Все проекты
Общину поддержали 30734 раз

«Он был несущей конструкцией всего поколения»

Несколько дней назад в возрасте 91 года скончался р. Йоэль Кан, который был главным «хозером» Седьмого Любавического Ребе.
Кто такой «хозер»? Это человек, который запоминал наизусть длинные выступления Ребе (что было особенно важно в шабат, когда нельзя писать и пользоваться записывающими устройствами), а затем их обрабатывал и записывал. Р. Йоэль Кан занимал эту должность с 1950 г. до 1992 года, вплоть до последних выступлений Ребе.

О том, что за человек был р. Йоэль Кан и какова была его значимость в мире Хабада, рассказывает Борух Горин — главный редактор издательства «Книжники».

«Он был несущей конструкцией всего поколения»

Ребе и хозер

В Хабаде с самого начала фигура Ребе воспринималась несколько иначе, чем в общераспространенной хасидской традиции. Хасидский Ребе — это тот, кто молится за вас и дает вам благословение. Главной задачей хабадского цадика со времен Альтер Ребе было учить. Учить людей молиться, изучать Тору. И задача эта реализовывалась через выступления Ребе, через публичное «говорение» хасидского учения. Поэтому особый статус имели те, кто эти выступления запоминал от первого до последнего слова, а затем, спустя несколько часов, записывал (что, в первую очередь, было необходимо для выступлений в шабат и праздники, когда писать нельзя). «Маамары» (речи) Альтер Ребе записывали те, кто впоследствии стали Вторым, Третьим Ребе. Это неслучайно. Функция записывающего была отнюдь не технической. Здесь требовались сразу два исключительных качества: феноменальная память и феноменальные же аналитические способности. Не просто запомнить, но по ходу речи выявить, а затем выпукло преподнести читателю глубинный смысл и внутреннюю логику; вычленить внутренние цитаты, правильно понять статус используемых терминов. Должность эта называлась «хозер». Буквально — «повторяющий».

Реб Йоэль Кан

Реб Йоэль Кан приехал в США в марте 1950 г., через месяц после ухода Шестого Ребе. Приехал совсем юным, 19-летним, чтобы учиться в ешиве. С первых же дней он оказался среди тех, кто руководил «штабом» Седьмого Ребе. Свои должностные обязанности Ребе и реб Йоэль начали исполнять одновременно. Сразу стало очевидным, что юноша обладает уникальными качествами, необходимыми для хозера. С первых дней и до самых последних выступлений Ребе в 1992 году он занимался стенограммой, разъяснением, аннотированием его бесед. Обладатели феноменальной памяти часто замкнуты и нелюдимы. Но реб Йоэль удивительным образом совмещал этот дар с педагогическим талантом. Он создал целые коллективы молодых хозрим, которых обучал навыкам запоминания и работы с текстом. Все труды Ребе, вышедшие за 70 лет, это результат работы либо самого реб Йоэля, либо его учеников. А ведь речь идет о сотнях томов! Кроме того, реб Йоэль на постоянной основе читал лекции по хасидуту для учеников ешивы. К этой работе он относился трепетно, это была фундаментальная часть его жизни. Удивительно было наблюдать, как этот гигант мысли вызывал всеобщую любовь студентов — и с каким теплом относился к ним сам. Он словно не замечал пролегающей между ним и учениками интеллектуальной пропасти, и отвечал с полной отдачей даже на самые незамысловатые вопросы. На его уроках всегда было не протолкнуться. Мне повезло быть на многих из них, когда мне было 18. Признаюсь, я почти ничего не понимал, но крох с этого стола вполне хватало, чтобы потом жить ими год.

«Он был несущей конструкцией всего поколения»

Собственно, любой хасид моложе 60 лет, прошедший через хабадскую систему образования, так или иначе был связан с реб Йоэлем. И, когда пришло скорбное известие о его кончине, невероятное количество людей почувствовали себя осиротевшими. Мы все потеряли наставника. Сама мысль о том, что в мире есть такой человек, создавала опору; ощущение, что есть кто-то, кто всегда ответит на любой вопрос. (Это была иллюзия — я не звонил и не спрашивал...).

«Он был несущей конструкцией всего поколения»

Но он был интегральной частью хабадского мира. Он присутствовал на всех фарбренгенах Ребе, сидел в одном и том же месте. На любой фотографии, где вы видите Ребе, тут же, напротив него — реб Йоэль. Мы потеряли не просто важного и дорогого человека, но несущую конструкцию поколения.

«Йоэль не заметит, что вы в новом платье»

О его рассеянности ходили легенды — якобы, он, взяв из дома распечатки материалов лекции и сверток с мусором, на лекцию приносил, конечно, мусор; вроде, возвращаясь в Шабат домой, он «считал все столбы», потому что его огромный мозг был занят только что произнесенной многочасовой беседой Ребе, которую после субботы ему надо было записать.
Но самую замечательную историю нам рассказала его жена, Лея. Она дружила с ребецн (Хаей-Мушкой, женой Седьмого Ребе — ред.), и однажды, купив новое платье, пришла ей показать. Кружась перед подругой, она не услышала, что дверь открылась, и очень смутилась, увидев мужа подруги.
Ребецн разрядила ситуацию: «Лея купила новое платье и принесла показать». Ребе посмотрел на платье, и, улыбнувшись, сказал: «Приходите всегда показывать обновки, ведь Йоэль-то не заметит, что вы в новом платье».

Книга «Сквозь призму хасидского учения»

«Он был несущей конструкцией всего поколения»

Я мечтал много лет издать на русском его книгу. Меня отговаривали: слишком сложно для неподготовленного читателя. Но сам реб Йоэл сказал — издавайте, среди «русских» всегда было много умных. Реб Михоэл Кориц проделал огромную работу по переводу и аннотированию, и мы издали эту книгу. Случилось чудо — она выдержала переиздание в прошлом году. Отзывы о ней я получаю потрясающие.

«Только теленок мог подумать, что он может заменить Моисея!»

Реб Йоэл Кан приехал несколько лет назад в Израиль с циклом лекций. Его приезд произвел огромное впечатление и перед завершением визита у реб Йоэла брал интервью журналист крупной израильской газеты. Среди прочего он задал такой вопрос: «Раввин Кан, вы крупнейший знаток любавического хасидизма, знаете наизусть все выступления Ребе на протяжении 40 лет, очень близко общались с Ребе, пользуетесь заслуженным авторитетом среди огромного количества хасидов. Почему бы вам не стать новым Ребе?»
Реб Йоэл традиционно в начале ответа задал собственный вопрос интервьюеру: «Скажите, вас никогда не удивлял тот факт, что когда у Синая евреи решили, что учитель наш Моше не вернется, они создали золотого тельца, чтоб он ими руководил? Почему тельца? Ведь можно было выбрать Аарона или Хура на вакантную должность? Не знаете? Так я вам скажу — потому что только теленок мог подумать, что он может заменить Моисея!»

Фотографии предоставлены Борухом Гориным

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину