Все проекты
Общину поддержали 29734 раз

Прагматичен ли Хабад?

Прагматичен ли Хабад?

Раввин Цви Пинский предлагает свой взгляд на вопросы, поднятые в статье д-ра Валерия Дымшица «Особый случай. О феномене Хабада»

цви пинскийЯ с большим интересом прочитал статью д-ра Валерия Дымшица. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за то, что он поднял важнейший вопрос об отношении Хабада к окружающему миру. Однако д-р Дымшиц рассматривает этот вопрос с социальной точки зрения. Я же хотел бы прояснить то, какая идеология, теология, философия стоят за «особым подходом» Хабада.

Но прежде чем я подойду к этой теме, мне хотелось бы прокомментировать высказанный д-ром Дымшицем тезис о том, что Хабад невозможно отнести ни к одному из течений иудаизма. Цитирую: «…среди всего разнообразия ультраортодоксальных, ортодоксальных, консервативных, реформистских и иных течений Хабад занимает свое уникальное место. Место настолько своеобразное, что оно практически не попадает ни под одну из существующих классификаций».

Опасаюсь, что неискушенного читателя это может ввести в заблуждение. И поэтому спешу аршинными буквами здесь написать: МЫ – ОРТОДОКСЫ, И ТОЛЬКО ТАК! И не только потому, что мы досконально соблюдаем Галаху. Говоря простыми словами, Хабад не признает никакого другого иудаизма, кроме того, что был дан Моше на горе Синай. Приведенную д-ром Дымшицем шутку («Какая из мировых религий ближе всего к иудаизму? – Хабад!») мне неоднократно приходилось слышать с самого детства. Эта шутка еще раз иллюстрирует тот факт, что широкая публика не до конца понимает сущность Хабада. Уже упомянутое «особое отношение» Хабада к окружающему миру многих вводит в заблуждение. Общаясь с людьми, я нередко слышу: «Вы, хабадники, не такие, как все. Вы либералы, вы представляете иудаизм с человеческим лицом». Меня от этого всегда коробит. Потому что за этим, во-первых, стоит представление о том, что у иудаизма нет человеческого лица. А, во-вторых, в таких высказываниях чувствуется подтекст: «Вы, мол, не такие ортодоксы, вам важнее человеческие чувства, чем религиозный закон». Это несправедливо и не соответствует действительности. Нам очень важны человеческие чувства. И нам очень важна Галаха. И совсем не нужно эти вещи противопоставлять.

Что же на самом деле? В чем суть подхода Хабада к окружающему миру? Того самого подхода, благодаря которому Хабад известен во всем мире, а хабадского шалиаха можно встретить хоть в Катманду, хоть в любом другом уголке мира?

Из статьи д-ра Дымшица следует, что Хабад, в отличие от других ортодоксальных течений иудаизма, пытающихся спрятаться в свою раковину от полного опасностей и соблазнов окружающей действительности, подходит к миру с позиций здорового прагматизма: мол, мир плох, но что поделаешь, как-то же надо с ним взаимодействовать. (Справедливости ради отмечу, что само слово «прагматизм» в статье не фигурирует. Но оно незримо присутствует в общей тональности изложения, читается между строк).

Давайте разберемся, так ли это.

Внутри иудаизма в целом существует три основных подхода, три способа взаимодействия с внешним миром (если очерчивать «широкими мазками» и предельно обобщая).

1. Классическая позиция харедим: минимизировать все контакты, как можно больше отгородиться от той опасности, которую несет с собой стремительными темпами развивающийся мир.

2. Позиция последователей рава Соловейчика и в какой-то мере – рава Кука: общение с миром легитимно и необходимо. Религиозный мир становится богаче благодаря достижениям мира светского. Тора не полна без достижений науки, культуры; она должна реагировать на изменяющуюся действительность и в какой-то мере адаптировать себя к этим изменениям (конечно же, имеется в виду не адаптация Галахи – мы говорим здесь не о реформистах).

3. Подход Хабада иной. С точки зрения философии хасидизма, сущность мира (на иврите «олам»), – это «гээлем», «сокрытое». Иногда мир даже называют «клипа», «скорлупа». Но в этом мире, в каждом его уголке, в каждом предмете сокрыта Б-жественная искра. Задача евреев в этом мире – раскрыть эту искру, найти в каждом явлении Б-жественный потенциал. В философии хасидизма на вопрос «Зачем Б-г сотворил этот мир?» следует ответ, приведенный в мидрашах: «Он хочет обрести обиталище в этом низменном мире». Что значит низменный? Это означает, что наш материальный мир не транслирует идею Б-га. Он существует как бы «сам по себе». Можно прожить десятки лет – и так и не понять, что в мире есть Б-г. В нашем мире Вс-вышний пребывает в галуте, изгнании, в сокрытости под «скорлупой». Наша задача – раскрыть в мире Б-га. Эта задача будет реализована вполне с приходом Машиаха. Именно от этого глубинного подхода и проистекает та жизненная философия, которой Хабад руководствуется в своих отношениях с внешним миром. Это не социальная программа, а глубокое философское осмысление мироздания. Мы пришли в этот мир, чтобы на него влиять, а не чтобы его впитывать и потреблять. Не думаю, что в этом есть прагматизм!

Надо сказать, что такая философия – общая для хасидизма в целом. Но лишь в Хабаде она стала побудительным мотивом к действию, к активности «вовне». Дело в том, что стремительная модернизация и прогресс, массовый отход от религии в начале 20-го века поставили иудаизм перед непростым выбором. Многие хасидские течения предпочли отгородиться от полного опасностей и соблазнов мира, чтобы выжить и сохранить себя. Хабад же, особенно при Седьмом Ребе, сделал акцент не на выживание. Ребе считал, что лучшая защита – это нападение: надо активно влиять на ситуацию, пытаясь изменить мир.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину