14.12.2021
Шломо Муссайефф, или Ювелир из рода Рамбама
В Эрмитаже проходит выставка работ великого античного стеклодува Энниона. Среди них - четыре сосуда из собрания израильского коллекционера, главы престижного ювелирного дома, владельца редчайших бриллиантов, потомка Рамбама, авантюриста, контрабандиста и бывшего беспризорника Шломо Муссайеффа (1925-2015). Познакомим читателей с его весьма увлекательной биографией.
Выставочный стенд античного стекла
Как Маймон превратился в Муссайеффа
Шломо Муссайефф родился в 1923 году в Иерусалиме в бухарской семье, которая ведет свое происхождение от Рамбама (Маймонида), великого мудреца XII века.
Шломо Муссайефф
Согласно семейной легенде, один из его предков сшил халат для гостившего в Бухаре Чингисхана.
Дед героя нашей публикации, Шломо Муссайефф-старший, основатель семейной бизнес-империи, родился в 1852 году.
Изначально фамилия семьи была Маймон. Но, по преданию, когда потомок Рамбама переселился в Бухару, то узнал, что здесь «маймун» означает «обезьяна»... Поэтому он взял фамилию «Моше» - по имени своего великого предка; на арабском оно произносится как «Муса». А в 1864 году, когда Россия завоевала Бухару, к фамилии добавили «-ев», так из «Муса» получилось «Мусаев». После отъезда семьи из Российской империи фамилия стала писаться «Moussaieff».
Шломо Муссайефф-старший выучился на раввина, да и в светских науках был блестяще образован, но заниматься предпочитал бизнесом. Он торговал чаем и недвижимостью, а затем создал один из первых в Бухаре банков. Но в 36 лет, движимый религиозными побуждениями, бросил все и переехал в Землю Израиля. Вместе с пятью земляками основал в Иерусалиме бухарский квартал, где на свои деньги построил четыре синагоги и жилье для 25 бедных семей.
Сам Шломо в Иерусалиме занимался тем же, чем и в Бухаре - торговал. Только уже не чаем, а драгоценными камнями. Однако не забросил и религиозные штудии: написанные им философские трактаты хранятся в библиотеке университета Бар-Илан.
Шломо Муссайефф-старший
Изгнанный сын
Шломо Муссайефф-старший был женат на Эстер Гаонофф из дома Йосефа Мамана - величайшего духовного авторитета для бухарских евреев. У Шломо и Эстер родилось семеро детей, большинство уехали за рубеж: во Францию, Англию, США, хотя на смертном одре алмазный богач Муссайефф поклялся оставить наследство только тем, кто будет жить на земле Израиля. Среди оставшихся был сын Рехавия. В детстве он не мог читать и писать. Сейчас бы ему поставили диагноз дислексия, но тогда отец счел его просто лентяем и бездарью и выгнал 12-летнего сына на улицу. Рехавия ночевал на улицах и в синагогах, подрабатывал, где придется. Вероятно, успехи в бизнесе, причем наследственном, вернули Рехавии благорасположение отца. В результате именно он продолжил семейное дело и торговлю после смерти Шломо.
Первые шаги миллионера
Коллекционер Шломо Муссайефф-младший - второй из двенадцати детей Рехавии. Свое имя он получил в честь деда. Рехавия, позднее начавший продавать драгоценные камни в Париже, познакомил сына с ювелирным бизнесом. Младший брат Шломо, Алон, стал торговать ювелирными изделиями в Иерусалиме. Сестры Шломо и Алона открыли сеть ювелирных магазинов. Сторонник строгой дисциплины, Рехавия, как в свое время поступил и его отец, вышвырнул 12-летнего Шломо из дома. Сам же Шломо утверждал, что тоже страдал от дислексии и не мог читать. История повторилась. Мальчик искал ночлег в синагоге, автобусах и даже ночевал на улице, какое-то время работал плотником. Однажды Шломо несколько часов блуждал вокруг гробницы эпохи Второго Храма в парке. В пещере кладбища Санхедрия, тогда открытой для посещений, мальчик обнаружил монеты и старинные светильники. Они-то и положили начало его карьере торговца антиквариатом.
Из коллекции Шломо Муссайеффа
Две тюрьмы
А еще Шломо промышлял тем, что раскалывал свинцовые гробы и продавал свинец в Армянском квартале. Однажды Шломо схватили и избили арабские полицейские. Расхититель гробниц предстал перед судьей и получил девять месяцев тюрьмы.
Выйдя на свободу, Шломо попросил, чтобы ему позволили обучаться в медресе. Здесь он с легкостью выучил Коран наизусть (и куда только делась дислексия?!) и познакомился с арабской культурой. В 1940 году Шломо примкнул к подпольщикам из военной организации Иргун, выступавшей против британского правления в Палестине. По совету лидера Иргуна, Шломо в 17 лет вступил в британскую армию, чтобы бороться с нацистской Германией. В 1947 он вернулся в Иргун, участвовал в боях в Старом городе Иерусалима. Когда Иерусалим был оккупирован Иорданией, Шломо попал в плен и оказался на год в тюрьме Трансиордании.
Золото Иордании
Женился Шломо на уроженке Австралии Элис за две недели до плена. После освобождения он трудился в ювелирном магазине своей семьи, разыскивал генизы в египетской пустыне и Италии, выкупал старые рукописи по Каббале и брачные контракты, написанные известными раввинами. Со временем он открыл антикварную лавку в центре Иерусалима. В 1950-х Муссайефф перевозил золото и антиквариат из Иордании. В этот период он подружился с Моше Даяном, который предоставлял транспорт для перемещения контрабандных товаров. В 1954 году Шломо задержали по подозрению в краже 1000 монет и других предметов старины из Еврейского университета в Иерусалиме. Муссайефф утверждал, что заплатил их полную стоимость, но так и не назвал имя продавца. Его освободили только после того, как супруга вернула все вещи иерусалимской полиции.
Из коллекции Шломо Муссайеффа
Ювелирный дом в обмен на рукописи Маймонида
В коллекции Муссайеффа были рукописи его великого предка Маймонида, чем он немало гордился.
Но с ними пришлось расстаться. В 1963 году Муссайеффу предложили сделку, от которой он не смог отказаться: власти закрывают глаза на все сомнительные моменты в его биографии, вдобавок ему дается право открыть собственный бутик в лондонском отеле Hilton - и все это в обмен на рукописи.
Так в Лондоне появился ювелирный дом «Moussaieff».
Шломо Муссайефф
Идеальный бриллиант
Продажи ювелирных украшений в магазине Шломо Муссайеффа резко возросли к 1967 году, когда богатые арабы из Саудовской Аравии и стран Персидского залива стали закупаться ювелирными изделиями в Лондоне. Его постоянными клиентами были принцесса Ашраф Пехлеви, Ричард Бартон, Элизабет Тейлор, Боб Каммингс, Фрэнк Синатра и другие. В 2003 году Смитсоновский институт в Вашингтоне организовал специальную выставку, состоящую исключительно из семи самых редких и крупных в мире алмазов. Один из них, почти идеальный красный бриллиант весом более пяти карат, известен как Moussaieff Red.
Из коллекции Шломо Муссайефф
Доктор - контрабандист
В 2004 году Шломо передал бизнес жене и сосредоточился на коллекции древностей Ближнего Востока, превосходящей по объему собрания многих крупных музеев. Предметы из его коллекции представлены в Музее Израиля и Музее библейских стран. Университет Бар-Илан в Тель-Авиве наградил Шломо почетной докторской степенью в знак признательности за преподнесенные им в дар редкие каббалистические рукописи.
Фото с публичной страницы в Фейсбуке
Управление древностей Израиля относилось к коллекционеру с изрядной долей подозрения. Однажды в аэропорту Бен-Гурион Шломо, путешествующего с дочерью, задержали таможенники и несколько часов искали контрабанду. Конечно же, они ничего не нашли.
Из коллекции Шломо Муссайеффа
Фото с публичной страницы в Фейсбуке
Фото с публичной страницы в Фейсбуке
Плати, и тебе привезут
Умер Шломо Муссайефф в Израиле 29 июня 2015 года в возрасте 92 лет.
Фото с публичной страницы в Фейсбуке
До самого конца он не переставал пополнять свою коллекцию. Его девизом было: «Плати, и тебе привезут». Торговцы антиквариатом, как легальные, так и не очень, проторили путь и к его двери на Гросвенор-сквер в Лондоне, и на 14-й этаж отеля Daniel в Герцлии. Шломо не волновало происхождение артефактов.
Фото с публичной страницы в Фейсбуке
Он считал, что если он не купит, то это сделает кто-нибудь другой. Были ученые, которые его осуждали. Другие же приветствовали возможность представить публике редкие и важные артефакты, которые иначе были бы утрачены.
Фото с публичной страницы в Фейсбуке
В 2003 году в память о Шломо Муссайеффе был опубликован сборник научных статей, посвященных предметам из его коллекции.
Шломо Муссайефф
Продолжательница династии
У Шломо Муссайефф осталась 68-летняя жена, три дочери: Доррит, Тамар и Шарон и двое внуков. Его старшая дочь Доррит - первая леди Исландии, замужем за президентом Оулавюром Рагнаром Гримссоном. Когда семья переехала в Лондон, Доррит было 13 лет. Доррит многое унаследовала от отца, в том числе и дислексию. Но времена были уже гуманные, на улицу ее никто не выгонял, даже наоборот, она не ходила в школу и получила домашнее образование. Свободное время она любила проводить в папином ювелирном бутике в отеле Hilton на Парк-лейн. У девочки не было сомнений, кем она хочет стать, когда вырастет: конечно же, дизайнером ювелирных украшений! С Оулавюром они познакомились на ужине у общих лондонских знакомых. Он начал ей рассказывать о родной для него Исландии, а она, почти не слушая его, в конце небрежно заметила:
– А я слышала, что у вас в стране нет ничего, кроме вкусной рыбы.
На следующий день они снова встретились и снова случайно - на похоронах великого скрипача Иегуди Менухина. Потом вместе съездили на горнолыжный курорт в Колорадо. Первое время их роман был тайной для окружающих, даже для отца. Однако в сентябре 1999 года Оулавюр Рагнар Гримссон в телевизионном выступлении признался исландскому народу и всему миру, что влюбился в богатую брюнетку из Челси.
Доррит Муссайефф
- Я подумал, что пришло время рассказать моему народу о ее существовании. Я хочу быть честным с исландцами, – сказал президент.
В мае 2000 года они обручились, но брак заключили только три года спустя – и то лишь под давлением общественного мнения. Исландцы, сами в брак вступать не стремящиеся (около 30% детей в этой стране рождается у родителей, не состоящих в браке) отчего-то в опросах общественного мнения настаивали, чтобы их президент женился на своей брюнетке. Свадебная церемония состоялась в мае 2003 года в президентской резиденции при участии немногочисленных родственников и избранных друзей.
Президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон с супругой
Ханукальное чудо для Доррит
В Исландии живет чуть больше 300 тысяч человек. Евреев среди них около сотни. В стране нет синагог, а раввин из Нью-Йорка бывает наездами от праздника к празднику. Когда в первую свою Хануку в Исландии жена президента пожелала зажечь праздничную свечу, то в резиденции не нашли ханукии, а во всем Рейкьявике - магазина, где ее можно было бы купить. Но случилось маленькое чудо: в хранилище подарков, полученных президентами Исландии, обнаружился ханукальный светильник, подаренный много лет назад главе государства во время визита в Израиль. Праздник был спасен.
По материалам biblicalarchaeology.org, jewish.ru, lebed.com, ami.spb.ru, hrwiki.ru,tass.ru, peterburg2.ru
Елена Севенард
Хотите получать новости быстро?
Подпишитесь на наш телеграм-канал
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2