Все проекты
Общину поддержали 29731 раз

Почему макароны называются макаронами

Почему макароны называются макаронами

Премьер-министр Биньямин Нетаньягу объявил о своем намерении в преддверии Дня независимости Израиля представить на рассмотрение в Кнессет новый Основной закон, закрепляющий статус государства Израиль как национального государства еврейского народа. Чем вызвана эта инициатива, в чем ее необходимость и практический смысл? Комментирует директор центра «Петербургская иудаика» д-р Валерий Дымшиц.

Как известно, все есть только в Греции. А в других местах — не все. В Израиле, например, нет конституции. Ничего страшного. В Великобритании ее тоже нет. макароныОтсутствие израильской конституции объясняется очень просто. В израильском обществе существует общенациональный консенсус по двум вопросам:

1. Общенационального консенсуса по многим принципиальным вопросам в израильском обществе нет и быть не может. Слишком оно разделено: на левых и правых; на светских, религиозных и ультрарелигиозных; на евреев и неевреев. Между тем, конституция как раз и является выражением общенационального согласия по ключевым вопросам государственного бытия.

2. Отсутствие конституции есть благо. Оно, это отсутствие, свидетельствует о способности столь разных людей жить вместе и о чем-то между собой договариваться. Наличие конституции прямо помешало бы этому мирному, хотя и несколько склочному, сосуществованию. Конституция — это не декларация о намерениях, а закон. Буде она была бы написана, всякий, с ней не согласный, оказался бы преступником. А зачем Израилю столько преступников?

Конституции в Израиле нет, но есть Декларация Независимости, принятая в 1948 г. Вот она-то как раз и была декларацией о намерениях. Надо сказать, что намерения были блестяще воплощены в жизнь, а Декларация стала уже памятником истории, пусть и не очень давней. В ней, в частности, подчеркивается как сугубо национально-еврейский, так и демократический характер провозглашаемого государства.

Возможность сосуществования и взаимодействия двух принципов — «демократическое государство» и «еврейское государство» — является само по себе источником противоречий и напряжений, многократно обсуждавшихся и в научной, и в публицистической литературе. В современных государствах субъектом является не этнос, а политическая нация, более или менее полиэтническая и мультикультурная. Другое дело, что ядром кристаллизации современных наций часто (но не всегда) становилось этническое большинство. Собственно говоря, в Израиле — все то же самое. «Еврейскость» Израиля прямо выражена в наличии еврейского большинства и доминировании иврита. Израилю теперь гораздо выгодней подчеркивать именно свою демократичность, уникальный статус «единственной демократии на Ближнем Востоке».

И вдруг, 1 мая, премьер министр Израиля Беньямин Нетаньягу, выступая в Тель-Авиве, в том самом месте, где была подписана Декларация Независимости, объявил о намерении продвигать конституционный закон об Израиле как о государстве еврейского народа. Тут же он оговорился о том, что Израиль сохранит демократическое равенство всех своих граждан. То есть, Нетаньягу предложил кусок из Декларации Независимости сделать законом, да еще таким, который ничего не меняет в сложившемся status quo. Невольно вспоминается история из «Маленького принца» о короле, который повелевал солнцу всходить на востоке — и оно послушно всходило.

Зачем это понадобилось? Потребность, как кажется, сиюминутная. Нынешняя американская администрация несколько больше, чем раньше, поддерживает стремление палестинцев превратить свою автономию в государство. Это по многим причинам не радует Израиль. Арабское государство Палестина будет по факту государством сугубо этническим.

— Ах так, — говорит Нетаньягу, — коли вы будете арабским государством, то мы — еврейским.

И потрясает древними хартиями.

Политический истеблишмент в некотором смущении. Пока Израиль еврейское государство по факту — все хорошо. Но если это станет законом, то придется начать с преамбулы, в которой нужно будет дать дефиницию, что такое «еврейское государство». А это затруднительно. Ни один из влиятельных израильских политиков не справился с этой задачей. Включая Нетаньягу, который просто уклонился от ответа, когда журналисты задали ему этот вопрос.

На самом деле базовые понятия — потому и базовые, что существуют вне определений. В «Декларации прав человека» не описан сам субъект этих прав — человек и то, чем он, например, отличается от устрицы.

Кажется, что реагируя на внешнеполитическую злобу дня и желая подтвердить свою преданность сионистским ценностям, премьер-министр Израиля призвал принять закон, который будет трудно сформулировать и который ничего не изменит в жизни еврейского государства Израиль.

Старый еврей объяснял молодым, почему макароны называются макаронами:

— Видите, — говорил он, — то, что лежит на тарелке. Оно выглядит, как макароны, пахнет, как макароны, и по вкусу — типичные макароны. И как же оно должно после этого называться?


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину