Все проекты
Общину поддержали 30156 раз

Почему питомник для обезьян похож на синагогу? Вопрос к Ленинградскому зоопарку

В Синагогу в крайнем изумлении обратились члены еврейской общины, посетившие Ленинградский зоопарк.

– Были с детьми, обратили внимание на стенд и до сих пор в шоке. Вот, посмотрите!

На фото – здание, очень похожее на синагогу: об этом, на первый взгляд, свидетельствует и экстерьер здания, и декор – шестиконечные звезды на оконных витражах. Надпись гласит: «Павильон для обезьян».

Эпатаж? Розыгрыш? Нехорошая шутка?

Трудно заподозрить в таком уважаемое учреждение – Ленинградский зоопарк! Но должно же быть какое-то объяснение?

И сотрудники Синагоги написали в зоопарк письмо с просьбой прояснить ситуацию.

На следующий же день позвонила Елена Борисовна Попова – библиотекарь научного отдела и рассказала следующее:

– Это не то, что вы подумали! На стенде представлены реально существовавшие павильоны.

Зоопарк был основан более 150 лет назад, в 1865 году. Он существовал как частный зверинец, переходя из рук в руки. Второй его владелец, Эрнест Рост, затеял масштабное строительство. По его заказу архитектор Карл Вергейм возвел несколько деревянных зданий – павильоны для птиц и зверей, ресторан с башенками.
В конце XIX века в Европе в целом и в России в моде был арабо-мавританский стиль – деревянные купола, башенки, резьба. Тем более что и зверинец тогда ассоциировался с Востоком. Именно в этом стиле Вергейм и создал несколько строений.

Посмотрите, например, на бегемотник.

Что касается павильона для обезьян, он также выполнен в арабо-мавританском стиле и представляет собой уменьшенную копию аналогичного строения в Берлинском зоопарке. Что неудивительно: и Рост, и Вергейм поддерживали активные связи с немецкой диаспорой в Петербурге, посещали Берлин.

Старый зоопарк в Берлине, слоновник

Из отзывов того времени мы знаем, что публика считала эти павильоны истинным украшением сада.

К сожалению, ни один павильон не сохранился. Дом для обезьян был разрушен в войну, бегемотник «дожил» до 70-х.

К сожалению, научный отдел зоопарка не располагает сведениями о том, почему Вергейм поместил на павильоне для обезьян шестиконечные звезды. Были ли они на здании-прототипе в Берлине (проверить сложно – немецкий павильон также не сохранился)? И если да, то что хотели этим сказать его создатели? Или же Вергейм добавил магендавиды от себя – тогда зачем?

У нас возникла версия, на истинность которой мы, конечно же, не претендуем.

Напомним читателям, что Большая Хоральная Синагога Петербурга была построена в арабо-мавританском стиле – по настоянию архитектора Стасова и с учетом веяний времени. Строительство здания в общих чертах было завершено в 1888 году – примерно в это же время (конец 1880-х) Вергейм и выстроил свой павильон.
Что если Вергейм искал образцы интересующего его стиля в Петербурге, изучал чертежи Синагоги, любовался на только что возведенное еврейской общиной здание и в итоге счел, что шестиконечные звезды – это характерная черта арабо-мавританского стиля в архитектуре?

Первоначальные эскизы здания Синагоги

Сплошные загадки, а ответ вряд ли будет найден. Но от сердца у всей общины отлегло – Ленинградский зоопарк во всей этой истории уж точно ни при чем!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину