21 ноября 2017 / 3 кислева 5778

01.07.2014

Особый случай. О феномене Хабада

Д-р Валерий Дымшиц о феномене Хабада – специально для jeps.ru

То, что Хабад представляет собой особое направление в иудаизме, отчетливо сформулировал еще С. М. Дубнов в своей «Истории хасидизма». С тех пор это мнение никем не оспаривалось.

На протяжении XVIII –XX вв. как ответ на вызовы модернизации внутри иудаизма возникло множество различных течений, но среди всего разнообразия ультраортодоксальных, ортодоксальных, консервативных, реформистских и иных течений Хабад занимает свое уникальное место. Место настолько своеобразное, что оно практически не попадает ни под одну из существующих классификаций.

«Перпендикулярный» иудаизм

Популярный анекдот утверждает, что один из главных раввинов Израиля на вопрос: «Какая из мировых религий ближе всего к иудаизму?» ответил: «Хабад». Отсмеявшись, можно подумать о том, что религия – это не только доктрина, но набор практик и институтов, поддающихся определенным классификациям, а Хабад нарушает сложившуюся классификацию. Хабад не попадает в непрерывный спектр различных иудейских групп, протянувшийся от наиболее консервативных хасидских к наиболее радикальным реформистским. Хабад во многих отношениях «перпендикулярен» этому ряду.

В наше время религия является частным делом каждого отдельного человека. Мир современных религиозных движений построен как совокупность автономных личностей, а не как целостная община, которая контролирует поведение каждого своего члена во всех сферах жизни. Фундаменталистские общины отличаются от других религиозных сообществ тем, что принадлежность к общине накладывает на человека определенные обязанности. Кроме того, любой фундаменталист твердо знает, что мир лежит во зле и лучше от него отгородиться всем, чем можно: образом жизни, платьем, языком, кругом интересов. Хабад – единственная ультраортодоксальная группа, которая готова вступить в диалог с человеком, ведущим неортодоксальный образ жизни. Хабад не только не отгораживается от внешнего мира, но, наоборот, стремится с этим миром максимально взаимодействовать. Достаточно сказать, что на сегодня главным мотором еврейской секулярной культуры в России является Хабад, и в этом качестве он уже давно стал значимой частью общероссийского культурного ландшафта.

Не стоит в рамках небольшой статьи обсуждать, каковы доктринальные и исторические основания такой необычной позиции, важней другое: наличие выраженной политической и социальной программы было в какой-то степени присущие Хабаду с самого начала. Конечно, нельзя напрямую сравнивать условия двухсотлетней и столетней давности с современными, но определенная параллель просматривается.

альтер ребеАльтер Ребе

Против Наполеона и за надомный труд

Уже основатель движения р. Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе, не только занял отчетливо пророссийскую позицию во время

медальВ благодарность российским евреям за лояльность и поддержку, Император учредил для евреев специальные медали: «За полезное» и «За усердие»

войны 1812 г. (многие хасидские цадики имели выраженную политическую позицию, про- или антинаполеоновскую), но активно побуждал своих приверженцев оказывать деятельную помощь русской армии. Это был принципиально новый шаг.

Через сто с лишним лет, в чрезвычайно тяжелых (тяжелых не только для религиозной организации, но просто житейски невыносимых) условиях послереволюционной России шестой любавичский ребе Йосеф-Ицхок Шнеерсон совершил еще более нетривиальный шаг, попытавшись построить для религиозных евреев жизнь, которая была бы одновременно и традиционной и экономически приемлемой. Обычно говорят о том, что р. Йосеф-Ицхок старался направлять и поддерживать религиозную жизнь советских евреев, зв что был арестован и выслан из СССР в 1927 г. Все это, несомненно, так, но некоторые черты делают эту историю особенно значимой.

шнеерсонЙосеф-Ицхак Шнеерсон

После окончания Гражданской войны российское еврейство было разорено как многочисленными кровавыми погромами, так и жёсткой советской политикой эпохи военного коммунизма. НЭП давал шанс на смягчение политического давления и возврат к традиционным формам экономической жизни. В этот момент Любавичский ребе оставался единственным крупным иудейским религиозным авторитетом на территории СССР. В это же период страна переходила на шестидневку (пять дней рабочих и один выходной), что, кроме всего прочего, наносило удар по праздничным дням всех религий. Единственным легальным шансом заработать на жизнь, соблюдая при этом субботу, была работа кустаря-надомника. В эти же годы зарубежные еврейские организации, прежде всего, «Джойнт» присылали бедствующим советским евреям помощь, в том числе собранную от родственников. Р. Йосеф-Ицхок предлагает вместо денег и вещей присылать оборудование для надомного труда, например, вязальные машины для изготовления чулок или трикотажа. Так сказать, не «рыбу», а «удочку». Поразительным образом, его идеи совпали с тем, которые пропагандировал ОРТ. Существенно и то, что ОРТ имел легальное представительство в СССР и широко взаимодействовал с властями. ОРТ был очень далекая от религии организацией, во главе которой стояли выходцы из социалистических партий: бывшие трудовики, эсэры, меньшевики. Тем не менее, ребе и ОРТ легко нашли общий язык, и масса оборудования для надомного

шнеерсонДом на Моховой, 22. Здесь жил Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон

труда была прислана в СССР. Все остались довольны: и социалисты из ОРТа с их ориентацией на производительный труд, и Любавичский ребе. Ребе полагал, что если его последователи не будут нарушать советские законы, то смогут и семьи прокормить, и в синагогу ходить, и на ешивы жертвовать. Полагаю, что раздражение у советской власти вызвала не только и не столько религиозная активность, сколько оскорбительное для нее предположение, что играя «по правилам», ты можешь делать, что вздумается.

Локальная игра «в закон» закончился неудачей, но приобретенный в Ленинграде, на углу Пестеля и Моховой (именно там располагалась резиденция ребе), опыт оказался стратегически бесценен.

Жить в миру и оставаться евреем

Именно из Ленинграда Хабад вывез крепкую уверенность в том, что нужно иметь активную социальную политику; нужно жить в миру, как бы плох и страшен этот мир не был, а не отгораживаться от него; нужно взаимодействовать с различными структурами, государственными и общественными, даже если их идеалы очень далеки от Хабада и вообще от иудаизма; нужно не бояться разговаривать не только со своими сторонниками, но с разными людьми, евреями и нееевреями, богобоязненными и нерелигиозными; нужно знать, что происходит в мире, во всех его сегментах от политики до культуры – и при всем при этом остаться соблюдающим евреем. Наконец, и это очень важно, нужно иметь сеть представителей, ходатаев, посланников во всех странах мира. В Ленинграде 1920-х годов Хабад приобрел еще один бесценный опыт, опыт существования еврейской структуры и еврейской общины в условиях мегаполиса, но такого, в котором, в отличие от Нью-Йорка и даже послереволюционной Москвы, нет этнических, в том числе еврейских, кварталов.

Закономерно, что Хабад сумел воспринять этот опыт, замечательно, что сумел им воспользоваться. Опыт, который не тиражируется. Одним словом, особый случай.



Вконтакте
Facebook

Синагога
Весь Петербург
Все
В Петербурге
В мире
21 ноября 2017
20 ноября 2017
20 ноября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011