22.12.2023
Пять причин помогать евреям
Александра Юнисова – жительница Петербурга, работала в журналистике. Не имея еврейских корней, она поддерживает Израиль, старается подбодрить живущую там приятельницу и осуждает агрессию в адрес евреев. Публикуем ее статью, где она объясняет свою позицию.
«Чтобы помогать кошкам, надо непременно быть кошкой?»
Когда «ХАМАС» жестоко расправился с жителями приграничных районов Израиля, я испытала глубокое сочувствие к евреям, которые, как уже не раз бывало в истории, оказывались мишенью для человеконенавистнических настроений. Последующий погром в аэропорту г. Махачкалы был расценен мной как «тревожный звонок», поскольку подобные «мероприятия» являются предвестником настоящих бесчинств, имеющих трагические последствия. Поэтому я решила внести свой посильный вклад в предотвращение нарастания в обществе вражды и ненависти, а также помочь евреям там, где им нужна помощь, и где я могу оказать содействие. К моему удивлению, такое решение у совершенно разных людей вызвало один и тот же вопрос: «А почему ты хочешь помогать евреям, если ты не еврейка?», и я, если честно, долго не знала, как на него отвечать. В какой-то момент появилась мысль отшутиться, сказав что-то вроде: «А что, для того чтобы помогать кошкам, надо непременно быть кошкой?», однако через некоторое время я поняла, что вопрос о помощи евреям со стороны неевреев заслуживает более серьезного отношения, чем кажется на первый взгляд, так как отражает доминирующие в обществе позиции. В связи с этим я написала статью «Пять причин, по которым неевреи помогают евреям», и предлагаю ее вашему вниманию.
Причина 1. Помогать только «своим» - трагическая ошибка!
Немецкий пастор Мартин Нимеллер, который был узником Дахау с 1941 по 1945 год, впоследствии так объяснил непротивление немецких граждан нацистам:
Сначала они пришли за социалистами, и я молчал — потому что я не был социалистом.
Затем они пришли за членами профсоюза, и я молчал — потому что я не был членом профсоюза.
Затем они пришли за евреями, и я молчал — потому что я не был евреем.
Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня.
К этой знаменитой цитате нечего добавить, кроме того, что сегодня мы повторяем ту же ошибку, а значит трагическая история может случиться вновь.
Причина 2. Желания евреев естественны и законны
Нет никаких доказательств того, что евреи исподтишка правят миром, однако зафиксированы многочисленные факты их страданий, лишений и бед. И если мы объективно и беспристрастно оценим сегодняшние запросы евреев, то увидим лишь два пожелания – во-первых, жить в безопасности (отсутствие погромов, преследований, физической расправы) и, во-вторых, использовать ту территорию, которая закреплена за ними в соответствии с решением ООН 1948 года. Эти решения приняты на международном уровне и получили одобрения большинства государств. Кроме того, желание еврейского народа иметь свою территорию столь же понятно и естественно, как стремление членов семьи проживать своей семьей, в отдельной квартире, а не мыкаться по углам, принадлежащим дальним родственникам или посторонним людям. А если учесть, что потомки Моисея проживают на территории современного Израиля уже несколько тысячелетий, то право на закрепление за евреями этих земель имеет не только рационально-логические, но и исторические предпосылки.
Причина 3. Самозащиты не всегда достаточно
«Самозащита» и «помощь извне» - дополняющие друг друга, но подчас не связанные между собой способы отражения агрессии. Случаи, когда люди могут самостоятельно справиться с хулиганами или дебоширами, чрезвычайно редки – чаще всего все-таки необходима помощь соседей, полиции, оказавшихся рядом людей и т.д. Применительно к «еврейскому вопросу» стоит вспомнить, что во времена Холокоста тысячи евреев уцелели только потому, что люди других национальностей помогали им спрятаться, убежать, вводили в заблуждение гитлеровцев и т.д. В сегодняшней ситуации не менее важно, чтобы правоохранительные органы пресекали антисемитские действия, а обычные неевреи ставили на место тех своих соотечественников, которые открыто проявляют ненависть и вражду к еврейскому народу. Стоит учесть также, что количество евреев в мире на данный момент составляет ориентировочно 0,23%, а значит безопасность этой нации в значительной степени зависит от настроений в «нееврейской» части общества.
Причина 4. Социальное здоровье неевреев
Представим себе дом, где житель одной квартиры начал враждебно вести себя по отношению к жителю другой квартиры. Как должны поступить родственники агрессора? Если они здравомыслящие люди, то в их интересах остановить задиру, поскольку, во-первых, речь идет о репутации их семьи, а, во-вторых, не исключено, что в дальнейшем именно им придется нести ответственность за действия своего сородича (например, возмещать ущерб за сломанную мебель). В отношении соседей по дому примерно такая же ситуация – те, у кого рациональное восприятие, не захотят, чтобы в их доме проживал агрессор, и приложат все усилия к тому, чтобы образумить скандалиста либо поставить его в очерченные законом рамки.
Точно так же, на мой взгляд, следует поступать гуманистически настроенным неевреям в ситуации, когда кто-то из русских, арабов, американцев и т.д. проявляет агрессию к евреям. Именно на неевреях, и ни на ком другом, лежит ответственность за то, какую позицию займут их сограждане, и за то, будет ли основная масса неевреев придерживаться человеколюбия или потребует повторить Холокост. И если мы, неевреи, придерживающиеся гуманистических принципов, не будем защищать евреев от нападок и не будем нивелировать деятельность агрессивных неевреев, то все наши гуманистические принципы окажутся не более, чем бутафорией, а сами мы очень скоро придем к пониманию, что окружены пышущими злобой фанатиками, которым дозволено исключительно все. Напротив, если мы оградим евреев от унижений, оскорблений и, тем более, погромов, то сделаем более гармоничным свое собственное пространство, поскольку в значительной степени речь идет о здоровье именно нееврейской части социума.
Причина 5. Благодарность евреям за их вклад в улучшение нашей жизни
Разве не потускнело бы детство каждого из нас без передачи «Спокойной ночи, малыши!», создателем которой был Юрий Меерсон? А каково бы нам было без стихов Агнии Барто? А как без сказок «Про глупого мышонка» и «Кошкин Дом» Самуила Маршака? А что, если бы исчезли «Айболит», «Мойдодыр» и «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского – сына почетного еврея Одессы? А кто из нас в детстве не подражал Фаине Раневской, на все лады повторяя крылатую фразу: «Муля, не нервируй меня!», и разве фильм «Золушка» (1947 год) был столь же блистательным, если бы роль Мачехи в нем исполнил бы кто-то другой?
Наши школьные годы неразрывно связаны с сочинениями по картинам «Золотая осень», «Березовая роща» и «Март» Исаака Левитана – великого русского художника из образованной, но обедневшей еврейской семьи. На внеклассных уроках мы скорбели о павших воинах под песню «Журавли», музыку к которой написал Ян Френкель, и которую блестяще исполнил Марк Бернес. В нашем восприятии советский кинематограф немыслим без сказки «Обыкновенное чудо» (1978 год) по пьесе Евгения Шварца, отец которого был евреем-мещанином, и комедии «Джентльмены удачи» (1971 год), одним из сценаристов которого является Виктория Токарева, еврейка по отцу. Мы уже не представляем себе эстраду советского периода без задорных песен Леонида Утесова (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн), лирико-драматического баритона Иосифа Кобзона и пародий Аркадия Райкина. А как прочно вошел в нашу жизнь праздник 8 Марта, который более 100 лет назад придумала и воплотила в жизнь еврейка Роза Люксембург (совместно с нееврейкой Кларой Цеткин), и насколько незаменим на бракосочетаниях «Свадебный марш» Феликса Мендельсона, внука известного еврейского философа и сына успешного еврейского банкира!
Мы наслаждаемся произведения Франца Кафки, Иосифа Бродского и Осипа Мандельштама, восхищаемся картинами Марка Шагала, наша наука во многом базируется на трудах Альберта Эйнштейна и Абрама Иоффе (основатель советской физики), труды Карла Макса оказали огромное влияние на мировоззрение и экономическое развитие большинства континентов, а работы Зигмунда Фрейда по праву cчитаются основополагающими во многих областях психологии. Вклад еврейского народа в мировое наследие огромен и бесценен, и, если я буду и далее продолжать перечень великих евреев и их достижений, данная статья превысит все мыслимые объемы.
Однако одного лишь признания вклада евреев в развитие цивилизации недостаточно для того, чтобы неевреи начали ценить этот вклад и проявлять подлинное уважение к ним. Важен еще и другой аспект - принятие неевреями того факта, что они ежедневно и весьма активно пользуются достижениями евреев, что результаты трудов и талантов евреев доступны неевреям и служат, в том числе, и их благу. Если неевреи это поймут, то у них возникнет чувство благодарности к евреям, а это самое высоко вибрационное чувство, в котором растворяются неприязнь, обиды, гнев и другие негативные эмоции. Поэтому неевреям важно переместить фокус внимания с бездоказательной, но весьма удобной позиции «во всем виноваты евреи», на то созидательное начало, которое внесла в нашу жизнь еврейская нация. И я уверена в том, что, если мои соотечественники и другие неевреи посмотрят на «еврейский вопрос» под таким углом, то их желание уничижать евреев сильно потускнеет, и нападки на представителей этой талантливой и трудолюбивой нации в значительной степени сократятся.
Александра Юнисова
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2