22 июля 2017 / 28 таммуза 5777

11.11.2016

Борух Горин: «Жизнь Леонарда Коэна – разговор еврея с Б-гом»

Главный редактор издательства «Книжники» – о смерти великого еврейского певца

Леонард Коэн был одним из величайших англоязычных поэтов и музыкантов второй половины XX века. Но главное для меня – не его особенный голос, не его ни с чем не сравнимая манера исполнения. Для меня и множества почитателей Коэна главным было то, что он формулировал за нас мысли, которые мы были не в состоянии сформулировать сами.

Леонард Коэн некрологКоэн отличался от многих великих американских и канадских исполнителей еврейского происхождения тем, что еврейство не было для него незначащей частью биографии, чем-то, от чего стараются уйти.

И дело тут даже не в его человеческой позиции и убеждениях. Мы помним, что, когда в Израиле началась война Судного дня, Коэн немедленно вылетел туда, пел в окопах, на передовых. Это был большой гражданский поступок, характеризовавший все его отношение к Израилю. Но главное – даже не это. Коэн всю жизнь вел древний разговор еврея с Б-гом. Он и сам утверждал, что творчество для него – это разговор со Вс-вышним. И разговор этот он вел в очень еврейской манере. Даже великие баллады Коэна, его любовные песни, – это любовь Б-жественного свойства, продолжение тем, которые звучат в Песни Песней и псалмах. Иногда это прямые отсылки к еврейским текстам: все мы помним песни Коэна, непосредственно связанные с еврейской темой, – такие, как «Hallelujah», «Who by fire» или совсем недавняя «Hineni», сразу вставшая в ряд его величайших произведений. Но и в менее еврейских, на первый взгляд, текстах Коэна содержится еврейский подтекст. Как, например, в его знаменитой песне «Dance me to the end of love»: для многих было потрясением узнать, что эта песня связана с Холокостом. Перед смертью евреев оркестр из узников в концлагерях и гетто заставляли играть на скрипках. И горящая скрипка в видеоклипе – это не символический образ, а реальность... То, что Коэн в данном случае расшифровал смысл для широкой публики, – скорее, случайность. Но и в других песнях Коэна я вижу и слышу – в неявном, немаркированном виде, – еврейские смыслы. Для меня Леонард Коэн – последний еврейский псалмопевец. И сегодня закончилась история еврейского разговора в духе царя Давида или царя Соломона. Смерть Леонарда Коэна – это еврейская потеря и еврейская скорбь.

Фото: gazeta.ru



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011