07.11.2023
Заповеданная война, или на фронт из-под хупы
Тора запрещает молодожену идти на войну. Но сейчас парам ставят хупу прямо на военной базе, а дальше зачастую и жених, и невеста отправляются в бой. Евгений Левин объясняет, почему здесь нет противоречия.
Двадцатипятилетний Реувен Лебеткин и двадцатитрехлетняя Ширель Тайб должны были пожениться 23 октября. Как полагается, молодые сняли зал, разослали приглашения многочисленным родным и близким. Но Бог судил иное: 7 октября началась война, и Реувена призвали в армию.
Тем не менее, свадьба состоялась в назначенное время: ее сыграли прямо на военной базе, где находилась часть Реувена. Хупу поставили прямо на фоне танка.
Timesofisrael
Аналогичный случай был у Омер Падан и Итая Шварцштейна: после того, как Итай ушел на войну, Омер приехала к нему на базу, где и сыграли свадьбу.
Ynetnews
Таких историй в последнее время много. Причем в некоторых случаях на войну призвали и жениха, и невесту (в Израиле, как известно, большинство женщин служит в армии). Тогда под хупой оказывается не один, а сразу два человека в форме.
Гили и Саги
Реакция на подобные новости, разумеется, вполне предсказуемая: молодым желают счастья, молятся, чтобы они не пострадали в ходе боевых действий; некоторые шутят, что им повезло – сэкономили на банкетном зале, музыке и т.д. (Свадьба в Израиле – дело очень и очень не дешевое). Ну и, разумеется, вспоминают еврейские законы, касающиеся ведения войны.
В Торе перечислено несколько категорий лиц, которые могут не идти на войну. В их число входят и молодожены, а так же недавно обручившиеся:
Надсмотрщики же пусть объявят народу так: «тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его. И тот, кто обручился с женщиною и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял ее… Если кто взял жену недавно, то пусть не идет в войско, и да не будет на него ничего возложено: свободен да будет он для дома своего один год и да увеселяет жену свою, которую взял.
Дварим, 20:6-7, 24:5
Так что на первый взгляд может показаться, что нынешняя ситуация, когда жених отправляется на фронт прямо из-под свадебного балдахина, противоречит Торе. Но это не так. Дело в том, что еврейское право различает два вида войн: разрешенная война и заповеданная война.
К первой категории относятся войны, которые еврейский царь ведет ради достижения своих политических или экономических целей: в рамках союзнических обязательств, для расширения своих владений, и т.д. Своим названием они обязаны тем, что для того, чтобы начать такую войну, царь должен получить разрешение от Сангедрина (Синедриона), высшего религиозно-судебного органа народа Израиля: «Вывести народ на разрешенную войну царь может только с разрешения Верховного суда, состоящего из семидесяти одного мудреца» (Рамбам, Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 5:2).
Что же касается заповеданной войны, то Рамбам пишет: «Вначале царь должен вести заповеданные 1 войны. Какие войны относятся к заповеданным? Это война против семи ханаанейских народов, война с Амалеком и защита Израиля от врагов» (там же, 5:1). Заповеди, касающиеся семи народов Ханаана или Амалека, сегодня не актуальны, поскольку с галахической точки зрения этих народов не существует: как сказано в Талмуде, «Санхерив, царь ассирийский, и смешал все народы» (Брахот, 28а). Однако «защита Израиля от врагов по-прежнему актуальна).
Так вот, все библейские законы, касающиеся освобождения от воинской службы, касаются только разрешенной войны! Что же до войны заповеданной, то Рамбам, опираюсь на Мишну, пишет (там же, 7:4):
Все, что сказано о том, что определенным людям дозволяется вернуться домой перед началом боевых действий, относится к разрешенной войне. Но на заповеданную войну выходят все – даже жених из комнаты, где он впервые уединился с невестой, и невеста прямо со своей свадьбы.
(Упоминание невесты в контексте участия в войне нередко вызывает недоумение. Какова роль женщин в войне? Ведь Тора запрещает женщинам надевать на себя предметы мужской одежды: «Да не будет одежды мужской на женщине» (Дварим, 22:5); согласно Талмуду, этот запрет включает в себя и ношение оружия (Назир, 59а). Комментатиры предлагали разные решения: к примеру, рабби Давид ибн Зимра (Радбаз) полагал, что женщины могут оказывать помощь в приготовлении пищи и исполнять другие работы, но не принимать участие в боевых действиях. Впрочем, эта тема требует отдельного обсуждения).
После ужасных кадров хамасовских зверств никто, думаю, не станет спорить, что эта война – не просто «защита от врагов», но борьба за национальное выживание. Т.е. заповедная война во всех смыслах этого слова. В которой, как мы видели, должны участвовать все.
И это не просто теория. Знакомая автора этих строк, религиозная израильтянка восточного происхождения, вышла замуж незадолго до начала войны. Когда муж получил повестку, она вспомнила соответствующие места из книги Дварим – и уговорила супруга позвонить своему раввину. И тот, не задумываясь, ответил: «Это заповеданная война. Так что иди в армию, и постарайся вернуться целым, невредимым – и с победой».
Полностью присоединяемся к этому пожеланию.
Евгений Левин
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2