Все проекты
Общину поддержали 37471 раз

Флешмоб «Спроси меня, о чем хочешь» с участием раввина

В Фейсбуке появился новый флешмоб: «Спроси меня, о чем хочешь». Лента заполнилась забавными или просто дурацкими личными вопросами - и ответами им под стать. Но раввин русскоязычных евреев Петах-Тиквы Хаим Бриск решил развернуть всю эту ерунду в полезную сторону - и запустил свой флешмоб: «Спроси раввина, о чем хочешь».

На вопросы читателей он отвечает до сих пор, под его постом уже более 300 комментариев.

С разрешения р. Бриска мы сделали подборку самых интересных вопросов и ответов.

О вере

- Спрошу вас как религиозного человека: бывают ли у вас сомнения в вере?
- Конечно, бывают. И это нормально. Из этих сомнений рождается еще большая учеба и большая сила веры. Сомневаться - это не проблема. Вопрос, что человек с этим делает. Судя по тексту Торы, сомнения в вере были даже у Моше Рабейну. Только они были на другом уровне, чем у нас. И у Авраама были. И у Ицхака. И у Яакова.

- Но я имею в виду ситуации и вопросы, в которых учеба не помогает. Когда внутренний конфликт все равно остается.
- Ни разу не встречался с ситуацией, когда глубокая учеба и раздумья не помогали. Есть вещи, которые так и остаются в диалектике. Но учеба дает понимание того, что эта диалектика и внутренний конфликт задуманы изначально, и это нормально.

Р. Хаим Бриск за изучением Торы

- Как еврею укрепить в себе веру? И насколько она важна в иудаизме?
- Очень важна. Как укрепить? Много учить книг о вере и слушать серьезные уроки на эту тему. И найти себе раввина, с которым можно всегда пообщаться и советоваться на эти темы.

***

Как становятся раввином

- Кто имеет право называть себя раввином?
- Тот, кто проучился много лет в серьезных ешивах, сдал экзамены в серьезном месте, у серьезных раввинов, успешно их прошел и получил смиху, а также «прикрепился» к большим практикующим раввинам и прошел у них практику в течение нескольких лет, ведет подобающую раввину жизнь (соблюдение заповедей, мораль, этика, чистота речи и т.п.); и есть люди, которые приняли его как своего раввина. Такой имеет полное право на приставку «рав» к своему имени. И все обязаны так к нему обращаться, даже если он не их раввин или идеологически они не с ним.

- Случался ли у вас такой испуг на уровне сердечного крика, и делились ли вы им со Всевышним: «Пожалуйста, ответь, а, может, Ты хочешь чтобы я учил их не всему этому а совсем другому?! Но чему? В чем мое истинное призвание в Твоих глазах?»
- Было. И тогда я решил стать раввином. Это был теракт, в котором я не получил ни царапины, а мой друг с которым я только что разговаривал о будущем, погиб. До этого я колебался между медициной и электронной инженерией. Я не был светским человеком на момент теракта. Я был уже на 5-м курсе ешиват эсдэр (военной ешивы - ред.), а соблюдать начал еще в Союзе. После этого теракта я постоянно получал подтверждения, что выбрал правильный путь.

Рав Хаим Бриск со своим наставником - равом Гидоном Перелом, главой Бейт-Дина (раввинского суда) Гуш Эциона. «Он мне как второй отец. И, естественно, учил меня, как быть раввином»

Автор фото: Илья Иткин

***

О коронавирусе

- Зачем нам Творец послал коронавирус и как нам это понимать?
- Мы не можем знать, почему Вс-вышний посылает нам то или иное. Но коронавирус явно учит нас выстраивать правильные приоритеты в жизни, смотреть, что главное, а что не очень. Заставляет научиться скромности и пониманию того, что все твои достижения могут вмиг разрушиться чем-то невидимым. Коронавирус раскрывает крайности и показывает людей в лучшем свете или наоборот; дает переоценку ценностей.

***

О радости

- Человек, находящийся в трауре, освобождается от заповедей «Быть в радости» и «И будешь ты радоваться в праздники»?
- Нет. Даже сразу после похорон не освобождается. Ему даже запрещено быть в трауре в праздник. Это мы учим из истории Аарона, потерявшего двух своих сыновей. Но вот танцевать - он не танцует.

- Но как галаха (еврейский закон) предлагает такому человеку достичь радости во время траура?
- А это уже зависит от человека. Это не всегда легко. Нужна работа. Работа прочувствовать великую милость Творца во всем что Он дал, несмотря на потери; прочувствовать Его любовь и любовь к Нему, и оттуда наполниться радостью. Знаю, что писать это несложно, но сложно достичь.

- Практически нереально... Часто у людей в моменты горя происходят сильные кризисы веры, и в такие моменты еще сложнее радоваться.
- Согласен. И в этом главная тяжесть служения чувствами. Рав Соловейчик называл это самыми сложными заповедями, а самой тяжелой из них - «И возлюби Вс-вышнего, Б-га твоего». Не зря рабби Акива до смерти не знал, сможет ли он эту заповедь выполнить. И когда смог, то, уже умирая, радовался как никогда, несмотря на мучения.

***

О запрете на изображения

- Если можно, такой вопрос: в Шулхан Арухе описывается ряд запретов на создание скульптур, изображающих людей. А у неевреев есть такие ограничения?
- Эти законы относятся только к евреям. Делать скульптуры для нееврея не запрещено. Но только если им не поклоняются.

***

О предопределении

- В мире все предначертано или у человека все-таки есть выбор?
- Все известно Б-гу (предначертано - неверный термин), но и выбор есть. Одно не исключает другого, хоть это и непостижимо для человеческого разума.

- Можно ли это сформулировать так: выбор есть, и наш выбор, который еще не сделан, уже известен Б-гу, так как Он вне времени, а значит, знает заранее, что произойдет?
- Это только отголосок того, как это работает. Чтобы это реально понять, нужно быть самому вне времени, пространства и вообще любых границ.

***

О течениях в иудаизме

- Шалом, почему есть так много течений иудаизма? Хорошо ли это, на ваш взгляд?
- Есть один иудаизм. Все верят в одни и те же принципы, учат одну и ту же Тору, читают одни и те же молитвы (с небольшой разницей из-за разных обычаев). А течения - это просто разные пути к постижению того же самого, и каждый выбирает тот путь, который больше всего подходит его душе. Это как разные подходы в изучении языков, если взять грубый пример. К тому же, Тора многогранна, и поэтому есть много кошерных пониманий - каждое показывает одну из граней.

***

О трамвае в шабат

- Вопрос. Перед шабатом я вышел из дома в синагогу, и пошел ливень. Возвращаться? Или можно сесть на трамвай - проехаться зайцем, так как в шабат я вышел с пустыми руками и билетика с собой нет?
- Нельзя. Нет заповеди молиться обязательно в синагоге, и ради этого не нарушают шабат.

***

О нравственности шойхета

- Я слышал, что, согласно традиции, шойхет (специалист по ритуальному забою скота - ред.) должен вести более праведную жизнь, чем представители других профессий. Настолько, что им даже нельзя пить алкоголь. Действительно ли это так? В чем причина этого?
- Действительно, шойхет должен быть очень богобоязненным человеком. Но запрета на алкоголь нет. Другое дело, что им запрещено работать после принятия алкоголя. Причина этому - важность твердой руки и четких расчетов, чтобы из-за случайной ошибки мясо не стало некошерным.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину