Все проекты
Общину поддержали 36430 раз

Владимир Альтшулер: «Я оцениваю свое исполнение по той отдаче, которую получаю»

Фото: Виктория Назарова

На концерте «Желтые звезды», состоявшемся в Петербурге 28 января, в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии прозвучала симфониетта Моисея Вайнберга «на еврейские темы». В филармонии это произведение прозвучало впервые. Мы побеседовали с дирижером оркестра, заслуженным артистом России Владимиром Альтшулером.

Владимир Альтшулер: «Я оцениваю свое исполнение по тому, насколько я близок к Г-споду во время игры»

— Каждый раз, составляя программу концерта «Желтые звезды», мы вместе с основателеи Фонда поддержки музыкального образования Вячеславом Зильбербордом тщательно выбираем симфоническое произведение, советуемся с музыкантами. В этом году нам предложили немало произведений на еврейскую тему — написанных как еврейскими, так и нееврейскими композиторами. В итоге решили остановиться на симфониетте Моисея Вайнберга № 1 «на еврейские темы»: когда-то я уже исполнял его произведения; к тому же сейчас — год 100-летия со дня его рождения.

Я послушал симфониетту Вайнберга в исполнении польского оркестра. Запись хорошая, но мы исполнили это произведение, как мне кажется, иначе: более тепло.

У этого произведения интересная история. Композитор создал его в 1948 году и изначально назвал, используя эзопов язык, «симфониетта на молдавские темы». Это не помогло, композитор все равно был арестован, но, к счастью, освобожден и реабилитирован после смерти Сталина.

В произведении отчетливо выражены еврейские мотивы. Выражаясь словами кого-то из власть предержащих, оно «классическое по форме и национальное по содержанию». Однако с точки зрения формы симфониетта написана настолько классически прозрачно, что я не постеснялся бы сравнить ее с партитурами Моцарта. И это ставит перед оркестром задачу технологически точного исполнения.

Мы потратили немало сил на подготовку, хотя самих репетиций было не так много. Казалось бы, ну что там особенно репетировать, симфониетта длится всего 23 минуты. Но это очень непростая музыка — и содержательно, и технически, особенно последняя часть. Группа тромбонов играет в сумасшедшем темпе — представьте себе этот вентиль, регулирующий поток воздуха, который музыкантам приходится перемещать с невероятной скоростью!

А еще представьте себе рассадку нашего оркестра: слева ударная группа, справа тяжелые инструменты, расстояние между ними 30 метров — и при этом все должны идеально совпасть!

Владимир Альтшулер: «Я оцениваю свое исполнение по тому, насколько я близок к Г-споду во время игры»

Мы специально пригласили кларнетиста Илью Гиндина, который исполнил соло в традиционном клезмерском стиле. Впрочем, музыкант нашего оркестра, не являющийся евреем, исполнил свое соло не хуже. Прекрасно удалось трогательное соло валторны.

Я остался доволен исполнением. В нашем оркестре в последнее время появилось много молодых музыкантов, и все они были на высоте.

Я оцениваю свое исполнение по отдаче, которую я получаю от того, что отдаю сам. На этом концерте, особенно во второй части, я ощущал себя в полете.

Владимир Альтшулер: «Я оцениваю свое исполнение по тому, насколько я близок к Г-споду во время игры»

Для успеха исполнения важно не только мастерство дирижера, от которого я не отказываюсь, но и нечто другое: колоссальный контроль, нужно все время контролировать совместность игры и выдачу интеллектуальной информации. Это, конечно, вызывает колоссальную усталость. Со вчерашнего вечера я похудел на полтора килограмма! И волнение человека перед выходом на сцену тоже никто не отменял. (Вы видели, какого цвета бывают выдающиеся дирижеры и исполнители с мировым именем, когда выходят на сцену, и когда уходят с нее? Выходит весь белый, а уходит уже раскрасневшийся). А на этот волнение было тем сильнее оттого, что это очень тяжелый морально вечер. Многие зрители плакали — евреи и неевреи, я ощущал их переживания.

Владимир Альтшулер: «Я оцениваю свое исполнение по тому, насколько я близок к Г-споду во время игры»

Это и есть цель такого концерта — чтобы боль и несчастье шести миллионов людей, подвергнутых тщательно спланированному уничтожению, нашли отклик в сердцах.

 


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину