Все проекты
Общину поддержали 31197 раз

Один глаз плачет, другой смеется

Наша колумнист Анат Брусиловски о месяце тамуз, надежде и железных женщинах

Месяц тамуз колонка Анат БрусиловскиПо еврейскому календарю, сейчас месяц тамуз. Как и другие месяцы еврейского календаря, он получил свое название благодаря евреям Вавилона.

«И вот там сидят женщины и оплакивают тамуза», – рассказывает пророк Йехезкиель. Речь у пророка идет о вавилонских женщинах, которые каждый вечер с наступлением темноты оплакивали своего идола, олицетворявшего солнце, не веря в то, что завтра будет новый рассвет.

Само название «тамуз» было олицетворением потерянной надежды, скорби и слез. Впрочем, как только это слово попало к еврейским женщинам, все изменилось. В наших святых источниках не сказано, что женщины останавливали на скаку коня или входили в горящие избы. Не поймите меня неправильно – в нашей истории есть множество случаев настоящего женского героизма. Но вовсе не героизм является главным достоинством еврейских женщин: их сила в том, что они никогда не теряют надежды.

В Египте еврейских младенцев бросали в Нил, сами женщины сгибались под тяжестью рабства, но продолжали рожать и растить детей, не теряя веры в светлое будущее. А когда это светлое будущее настало, еврейки, покидая Египет, не успели испечь сдобные булочки, зато успели достать бубны. Эти бубны вместе с женщинами пели благодарность Вс-вышнему, и их звуки были звуками надежды.

Надежда не оставила женщин и в ту тяжелую минуту, когда еврейские мужчины, отчаявшиеся дождаться возвращения Моше, решили сделать себе золотого тельца. Ни одна женщина не дала свое украшение. Все они верили в то, что Моше скоро появится. Моше действительно появился, а женщинам в награду за их веру установили ежемесячный праздник – Рош Ходеш (новомесячье).

А что же с надеждой в наши дни?

Именно в тамузе начинаются три самые грустные недели еврейского календаря. В этот период были разрушены два наших Храма, произошло и множество других печальных событий в жизни еврейского народа. Месяц тамуз снова заставляет нас плакать, и важно понять, о чем именно будет этот плач.

У евреев говорят «Когда больно – кричат». Невозможно запретить человеку плакать, когда рана не дает ему покоя. Разрушение вообще претит женской натуре, ведь вся ее сущность – созидать. Тем не менее, плач еврейских женщин в тамузе отличается от плача женщин вавилонских. У нас один глаз плачет, а второй смеется. Мы знаем, что разрушение – это всего лишь этап, предшествующий появлению чего-то нового. Как за закатом следует новый рассвет, так и за разрушением следует возрождение. Зерно, брошенное в землю, лопается, чтобы дать ростку увидеть свет. Два Храма были разрушены, но не за горами Третий Храм, на этот раз вечный.

Интересно, что и Первый и Второй Храмы строили без применения железа, ведь железо – «мужской» символ войны, смерти и разрушения.

В Третьем Храме использование железа не будет запрещено, потому что и железо перейдет от этапа разрушения к этапу созидания, «мечи перекуют на орала».

Наши мудрецы объясняют, в чем тут секрет. В слове «барзель» («железо» на святом языке) зашифрованы имена всех праматерей еврейского народа. Б – Билга, Р – Рахель, З – Зилпа, Л – Лея. Исправленное железо, которым можно и нужно строить Храм, – это женщины и их непоколебимая надежда. Наша способность в кромешной тьме разглядеть первый луч восходящей зари.

А когда эта заря осветит все ярким светом, наши слезы в тамузе будут только от радости!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину