Все проекты
Общину поддержали 31198 раз

Уход Ребе как солнечное затмение

3 тамуза (в этом году 16 июня) – годовщина ухода из жизни Седьмого Любавического Ребе. Тому, что значит эта дата для хасидов Хабада, посвящена колонка Анат Брусиловски

3 тамуза 1994 года – особая дата в Хабаде. В этот день не стало Любавического Ребе.

Гимл Тамуз день Ребе колонка Анат Брусиловски

С чем это можно сравнить? Ну, например, с солнечным затмением. Вся наша жизнь связана с постоянным движением небесного светила по своей оси. Мы постоянно опираемся на часы, минуты и дни. Мы составляем графики и делаем расчеты, мы не можем жить без солнца. Таким солнцем в Хабаде является Ребе.

Само слово «Ребе» на иврите является аббревиатурой слов «Рош Бней Исраэль» – «глава еврейского народа». Точно так же, как человек не может жить без головы, так же еврейский народ не может жить без Ребе.

«Минутку! – наверняка сейчас скажет кто-то из читателей. – Как же так? Разве сейчас мы не продолжаем жить? Разве хабадское движение не продолжает свою деятельность? Разве Дома Хабада не находятся в любой точке мира!»

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю совершить краткий экскурс в историю.

3 тамуза 1928 года. Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, предыдущий Ребе, отправляется в ссылку после двух с половиной недель заключения в «Шпалерке». Он направляется в Кострому. Ссылка эта означала то, что Ребе будет на целых три года оторван от своих хасидов. В те годы такой срок был достаточным для того, чтобы движение Хабад в прекратило свое подпольное существование в советском государстве, набирающем свою силу день ото дня. Три года ссылки означали прекращение всей деятельности.
Тысячи хасидов пришли 3 тамуза на вокзал, чтобы проводить Ребе Раяца. Перед тем как войти в вагон поезда праведник сказал: «Помните! Только тела наши могут поработить или отправить в ссылку, но души наши всегда остаются свободными!»

Тогда всем тоже казалось, что солнце померкло. Но менее чем через 10 дней Ребе Раяц был освобожден, случилось чудо, и Хабад продолжил свое существование. Вскоре Ребе Раяц переехал в Америку и там продолжил взращивать хабадское движение.

Когда Ребе Йосефа Ицхака не стало в 1950 году, Ребе Менахем Мендл Шнеерсон, его зять и преемник, сказал: «Важно помнить, что солнце никогда не прекращает светить. Оно светит всегда. Даже когда в одном полушарии ночь и темно, солнце светит в другом полушарии. И даже в «темном» полушарии мы все равно видим солнечный свет, отраженный луной и свет звезд.

Точно так же и Ребе. Даже после того, как праведник покидает наш материальный мир, его влияние продолжается. Даже когда кажется, что солнце погасло, остаются звезды – еврейские души.

Сказали наши мудрецы: «После своей смерти праведники еще более велики, чем при жизни.»

Когда душа праведника находится в этом материальном мире, она скована ограничениями тела. Даже праведники должны есть и спать. Когда же душа праведника покидает тело, ее влияние становится безграничным».

Именно эти слова помогли хасидам понять, что происходит, когда наступил ужасный день – 3 тамуза 1994 года. Когда первоначальный шок утих, все вдруг поняли, что это не конец Хабада. Скорее, начало нового этапа.

Сегодня, 24 года спустя, мы видим, что Хабад развивается и распространяется. Сотни молодых посланников каждый год отправляются в различные города и страны, чтобы еврейские дети могли произнести «Тора цива лану.». Сотни еврейских мальчиков каждый год получают имя «Менахем-Мендл», строятся новые школы и детские сады, пишутся свитки Торы и мезузы. «Севен севенти», дом учения Ребе в Нью-Йорке, никогда не пустует. Каждый день в нем проходят молитвы, уроки и хасидские застолья.

Каждый год вся Америка отмечает день рождения Ребе (по еврейскому календарю!). В этот день во всех американских школах проводится День образования и обмена знаниями. Американские президенты меняются, но день, когда вся Америка вспоминает о Ребе, – остается.

Понятие смерти и жизни праведника в еврейской традиции не абсолютно. В Талмуде сказано, что наш праотец Яаков не умер. Как такое может быть? Ведь в наших источниках приведены достоверные факты: Яакова забальзамировали и похоронили в Хевроне, его оплакивали, и никто не видел его живым после этого! Талмуд поясняет: «Пока живо наследие праведника, пока продолжается дело всей его жизни, пока его дети идут его путем, он жив.»

Мне кажется, самое лучшее, что может сделать каждый из нас 3 тамуза – это принять хорошие решения, сделать доброе дело, исполнить заповедь. Тогда станет ясно, что дело всей жизни Любавического Ребе продолжает жить, а, значит, жива память о нем в наших сердцах.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину