Все проекты
Общину поддержали 29734 раз

Еврейский след в Помпеях

Еврейские гладиаторы? Удивительно, но они существовали. Об этом свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках Помпей. Рассказывает наш обозреватель, антрополог Элишева Яновская

Евреи в Помпеях колонка Элишевы Яновской

24 августа 79 г. одним из самых страшных извержений Везувия были уничтожены древние италийские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, расположенные у подножия вулкана. За 8 лет до этого, как свидетельствует Иосиф Флавий, множество евреев, захваченных римлянами после победы в Первой Иудейской войне, Тит, сын императора Веспасиана, «отправил... в египетские рудники, а большую часть раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей». Пленных иудеек ожидала участь рабынь. Среди множества артефактов, обнаруженных при раскопках Помпей, были обнаружены и скупые, но красноречивые свидетельства о жизни некоторых из этих военнопленных.

«Еврейские» граффити

Множество сведений о повседневной жизни древних Помпей мы знаем из обнаруженных на стенах города граффити – римляне I в. н. э. оставляли на них свои автографы не менее щедро, чем современные подростки. Как и сегодня, люди щедро испещряли стены и колонны зданий предвыборными воззваниями, эпиграммами, признаниями в любви. Не избежали этой участи и колонны перистиля (дворика, окруженного с трех сторон колоннадой) в так называемом Доме гладиаторов – здании, служившем бойцам общежитием-казармой.

На колоннаде, окружавшей этот дворик, гладиаторы оставили 143 надписи, в большинстве своем кратких и незамысловатых, под стать авторам (в гладиаторы обычно попадали рабы, преступники и военнопленные), написанных на народной латыни. Это списки побед, счета, грубоватая похвальба перед соперниками. Среди них привлекают внимание несколько надписей, сделанных евреями. Первая из них - выписанное латинскими буквами дважды, на разных колоннах, греческое слово «Genesis», сопровождаемое эпитетом «megiste» – «величайший».

По мнению большинства исследователей, эта надпись скорее всего была сделана грекоязычным евреем, вспоминавшем в своем горе первую книгу Пятикнижия – «Genesis» («Берейшит»). Еше одно граффити сделано, очевидно, по просьбе не владеющего грамотой товарища человеком с несомненно еврейским именем Iesu (Йегошуа). В ней некий гладиатор по имени Люций Асикий насмешливо именуется «мелкой рыбешкой» – murmillo. Скорее всего, соль шутки заключалась в том, что Люций относился к категории гладиаторов-мурмилонов, шлем которых украшал гребень в виде рыбы. Мурмилоны обычно выступали на арене против гладиаторов – «фракийцев».

Шлем с символом Иудеи

Среди обнаруженных в Помпеях артефактов есть уникальный гладиаторский шлем «фракийского» типа, украшенный рельефным изображением финиковой пальмы – национальным символом Иудеи. Аналогичные пальметки изображались как на монетах, выпущенных Титом и Веспасианом, так и на монетах эпохи восстания Бар-Кохбы. Очевидно, владелец гладиаторской школы считал своего еврея-гладиатора ценным бойцом, заслуживающим личных доспехов с национальной символикой. Имел ли этот иудей-«фракиец» какое-то отношение к Iesu и не выступал ли в паре с мурмилоном Люцием? В 2010 году здание Дома гладиаторов, благополучно простоявшее 2 тысячи лет после извержения Везувия, рухнуло под напором дождя, так и не раскрыв эти и другие тайны.

Евреи в Помпеях колонка Элишевы Яновской

Две Марии и одна Марта

В раввинистических источниках часто встречаются распространенные женские еврейские имена Мария (производное от Мириам) и Марта (арамеизированная форма имени Мара – «госпожа»). Эти же имена несколько раз попадаются нам в помпейских граффити. Речь идет о троих или, по меньшей мере, двоих Мариях (Maria) и одной Марте (Martha); судя по контексту, все они – рабыни. Одна из Марий – ремесленница, обрабатывающая шерсть или выделывающая шерстяное полотно. Она упоминается в надписи на портике Дома трагического поэта. Другая Мария – проститутка, взымающая за свои услуги плату, равную цене кувшина вина или дневной порции хлеба (об этом мы узнаем из надписи на стене Дома четырех стилей).

