02.05.2018
Шадхн, «гулящая» невеста и отец-зануда
Д-р Валерий Дымшиц представляет и комментирует еврейский «анекдот с бородой»
Вот старая история, отчасти смешная, отчасти грустная, но ничуть не скабрезная.
|
Шадхн предложил почтенному виленскому еврею невесту для сына из местечка Калинковичи. Выслушав восторженные похвалы шадхна, отец жениха решил сам съездить в Калинковичи, чтобы на месте убедиться в достоинствах невесты. Приехал. Расспросил одного уважаемого человека. Еще одного. Все говорят: – Что вы! Она ведь гуляет со всеми врачами и всеми чиновниками нашего местечка! Вернувшись в Вильно, отец жениха набросился на шадхана с упреками: – Какая наглость – предлагать такую невесту моему сыну! Шадхн медленно вынул табакерку, понюхал раз, другой и сказал примирительно: – Что вы, реб Айзик, сравниваете Калинковичи с Вильной? Сколько в Калинковичах, прости господи, чиновников и врачей? |
Для того, что посмеяться над этим анекдотом, не нужно знать ни того, где находятся Калинковичи, ни того, что теперь Вильна называется Вильнюс. Из контекста понятно, что один город маленький, другой – большой, а папаша – зануда.
Комментарий к анекдоту делает его несмешным. Но мы все-таки попробуем понять, что стоит за этой простенькой историей.
Итак, житель Вильны ищет невесту для сына с помощью шадхна, то есть профессионального свата. Что мы знаем об этом виленчанине? Оказывается, очень многое.
1. Житель Вильны богат. У бедняков нет денег на сватов, и не стоит вопрос о заключении «тноим», то есть условий, оговаривающих размеры приданого, того, где и как будет жить молодая семья и т. п. У бедняков парни и девушки знакомятся сами, без всяких сватов. У нашего героя есть деньги на шадхана. А шадхн берет, как правило, немало. Если жених и невеста проживают далеко друг от друга, то гонорар шадхна – 3% от стоимости приданого и с семьи жениха, и с семьи невесты.
2. Житель Вильны очень богат и, вероятно, учен и родовит. Чем богаче семья, тем меньше шансов, что ровня найдется в своем городе. Вот и приходится искать невесту в далеких Калинковичах, на юге нынешней Белоруссии, за 400 с лишним километров от Вильны.
3. Житель Вильны традиционен и религиозен. Вильна – один из главных центров еврейского просвещения в Российской империи. В Вильне жили писатели-маскилы, писавшие на идише, например, Айзик-Меер Дик, и писавшие на русском, например, Лев Леванда. В Вильне находится казенное Раввинское училище – главный рассадник «новых» евреев. Но наш герой не из этих, не из маскилов. Он а) прибегает к услугам шадхна – это очень традиционный шаг; б) ищет невесту в маленьком местечке, надеясь, что там сохранились подлинные консервативные ценности, которых в Вильне уже не сыскать. Наконец, не веря шадхну («в наше время уже никому нельзя верить») он отправляется сам во всем удостовериться – с весьма печальным для себя результатом.
Теперь о самих Вильне и Калинковичах. Вильна – это достаточно большой губернский город, центр Виленской губернии и, что важней, столица Северо-Западного края, включавшего всю нынешнюю Литву и Белоруссию. В Вильне полно русских чиновников, врачей, преподавателей. Виленские евреи – очень модернизированы: с одной стороны, они национально мыслят, поддерживают, кто Бунд, кто сионистов, с другой, тянутся к русскому языку и культуре. Евреев в начале ХХ века в Вильне около 100 тысяч – и это половина населения города.
А что такое Калинковичи? Микроскопическое местечко в Полесье, в начале XIX века – менее 100 дворов. Ситуация изменилась, когда в 1862 г. через Калинковичи прошла железная дорога, а через 20 лет – вторая. Калинковичи стали узловой станцией и начали быстро расти. По переписи 1897 г. в местечке проживает 1340 евреев (50% общего населения). Между прочим, из Вильны до Калинковичей можно прямо доехать по железной дороге. Так что шадхн, хоть и искал невесту в дальних краях, но не очень страдал от дорожных трудностей. Таким образом, Калинковичи – новое, быстро растущее местечко на пересечение железных дорог. Особенных добродетелей в таком месте, где вся жизнь вертится вокруг вокзала, не отыщешь.
Теперь самое главное. Что значит роковая фраза: «гуляет со всеми врачами и всеми чиновниками»? Буквально то и значит. Гуляет, прогуливается по улицам и беседует, а не то, что вы подумали. В конце XIX века в среде традиционно мыслящих зажиточных евреев наметился трагический разрыв между женским и мужским образованием. Юноши продолжали штудировать Талмуд, девушек не знали, куда девать, а потому на всякий случай учили русскому, немецкому, французскому и игре на фортепьяно. Девушкам хотелось говорить о Пушкине, об Эмиле Золя, Толстом и Горьком. Но с еврейскими сверстниками такой разговор был невозможен: во-первых, они не читали Толстого, во-вторых, шарахались от девушек. Вот и приходилось бедным девушка из зажиточных семей (а другую бы богатый виленчанин не просватал) прогуливаться с русскими чиновниками и русскими и еврейскими (но говорящими по-русски) врачами, беседуя о всем передовом, интересном и прекрасном.
В большой Вильне, где было гораздо больше русских чиновников и молодых врачей, возможностей для таких прогулок было гораздо больше. Так что шадхн меланхолично намекает озабоченному папаше, что на фоне Вильны девица из Калинковичей – скромница.
Валерий Дымшиц
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2















