03.08.2018
Бывают ли еврейские единороги
Есть ли в еврейской традиции фантастические твари, и где они обитают? Рассказывает наш колумнист Анат Брусиловски.
Осмелюсь предположить, вы считаете, что у евреев нет никакой связи с розово-ванильными героями современных мультиков. Говорят, что единороги едят радугу, но неизвестно, жуют ли они жвачку и раздвоены ли их копыта. Впрочем, давайте не будем забегать наперед, а попробуем во всем разобраться.
Те, кто посещали древние еврейские кладбища или старинные синагоги, наверняка обращали внимания на изображения единорогов на еврейских надгробиях или в качестве орнаментов стен. Титульные листы старинных еврейских книг тоже украшены однорогими животными. Особенно часто встречается изображение единорога, сражающегося в поединке со львом.
Кстати, на некоторых изображениях единорог вовсе и не однорогий, а двурогий. Это и понятно, ведь на самом деле это не единорог, а бык. Во время поединка со львом быка рисовали в профиль, поэтому иногда был виден только один рог. Так и появился на свет единорог.
Что же означает этот рисунок? У каждого из колен еврейского народа был свой символ. Символом колена Йегуды – колена царей и правителей – был лев. Символом колена Эфраима – бык. Колено Йегуды возглавляло Южное израильское царство, а колено Эфраима – северное израильское Царство. Эти царства находились в постоянной вражде, на что и намекает борьба льва с быком. Затем десять колен, населявших Северное Царство, были угнаны в вавилонский плен и потерялись. Все изменится только с приходом Маошиаха: десять колен найдутся, оба царства соединятся, все помирятся, и бык со львом перестанут бороться и наконец-то обнимутся.
«Так получается, единорогов все-таки нет, и это просто искаженные быки?», – спросите вы, а я улыбнусь вам загадочно и расскажу вам майсу, основанную на Мидраше и на Талмуде.
Произошло это в первый год странствия евреев по пустыне. Однажды рано утром евреи вышли, чтобы как обычно собрать ман, и вдруг увидели необычных животных. Окрас их шерсти был ярким и переливался на солнце всеми цветами радуги. Внешне животные немного напоминали лошадей, но посреди их лба торчал один длинный рог. Несколько минут люди смотрели на единорогов как зачарованные, а затем все одновременно подошли, чтобы получше рассмотреть чудесных животных. Единороги тоже смотрели на людей своими ясными с поволокой глазами и не делали никаких попыток сбежать. Они лениво пощипывали траву, жевали жвачку и мерно постукивали раздвоенными копытами.
«Что же это за животные?» – спросил, любуясь, один из собравшихся.
«Это стадо тахашей, – ответил ему один из старейшин. – Тахаш – кошерное животное, и его мясо можно употреблять в пищу».
У евреев было достаточно другого скота, и у них не поднималась рука на тахашей. Поэтому те спокойно паслись около границы еврейского стана и, казалось, чего-то ждали. Ждали и дождались. Моше-рабейну спустился с горы Синай и передал всему народу повеление Вс-вышнего: «Постройте Мне Мишкан (Переносной Храм) и Я буду обитать среди вас». Много различных деталей включала в себя эта большая стройка, но особое место занимало верхнее покрытие Переносного Храма, которое должно было быть сшито из великолепных шкур тахашей. И все сосуды Мишкана во время странствий по пустыне должны были быть накрыты шкурами тахашей.
Тогда евреи и поняли, зачем тахаши появились у лагеря.
А когда Мишкан был построен, прекрасные еврейские единороги исчезли. Многие искали их по всему свету, да так и не нашли.
Анат Брусиловски
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2