее работы написаны под впечатлением текстов Танаха.
 Работы Виктории Мисуловиной
Работы Виктории Мисуловиной
Представлены работы и ее покойного мужа, художника Мирона Абрамовича, новатора и экспериментатора, создавшего собственную технику рисования. Серия его картин, отобранных для выставки, называется «Рыбы», что тоже несет в себе еврейскую символику.
 Картины Мирона Абрамовича
Картины Мирона Абрамовича
Работы Евгении Певзнер выполнены в жанре «наивного искусства» и представляют собой иллюстрации еврейской Агады. Сюжеты картин навеяны еврейскими праздниками, эпизодами из истории народа, стихами еврейских поэтов.
 Рисунки Евгении Певзнер
Рисунки Евгении Певзнер
На вернисаже звучала фортепианная музыка в исполнении Александра Фридмана, Виктория Мисуловина читала собственные стихи. Исполнялись и стихи Софьи Дубовской, которая не только прекрасный живописец, но и член Союза писателей, имеющая за плечами около двадцати опубликованных поэтических сборников. Свои стихи прочла и организатор выставки Наталья Воронцова.
Мы побеседовали с одной из участниц выставки – Евгенией Певзнер.
 Евгения Певзнер
Евгения Певзнер
Я родилась в интеллигентной семье инженера и врача-невропатолога. Мой старший брат, раввин, живет в Израиле.Я училась в школе при Синагоге (сегодня школа «Шамир» - ред.). После окончания школы поступила в Еврейский университет, который позднее стал называться Институтом иудаики. Моей специализацией стала история. Потом была аспирантура Института истории Российской Академии наук. Тема моей диссертации – «Еврейские культурно-просветительские организации Петербурга, Петрограда, Ленинграда с 1907 по 1929 годы». Я участвую в различных конференциях, проходящих в Москве и Петербурге.
 «Голова года. Иерусалим». Бумага, гуашь, акрил. 2023
 «Голова года. Иерусалим». Бумага, гуашь, акрил. 2023
А когда Вы начали рисовать?
В девятом классе, когда к нам пришел новый учитель рисования Константин Леонидович Кубланов и предложил всем желающим прийти в организованную им изостудию. Мама посоветовала мне записаться, хотя до этого я никогда не рисовала. Новый педагог вселил в меня уверенность, что все получится. Первая моя картина называлась «Всемирный потоп». Учитель предложил изобразить ощущение катастрофы, когда рушится все вокруг.
 «Мир ханукий». Бумага, гуашь, акварель, акрил. 2023
 «Мир ханукий». Бумага, гуашь, акварель, акрил. 2023
В какой технике Вы рисуете?
В основном я использую гуашь, изредка пастель и акварель. Я люблю рисовать яркими красками.
 «Праздник Шавуот. Дарование Торы. Биккурим (приношение первых плодов земли и деревьев в Иерусалимский Храм)». Бумага, гуашь, акрил, акварель. 2022
 «Праздник Шавуот. Дарование Торы. Биккурим (приношение первых плодов земли и деревьев в Иерусалимский Храм)». Бумага, гуашь, акрил, акварель. 2022
А как Вы придумываете сюжеты?
Сначала мне помогал Константин Леонидович. После его отъезда в Америку я стала заниматься у Татьяны Евгеньевны Погорельской. Иногда она подсказывала мне сюжеты, а иногда Илья Дворкин, бывший ректор Еврейского университета, с которым Татьяна Евгеньевна сотрудничала.
С 2007 года, когда уехала Татьяна Евгеньевна, и по 2023 гг. я занималась с Леонидом Яковлевичем Грольманом. Мы с ним вместе придумывали сюжеты и композицию картин, в том числе используя его сказки из циклов «Ю, или пропавший звук. Истории про Принцессу и Путника» и «Хельмские кубики». Также он устраивал художественно-философские мастерские «Джомодан», «Таинственный Чандрабарат», «Письма Ионе», «Часы-Время», «Левиафан», «Хельмская мастерская» и др. На летних школах Центра по иудаике «Сефер» он организовывал мастерские в рамках Бейт-Мидрашей «Фигуры и жесты» в книге «Берейшит» (2008) и «НЕВИДИМОЕ, которое не должно стать видимым» (2009).
После смерти в 2023 году Георгия Матвеевича Лернера - директора Еврейского Центра искусств и ремесел - наша студия перестала существовать. Поэтому я рисую дома, а с Леонидом Яковлевичем консультируюсь по Интернету.
 «Х. Н. Бялик. ''Из зимних песен''». Бумага, гуашь, акварель. 2016
 «Х. Н. Бялик. ''Из зимних песен''». Бумага, гуашь, акварель. 2016
Где Вы выставляли Ваши картины?
Татьяна Евгеньевна  Погорельская представляла мои работы на семинарах, возила в Израиль. Я сама в 2001 году участвовала в семинаре для художников «Библейские образы в искусстве» в Еврейском университете в Иерусалиме. В 2002 году у меня была персональная выставка в Российском институте истории искусств, позднее участвовала в нескольких выставках клуба «Гилель».
 Афиша выставки в Российском Институте Истории Искусств в СПБ.
Афиша выставки в Российском Институте Истории Искусств в СПБ.
Какие темы находят отражение в Ваших картинах?
В основном это иллюстрации еврейских праздников. Был цикл под названием «Песнь песней», иллюстрации к пасхальной Агаде, сюжеты с персонажами Танаха, Пейзажи, натюрморты и портреты я практически не рисую, с этим как-то не складывается. Дважды по совету Татьяны Евгеньевны делала коллажи: ханукальный и свадебный.
 Ханука, плавно переходящая в Ту би Шват (Новый Год деревьев). Картон, акрил, гуашь, акварель. 2022
Ханука, плавно переходящая в Ту би Шват (Новый Год деревьев). Картон, акрил, гуашь, акварель. 2022
 Пиют «Эвен а Штия (Краеугольный камень основания мира)». Бумага, гуашь, акрил. 2022
 Пиют «Эвен а Штия (Краеугольный камень основания мира)». Бумага, гуашь, акрил. 2022
 Кеттуба рабби Акивы и его жены Рахели
Кеттуба рабби Акивы и его жены Рахели
Выставка проходит по адресу наб. реки Мойки, дом 60 (во дворе дома 58 справа) и продлится до конца лета. Вход свободный. Справки +7(812) 571-19-60
Выражаем благодарность Наталье Воронцовой и Татьяне Львовой за информацию и предоставленные фото, а также Евгении Певзнер за фотографии и рассказ о себе
Елена Севенард
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
 190121, Россия, Санкт-Петербург,
 Лермонтовский проспект, 2















