Все проекты
Общину поддержали 38899 раз

Как защитить пожилых людей от мошенников? Синагога подготовила инструкции

Руководитель «Рахамим» Виктория Гордина делится историями подопечных и советами. Психолог Елена Юсупова дает инструкции, как уберечь пожилых близких

Почему мы решили опубликовать этот материал? Потому, что пожилые люди все чаще становятся жертвой мошенников. Это уже носит характер эпидемии. Мы видим это на примере пожилых подопечных Синагоги. Мошенники входят в доверие, представляясь «поликлиникой», «пенсионным фондом», «Центробанком», «ФСБ». И их уловки становятся все более изощренными.

Как обманывают подопечных Синагоги и как мы стараемся им помочь?
Историями из своей практики делится Виктория Гордина, руководитель благотворительного центра «Рахамим». Имена героев изменены из этических соображений.

«Тархун» 
К Александру Петровичу наведывались ежемесячно в день получения пенсии. Пожилого человека брали под руки, вели в Сбербанк, убеждали снять все деньги и потом привозили ему какую-то зеленую жидкость – «биодобавки». В ответ на наши расспросы, зачем ему это нужно, Александр Петрович отвечал:
- Мне нравится, похоже на тархун.
Мы попросили нашего волонтера Владимира подежурить у Александра Петровича в квартире. Несколько часов Владимир отбивался от мошенников. которые звонили каждые 15 минут по телефону и даже в дверь. Наконец они поняли, что здесь есть люди, способные заступиться, и оставили нашего подопечного в покое. А мы с тех пор каждый месяц привозили Александру Петровичу от Синагоги большую упаковку тархуна. Лишь бы только не связывался с кем попало…

И снова «биодобавки»
Матвея Самуиловича избили в его же квартире. Он открыл дверь мошенникам, которые принесли ему «биодобавки», но отказался платить… Сын обнаружил своего отца в тяжелом состоянии лишь через два дня.

«Омолаживающий массаж» 
Александр Аркадьевич подписал с какой-то липовой фирмой договор на «омолаживающий массаж». И тут же оказался должен космическую сумму. К счастью, он честно рассказал нам о том, что произошло. Наш финансовый консультант Татьяна Константинова проделала большую работу, чтобы освободить его хотя бы от части долга за сомнительные процедуры.

«Дайте ваши паспортные данные»
Владимиру Борисовичу позвонили и сказали, что кто-то якобы оформил по доверенности кредит на его имя. И велели срочно сообщить свои паспортные данные, чтобы «отменить кредит». Что он и сделал. Лишь после этого у него (слава Б-гу) проснулось благоразумие, и он рассказал обо всем сотрудникам «Рахамим». Мы отправили его срочно менять паспорт. К счастью, эта ситуация закончилась хорошо – мошенники не успели ему навредить.   

Лишилась квартиры и девяти миллионов
Блокадница Софья Григорьевна лишилась квартиры и девяти миллионов рублей. Она копила деньги для семьи сына… Ей позвонили из «ФСБ», сказали, что ее крупные сбережения находятся под угрозой, и надо перевести их на «безопасный счет». Каждый день к ней приезжали «курьеры» и забирали все новые суммы, а потом вынудили пожилую женщину переписать на них свое жилье. Квартира сейчас арестована, ее пытаются вернуть.
На вопрос спрашивала почему же она никому ничего не рассказала?
Пожилая женщина ответила так:
- Я была уверена, что делаю все правильно. Ведь ФСБ, Центробанк – это святое, мы так воспитаны, мы советские люди, нам что скажут, то мы и сделаем! Они сказали, что хотят защитить мои сбережения, как же я могла им не поверить?..

День снятия блокады в Синагоге. 27.01.2025 День снятия блокады в Синагоге. 27.01.2025

Экскурсия по Коломне для пожилых подопечных СинагогиЭкскурсия по Коломне для пожилых подопечных Синагоги

«Из ректората»
Александру Давыдовичу позвонили из «ректората» и попросили его паспортные данные. Затем вскрыли его аккаунт на Госуслугах и сняли со счета миллион рублей.

В 76-летнем возрасте – в тюрьму
Мошенники не останавливаются на том, чтобы отнять у пожилых людей имущество. Иногда они вынуждают их совершить противоправные действия (такие, как, например, порча автомобиля). Недавний резонансный случай и трагедия: женщине 76 лет грозит 10-летний тюремный срок! То есть, из-за действий мошенников можно не только стать потерпевшим, но и попасть на скамью подсудимых.

«Нам плохо от этих постоянных звонков»
Даже те из наших подопечных, что сохраняют благоразумие и не ведутся на уловки злоумышленников, жалуются: «Нам физически и психологически плохо оттого, что все время звонят мошенники».

У меня самой крепкие нервы, но, когда на протяжении месяца мошенники обрывали мой телефон и методично пытались вскрыть аккаунты, я чувствовала, мягко говоря, дискомфорт. Ужасно понимать, что так же поступают и с нашими стариками. Это набирает какие-то чудовищные обороты. И еще: если раньше, получив отпор, мошенники отступали, то сейчас они уже ведут себя агрессивно и даже угрожают.

Почему пожилые люди верят мошенникам? И ничего не рассказывают близким?
Беседуя с нашими подопечными, я обнаружила несколько мотивов, которые побуждают пожилых людей действовать именно так. Они сами открыто их озвучивают.

1. «Мы советские люди: нам говорят – мы выполняем»
Мошенники представляются сотрудниками медицинских учреждений, банков, правоохранительных органов…  Для людей из старшего поколения это «святое», они приучены доверять этим структурам безоговорочно.

2. «Я действую абсолютно правильно. Я защищаю имущество своих детей. То, что копил(а) непосильным трудом всю жизнь»
Эту фразу я слышала от многих. Вероятно, им вкладывают это в голову сами мошенники.

3. «Мной занимаются!»
Пожилые люди чувствуют, что к ним проявляют внимание. Это дает им ощущение собственной значимости. Как говорил Александр Петрович (тот, которому привозили «тархун»): «Мной занимаются, со мной разговаривают, обо мне беспокоятся». Важная деталь – у Александра Петровича два сына, которые с ним не общаются. И, мне кажется, это многое объясняет…

Как мы стараемся помочь пожилым людям?
Я прошу всех подопечных в любой спорной ситуации связываться со мной. Иногда пожилые люди звонят перепуганные, плачут, что боятся оставаться дома – «мне сейчас позвонят, ко мне сейчас придут, мне страшно». В этом случае мы отправляем им на помощь волонтеров или сотрудников благотворительного центра. Мошенники моментально теряют интерес, как только видят, что пожилой человек не один, что в ситуацию включился кто-то еще.

Регулярно проводим в Синагоге и лекции о финансовой безопасности. Это помогает! Именно после такой лекции Владимир Борисович признался нам, что дал мошенникам свои паспортные данные, а Александр Аркадьевич, решивший «оздоровиться», попросил помощи у нашего финансового консультанта. Конечно, лекции не страхуют их о необдуманных поступков – но, по крайней мере, у них просыпается способность спохватиться, критически осмыслить ситуацию и вовремя обратиться за помощью.

Лекция о финансовой безопасности для пожилых подопечных Синагоги Лекция о финансовой безопасности для пожилых подопечных Синагоги

Мы объясняем пожилым людям: вам не хватает общения? Приходите в Синагогу, в наш досуговый центр, на молитвы и праздники!

Как защитить пожилых людей от мошенников

Лекция эндокринолога в благотворительном центре «Рахамим» Лекция эндокринолога в благотворительном центре «Рахамим»

Тестирование на предрасположенность к деменции в благотворительном центре «Рахамим» Тестирование на предрасположенность к деменции в благотворительном центре «Рахамим»

А более молодых прихожан мы просим почаще расспрашивать своих пожилых родных: тебе не звонит кто-то, не беспокоит? Ты не подписывал в последнее время какие-то бумаги?

Вполне возможно, что именно ваши мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя попадутся (или уже попались) на удочку мошенников. Поэтому важно поддерживать доверительные отношения с близкими, подружиться с ними! В противном случае подобные ситуации становятся уже общей проблемой всей семьи, да еще и с тяжелыми последствиями.

Как уберечь ваших пожилых близких от мошенников? Что вы можете сделать?
Рекомендации дает Елена Юсупова – психолог, ведущая терапевтических групп в Синагоге

Елена Юсупова ведет групповой тренинг в Синагоге Елена Юсупова ведет групповой тренинг в Синагоге

Почему жертвой мошенников становятся именно пожилые люди? Во-первых, в пожилом возрасте у человека снижена критика, появляется детская доверчивость. Во-вторых, мошенники успешно «закрывают» самые частые «дефициты» пожилых людей: одиночество, тревоги, материальные проблемы. Как это происходит? Пожилые люди часто оказываются в изоляции, их контакты сокращаются. Друзей все меньше, дети заняты… Общение становится формальным. А им так хочется, чтобы с ними поговорили, чтобы их выслушали. Мошенники это и делают: подолгу беседуют, внимательно слушают, говорят добрые слова. О том, какой их собеседник мудрый, какие важные советы может дать... Это такая радость для пожилого человека! Он вновь чувствует себя востребованным.

Одну мою знакомую преклонного возраста мошенники втянули в уголовное дело под видом «операции ФСБ». Это женщина потом рассказывала: «Это были самые счастливые месяцы в моей жизни! Мне звонили, я была нужна. Да, у меня были сомнения, но я их гнала от себя! Ведь это такое приключение, такая интересная жизнь!» К сожалению, она заплатила за эту «радость» большую цену…

Мошенники ловко создают у пожилого человека ощущение, что он больше не один, что он обрел друга и опору. В обычной жизни человеку редко достается столько доверия, принятия, тепла…  Это известный прием, которым пользуются сектанты: «бомбардировка любовью»… Мошенники обещают избавить свою жертву в том числе и от материальных проблем. Включают у них инстинкт подражания: «Ваша соседка, знакомая уже воспользовалась нашими услугами, материально поднялась, делает подарки детям и внукам…».

И, конечно же, пожилым людям стыдно признаться даже себе в том, что их обманывают, поэтому, даже если они заподозрили неладное, то гонят от себя эти мысли. Осознание, что «хорошие люди» тебя обманули, очень болезненно, оно даже может довести пожилого человека до болезни и летального исхода…

Как уберечь близкого человека от мошенников? Несколько полезных советов

1. Проводя работу с пожилыми близкими, не запутывайте их деталями разнообразных мошеннических схем. Этих схем множество, и они все время совершенствуются. Доносите простую мысль: «Кругом много мошенников, они обманывают». 

2. Пожилые люди часто стесняются признаться, что их обманули и, пытаясь «отыграться», попадают в новые и новые сети. Объясните близким, что не стыдно быть обманутым. На свете нет ни одного человека, которого нельзя было бы обмануть. У каждого из нас есть слабые места, «болевые точки». А мошенники – специалисты экстра-класса с прекрасной психологической подготовкой. Обманывали всех – и научных работников, и даже профессоров психологии. Поэтому, если уже что-то произошло, лучше как можно скорее рассказать об этом близким, чтобы остановить дальнейшее зло.

3. «Не общаюсь с теми, кого не знаю лично»
Помогите пожилому родственнику составить и повесьте на видное место список из 5–10 доверенных лиц (близкие родственники, многолетние друзья) с номерами телефонов. Возьмите с него слово, что он будет общаться ТОЛЬКО с этими людьми, и этот список не будет расширяться. Проговорите с ними: «Кто бы что мне ни обещал – я загляну в этот список, и, если человека там нет, я не буду с ним говорить. В любой спорной ситуации я звоню кому-то из этого списка и советуюсь».
Понятно, что такое ограничение может вызвать у пожилого человека протест. Но попытайтесь объяснить родственнику: «Я в том же положении, у меня та же ситуация. Между свободой и безопасностью я выбираю безопасность».

4. «Если вас торопят и подгоняют, это сигнал тревоги»
Мошенники часто создают искусственный дефицит времен, нагнетают панику. Только позвонили по телефону – а тут уже и «курьер» стучит в дверь. Объясните пожилому человеку, что в случае звонка с незнакомого номера нет и не может быть ситуаций, которые нужно решать немедленно. Посоветуйте ему взять паузу на 30 минут: «Ой, я что-то запутался / плохо слышу / мне надо прилечь / срочно принять лекарство / посоветоваться с детьми / перезвоните через полчаса».
И тут же связаться с кем-то из «списка доверенных лиц».  
Или перезвонить в поликлинику, пенсионный фонд, налоговую – и уточнить, действительно ли звонили от них.
Важно, чтобы пожилой человек не изображал всезнайство, не велся на лесть. Попробуйте объяснить ему, что лучший способ перехитрить мошенника – не общаться с ним и не подыгрывать. Ведь, вступая с мошенником в общение, мы начинаем играть по их правилам. А нужно играть по своим правилам и на своем поле.

5. Важно, чтобы у пожилого человека был список из 10 «стоп-слов». Объясните ему: если он слышит хотя бы одно из этих слов, это сигнал тревоги, нужно тут же прервать разговор.

Например:
Банковские данные, банковская карта, банковские реквизиты, диспансеризация, доверенность, дознаватель, оперативник, паспортные данные, продление договора, следователь, смс-код

Люди старшего поколения – вежливые, интеллигентные, им трудно просто сбросить вызов: они извиняются, что-то объясняют… Важно научить их, услышав стоп-слово, прерывать разговор – без всяких объяснений. С этой целью мы, психологи, проводим тренинги уверенного отказа. Формируем полезный навык – прерывать разговор, не боясь показаться невежливым.

6. Закрывайте «дефициты» ваших пожилых близких
Сохраняйте доверительные отношения, общайтесь больше – причем это общение должно быть неформальным, душевным. Лучше пожертвовать своим временем, чем потом разгребать последствия.

Как обратиться за помощью в благотворительный центр Рахамим

Благотворительный центр Большой Хоральной Синагоги Благотворительные организации
Благотворительный центр включает в себя:
Благотворительная столовая для пожилых прихожан
Досуговый центр для пожилых
Программа экстренной помощи
Волонтерская программа
Проект «Мишпаха»

Часы работы:
Пн, чт 10:00-18:00, пт 10:00-16:00
Гордина ВикторияРуководитель Благотворительного и Досугового центров Синагоги
Фридман НикитаКоординатор, SMM-менеджер


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину