18.02.2020
Йосеф-кормилец: реформатор или антикризисный менеджер?
Моше и Элишева Яновские предлагают необычный взгляд на рассказ Торы о деятельности Йосефа в Египте, они делают экскурс в исторические реалии древнего Египта и раскрывают психологию его жителей.
Как написано в Торе, книге Берешит (41), Йосеф, проданный братьями в рабство, спасает Египет от голода:
«Семь лет изобилия земля приносила богатый урожай. Иосиф собирал весь урожай тех семи лет изобилия в Египте и складывал его в городах; в каждом городе он складывал урожай с окрестных полей. Собранного Иосифом зерна было как песка в море, и он перестал вести ему счет, потому что сосчитать его было невозможно».
Что произошло, когда настал голод?
«Йосеф собрал все серебро, что было в земле Египетской и в земле ханаанской, - за хлеб, который покупали люди. Йосеф внес это серебро в дом фараона. Когда же закончилось серебро и в земле египетской, и в земле ханаанской, все египтяне пришли к Йосефу и сказали: Дай нам хлеба! Неужели мы должны умереть у тебя на глазах, если закончилось серебро? - Ведите ваш скот, - ответил Йосеф. - За ваш скот я дам вам хлеба, если закончилось серебро. Они привели свой скот к Йосефу. Йосеф дал им хлеба - за лошадей, мелкий скот, крупный скот и ослов. В тот год он снабжал их хлебом — за весь их скот. - Не скроем от нашего господина, - сказали они, - что серебро истощилось, а все стада скота уже у нашего господина, и не осталось у нас перед нашим господином ничего, кроме наших тел и нашей земли. Зачем нам погибать у тебя на глазах - и нам, и нашей земле? Купи нас и нашу землю за хлеб - пусть мы, с нашей землей, будем отданы в рабство фараону. Только дай нам семян - и мы останемся в живых, не умрем, и земля не опустеет. Так Йосеф приобрел для фараона всю землю египтян, ибо каждый египтянин, страдая от голода, продал свое поле - и стала вся земля собственностью фараона. А народ Йосеф расселил по городам...»
Йосеф в Египте. Из Сараевской Агады
Кем же нам следует считать Йосефа-кормильца: великим реформатором или гениальным специалистом по чрезвычайным ситуациям? Подрывает он своими действиями по борьбе с голодом традиционные египетские представления об общественном устройстве или же действует в рамках местных традиций?
Соображения личной выгоды?
Рассмотрим традиционные интерпретации этой истории, изложенные в мидрашах. «Кли Якар» объясняет переселение деревенских жителей Египта в города тем, что Йосеф готовился к прибытию отца и братьев, кочевников-скотоводов. Таким образом он пытался уравнять коренных египтян по статусу с новоприбывшими сынами Израиля: ведь коренные жители тоже снимаются с насиженных мест.
Насильственная ассимиляция египтян?
Рав Ури Шерки, авторитетный раввин современности, относится к такой «насильственной ассимиляции» отрицательно. По его мнению, Йосеф совершает ошибку, которая негативно повлияет в будущем и на египтян, и на евреев. Р. Шерки сравнивает такой «насильственный отрыв от корней» с действиями коммунистических режимов.
Действия в русле египетских традиций?
Однако попробуем вспомнить несколько достоверно известных современным ученым фактов из истории Древнего Египта и попробуем рассмотреть действия Йосефа в свете этих реалий.
Еще в эпоху Древнего Царства (III тысячелетие до н. э.) статус крестьянина в Египте был крайне низким. Великий российский историк Ю. Перепелкин в своем классическом труде «Хозяйство староегипетских вельмож» говорит о «бедственном, безвыходном положении части нерабского населения», их экономической нестабильности и распространенности ссуд зерном. Эти ссуды были настолько привычным делом, что для них у египтян существовал даже особый термин. Перепелкин приводит надписи из гробниц князей, которые ставят себе в заслугу то, что выплачивали подобные долги за неимущих окрестных крестьян. Эти зерновые долги «были... уже настолько часты, что превратились в общественное бедствие». Найм рабов за зерно также был весьма распространен, и «от такого обнищания до отдачи себя в наемники было, конечно, недалеко» (там же, с. 112).
Молодой пастух Йосеф. Марк Шагал
Крестьян, как и представителей других низших сословий, нередко сгоняли на общественные работы, очевидно, еще в эпоху строительства пирамид. Такие принудительные работы были тяжелым бременем для низшего слоя нерабского (формально) населения. Современный исследователь подчеркивает совершенно произвольный характер таких мобилизаций и невозможность уклонения от них. В благополучные годы мобилизованный крестьянин получал (согласно дошедшим официальным надписям Среднего царства, возможно, преувеличивавшим щедрость властей и наверняка не включавшим «коррупционный налог» или попросту воровство начальников разных уровней) от 8 до 10 буханок хлеба и два кувшина пива в день (там же). Этого должно было хватать для пропитания семьи.
Разрыв в статусе между фараоном, «благим богом», и крестьянами, вынужденными подчиняться представителям местной знати, и чиновникам государственного аппарата, был огромен. Его суть хорошо отражает мидраш (Танхума; Шмот раба, 9), в котором фараон уходит на берег Нила, чтобы незаметно для глаз простых смертных справить там неподобающую «живому божеству» нужду.
Разница в статусе между представителями низших сословий, с одной стороны, и жрецами и вельможами, с другой, также была колоссальна. Писцы, надсмотрщики и другие представители бюрократии занимали промежуточное положение. Автор знаменитого «Поучения Ахтоя сына Дауфа своему сыну Пиопи» восхваляет профессию писца, красноречиво описывая тяготы, связанные с занятиями ремеслами и земледелием: представители этих профессий одеты в лохмотья, вечно голодны, зачастую подвергаются побоям. Заметим, речь идет не о рабах, а о формально свободных людях.
Тора сравнивает плодородную землю Египта с Райским садом, но не следует забывать и о том, что в случае неурожайных лет последствия для Египта, древней «мировой житницы», кормившей окрестные страны, были катастрофическими. В случае низкого разлива Нила в стране наступал голод, «когда каждый съедает своего единственного ребенка».
Согласно тексту Торы, Йосеф был не понаслышке знаком с условиями жизни низших слоев египетского общества. Ему наверняка были известны истории и о голодных годах, и о сгоне крестьян с земли и о привлечении к общественным работам, и о давно ставших привычными зерновых ссудах. Естественно, знал он и том, что население страны, приученное за многие века к патерналистской роли фараонов, давно отвыкло проявлять инициативу и не делало собственного запаса продуктов на черный день. Вспомним известный мидраш о том, что к наступлению первого из семи голодных лет в стране сгнило все зерно, кроме сохраненного Йосефом. Поэтому то, что в первый же год из предсказанных им голодных лет земледельцы обратятся к царю за помощью, не стало для Йосефа сюрпризом.
Иосиф не пытается изменить психологию и привычное поведение основной части населения Египта, призывая их к сохранению урожая в сытые годы. Он заботится о том, чтобы запасти и сохранить урожай в хранилищах фараона.
Итак, спасая египтян от голода, Йосеф использует давно ставшие привычными для них средства и действует на благо всей страны.
Об авторах:
Моше Яновский - научный сотрудник Иерусалимского технологического колледжа (Махон Лев), научный руководитель Шомронского центра изучения экономической политики.
Элишева Яновская – антрополог, постоянный автор нашего сайта.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2