Все проекты
Общину поддержали 38899 раз

«На Б-га надейся, но и сам не плошай». Как война объединила израильское общество

Евгений Левин рассказывает о невероятной волне помощи и взаимовыручке, которая объединила «религиозных» и «светских», «правых» и «левых», еще вчера находившихся в противостоянии.

Как мы уже писали, нынешняя война мгновенно объединила израильское общество. Правые и левые, религиозные и светские, сторонники и противники юридической реформы, забыв прежние разногласия, плечом к плечу стали на защиту страны.

Раввины и ешиботники на войне

Разумеется, не стали исключением и различные ортодоксальные общины Израиля – от хасидов до либеральных модерн-ортодоксов. Прежде всего, встали в строй тысячи религиозных-евреев резервистов. Многие из них были призваны уже в первый день, некоторые прямо из синагог, где они участвовали в традиционных танцах в честь праздника Симха-Тора. Некоторые же пошли воевать добровольно, как, например, бывший премьер-министр Нафтали Беннет.

У знакомого автора этих строк сразу после праздника должна была состояться свадьба, но тут пришла повестка. Молодые решили хотя бы поставить хупу – но выяснилось, что и из этого ничего не получится, поскольку раввина тоже мобилизовали, и он уже на фронте. 

Бойцы-ортодоксы оказались и в числе первых жертв. Так, в первый же день бою около границы Газы перестрелке с террористами погиб командир бригады «Нахаль» полковник Йонатан Штайнберг. 

Полковник Йонатан ШтайнбергПолковник Йонатан Штайнберг

Согласно израильским законам, учащиеся ешив пользуются отсрочкой от службы в армии (для многих молодых ультра-ортодоксов она становится полным освобождением). Но, как сообщает израильская пресса, вскоре после начала войны группа ешиботников обратилась к командованию с просьбой призвать их на службу и после ускоренной подготовки отправить в боевые части. В этой просьбе молодых людей поддержали их раввины. 

Страшная работа ЗАКА

К сожалению, в нынешнюю войну есть много работы, связанной с поиском, сбором и опознанием тел погибших. Значительную часть этой работы традиционно взяли на себя добровольцы из ультра-ортодоксальной организации ЗАКА. 

Волонтеры ЗАКА. Фото JNSВолонтеры ЗАКА. Фото JNS

Очередь, чтобы сдать кровь

Как мы уже писали, мобилизация произошла не только на фронте, но и в тылу. В частности, уже в воскресенье по всей стране выстроились многочасовые очереди на пунктах сдачи крови. Потенциальных доноров оказалось так много, что в какой-то момент медики попросили уйти всех, кроме обладателей первой группы крови. (Думаете, очереди рассосались? Никак нет: у всех пришедших неожиданно оказалась первая группа.) Демография же доноров оказалась такой же, как демография того или иного города или района: в Тель-Авиве преобладали девушки в топиках и юноши с длинными бородами и татуировками, а, к примеру, в религиозных районах Иерусалима – завсегдатаи синагог и домов учения. По словам очевидцев, чтобы скоротать время, в некоторых очередях даже возникли спонтанные хевруты (пары для изучения Торы), благо современные телефоны позволяют носить все нужные тексты в кармане. 

Очередь на сдачу крови в Иерусалиме. Фото: Роман КрысОчередь на сдачу крови в Иерусалиме. Фото: Роман Крыс

Центры сбора продуктов и вещей

Хотя на складах израильской армии все есть, и в нужном количестве, интендантство – не самое расторопное ведомство, тем более, когда на довольствие нужно сразу поставить триста с лишним тысяч новых единиц. Поэтому с первого же дня войны по всей стране возникли центры сбора продуктов и вещей для солдат. Один из таких центров был создан в поселке Кфар-Хабад недалеко от Тель-Авива. Как пишет в своем блоге бывшая петербурженка Ева Левит, местные жители несут готовую еду, продукты, носки, нижнее белье, средства личной гигиены… Все это забирают солдаты соседней базы. 

Центр помощи армии в Кфар-Хабад. Фото Евы ЛевитЦентр помощи армии в Кфар-Хабад. Фото Евы Левит

Часто, впрочем, базы рядом нет, а собранные продукты и вещи нужно доставить в части, находящиеся порой в десятках километрах от места сбора. Эту проблему тоже решают волонтеры, при этом имеет место множество случаев «светско-религиозного» сотрудничества. К примеру, за горячей едой, приготовленной женщинами ультра-ортдоксального Бней-Брака, приехали молодые секулярные ребята из Тель-Авива.

Хабадники привезли солдатам вещи и продукты, собранные светскими русскоязычными волонтерами из Бат-ЯмаХабадники привезли солдатам вещи и продукты, собранные светскими русскоязычными волонтерами из Бат-Яма

В волонтерской работе активно участвуют израильские молодежные движения, в том числе религиозные. К примеру, религиозно-сионистское движение Бней-Акива объявило призыв добровольцев, готовых доставлять еду семьям мобилизованных, помогать одиноким старикам, навещать раненых в больницах, собирать для армии продукты и предметы первой необходимости, и т.д. 

Гурские хасиды привезли солдатам пиццуГурские хасиды привезли солдатам пиццу

Подобных примеров множество. 

Как многие знают, накануне войны политическое противостояние в Израиле привело, среди прочего, к обострению светско-религиозных отношений. Начались даже разговоры, что, дескать, «в одну телегу впрячь не можно…», поэтому пришло время разделиться на религиозную Иудею и светский либеральный Израиль. (Трудно поверить, но некоторые обсуждали это совершенно серьезно!) Хочется верить, что после победы, достигнутой совместными усилиями всех граждан страны, такие настроения сойдут на нет. И все проблемы, связанные с местом религии в израильском обществе, мы сможем обсудить гораздо более спокойно и уважительно. 

Евгений Левин


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину