04.11.2022
Правительство, выбранное народом
Только что завершившиеся выборы в Израиле привели к победе «правых». Нетаньяху вновь возвращается во власть. К чему это приведет? Чего опасаются и чему радуются разные сегменты израильского общества? Ситуацию анализирует Евгений Левин.
Поскольку про израильские выборы и их результаты в последние дни не писал только ленивый, позволим себе быть краткими и, насколько получится, максимально беспристрастными.
Кто с кем соперничал?
В последние годы в Израиле сложились два противостоящих блока: сторонники и противники лидера партии Ликуд Биньямина Нетаниягу. Помимо Ликуда (партии, чей ядерный электорат – традиционные евреи восточного происхождения), в блок Нетаниягу входили ультраортодоксы (ашкеназы и сефарды), а также значительная часть религиозных сионистов. Все партии этого блока придерживаются правых и правоцентристских взглядов.
Блок противников Нетаниягу оказался более пестрым: в него вошли как правоцентристы, так и левоцентристы во главе с последним премьером Лапидом, а также две откровенно левые партии, Авода (лейбористы) и Мерец. Кроме того, этот блок мог рассчитывать на техническую поддержку арабских партий и даже сумел наладить сотрудничество с одной из них. Социологически партии этого блока представляли, в первую очередь, «старый Израиль»: ашкеназский и секулярный (хотя среди его сторонников есть и немало «вязаных кип»).
Как удалось наконец поставить точку в череде выборов?
Поскольку между блоками существовало равновесие, сформировать жизнеспособное правительство долгое время не получалось, и израильтянам приходилось снова и снова идти на выборы. Казалось, история повторится и в этот раз: количество голосов, поданных за два блока, оказалось практически одинаковым. Но тут сработало израильское избирательное законодательство: одна левая и одна арабская партия не преодолели электоральный барьер. По закону, голоса, поданные за эти партии, не учитываются, и в результате блок Ликуда и религиозных партий получил на четыре мандата больше.
Чего боятся «либералы»?
Поскольку у двух евреев всегда три мнения, религиозных партий в Израиле несколько. На этих выборах они объединились в три блока: «Еврейство Торы» (ашкеназы-ультра-ортодоксы), Шас (сефарды), и «Религиозный сионизм». Именно последние добились на этих выборах наибольших успехов – и вызывают больше всего вопросов и опасений у либеральной части израильского общества, поскольку некоторые депутаты от этого списка не раз позволяли себе ксенофобские и мизогинные высказывания.
Разумеется, большинство из тех, кто голосовал за «Религиозных сионистов», сделали это из-за обещаний правых навести порядок в сфере безопасности, провести судебную реформу, и т.д. Однако многие опасаются, что такие масштабные шаги окажутся им не по зубам, поэтому они сосредоточатся, в первую очередь, на меньшинствах или, к примеру, борьбе с «феминизмом» (тоже популярная тема у некоторых деятелей этого лагеря).
Чего боятся «светские»?
Впрочем, волнуются не только из-за религиозных сионистов. Многие израильтяне всерьез опасаются, что оголодавшие за год в оппозиции ультраортодоксальные партии попытаются наверстать упущенное – естественно, за счет госбюджета. Ну и, разумеется, все понимают, что о дальнейших шагах по секуляризации общественного пространства – например, о том, что строящийся в Тель-Авиве метротрамвай будет работать по субботам – можно будет забыть.
Чего опасаются «религиозные»?
Среди тех, кого не радуют результаты выборов, есть и немало религиозных евреев, принадлежащих к более либеральной части религиозно-сионистского лагеря, они опасаются изменений в системе государственно-религиозного образования, кашрута, гиюров и т.д. – естественно, в пользу устрожения и закручивания гаек. Своей партии у этих кругов в Кнессете не будет – партия «Еврейский дом», претендовавшая на то, чтобы представлять их интересы, электоральный барьер не прошла (впрочем, большинство представителей этого лагеря за нее и не голосовала, отдав предпочтения «центристам», в списках которых немало людей в кипах).
Победители, естественно, смотрят на все совершенно иначе, и ждут от нового правительства шагов по укреплению «еврейского характера государства» и «традиционных ценностей». Что это такое и как именно это сделать, каждый, впрочем, понимает по-своему.
И что теперь будет?
Какие практические последствия будет иметь «смена караула» на израильском Олимпе? Прежде всего, это зависит от того, какую коалицию соберет Нетаниягу. В принципе, для формирования правительства ему достаточно естественных союзников. Однако в этом случае он будет слишком от них зависеть, поэтому не исключено, что он попытается привлечь кого-то из бывших противников, такие прецеденты в израильской истории уже были. В этом случае влияние религиозных партий, естественно, будет меньше.
Словом, делать какие-то выводы пока рано. И единственное, что можно сказать точно – что никто не сомневается, что выборы прошли абсолютно, честно, без вбросов, каруселей и манипуляций при подсчете голосов. Так что, каким бы ни было будущее правительство Израиля, это будет правительство, выбранное народом.
Евгений Левин
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2