В третий раз имя «Мария» встречается на стене таверны, принадлежавшей человеку по имени Аселина. Надпись от имени Марии (служанки в таверне, очевидно, оказывающей гостям и иные услуги) призывает граждан проголосовать за кандидата в эдилы (низший магистрат городского совета). Рядом обнаружены аналогичные надписи, сделанные от лица других служанок из той же таверны. Скорее всего, это своеобразная антиреклама кандидата, возможно, происки его недругов. Это подтверждают аналогичные полузатертые (по просьбе кандидатов) надписи, сделанные от лица других представительниц того же социального слоя.

О женщине с типичным для той эпохи еврейским именем Марта мы узнаем из надписи, обнаруженной в уборной дома, принадлежавшего знатному горожанину Рустику Веру: «Это Мартин триклиний. Марта гадит там, где ест». Скорее всего, этот образчик древнего юмора оставил другой раб.

Кошерный гарум

Одной из важных статей помпейской экономики было изготовление острого рыбного соуса, известного как гарум или «союзническая приправа». Без этого деликатеса в Риме той эпохи не обходилось ни одно праздничное застолье, а единственной жидкостью, превосходившей гарум по цене, были, по свидетельству Плиния Старшего, только духи: два конгия (примерно 6,5 л) гарума высшего сорта стоили тысячу сестерций. Приготовлялся гарум из смеси рыб разных видов, в основном мелкой рыбешки (иногда к ней добавляли моллюсков), которую густо засаливали и оставляли стоять на солнце 2-3 месяца, периодически перемешивая. Существовало множество сортов гарума, употребляли его и евреи. Естественно, для его изготовления использовались кошерные сорта рыб. Амфоры из-под этого сорта гарума были обнаружены при археологических раскопках Масады.

Евреи в Помпеях колонка Элишевы ЯновскойКувшин с гарумом. Мозаика

Помпейский гарум славился на всю Италию, а в центре этой промышленности стоял крупный делец по имени Умбриций Скавр. В одном из принадлежащих ему магазинов было обнаружено множество небольших амфор, на которых чернилами были перечислены название соуса и сорта рыбы, из которой он изготовлялся. Были среди них и амфорки с надписью «garum castum» («чистый гарум») – своеобразным аналогом печати о кашруте.

На сегодняшний день нет достаточных оснований полагать, что в Помпеях проживала организованная община свободных евреев (попавших в город до начала Иудейской войны), для нужд которой Умбриций Скавр производил кошерный гарум в товарных количествах. Скорее можно говорить о временно проживающих в городе еврейских торговцах и ремесленниках. Возможно, основная часть «garum castum» предназначалась для экспорта за границу и в другие италийские области.

Жена Нерона – друг и враг иудеев

Помпеи были родным городом Поппеи Сабины, жены императора Нерона, известной своим живым интересом к иудаизму (как, впрочем, и к другим восточным религиям: по словам Тацита, Поппея держала при себе «звездочетов», с которыми постоянно консультировалась). Как истинная дочь своего времени, эта «Божественная Августа» была фигурой неоднозначной: по мнению Иосифа Флавия, императрица «отличалась истинным благочестием», в то время как Тацит характеризует ее как жестокую и развратную женщину, «у которой было все, кроме честной души». Ее роль в еврейской истории также неоднозначна.

Евреи в Помпеях колонка Элишевы ЯновскойПоппея Сабина

С одной стороны, Поппея в целом благожелательно относилась к иудеям и часто заступалась за них перед мужем. В частности, в угоду ей Нерон запретил тогдашнему наместнику Иудеи Фесту сносить одну из построек Иерусалимского Храма, а по просьбе Иосифа Флавия были освобождены находившиеся в римской тюрьме его родственники-коэны.

Евреи в Помпеях колонка Элишевы ЯновскойИосиф Флавий

С другой, в значительной степени благодаря протекции Поппеи следующим прокуратором Иудеи был назначен Гессий Флор, который, по словам того же Иосифа Флавия, уже после смерти императрицы «довел нас (т. е. евреев – Э. Я.) до того, что мы начали войну против римлян».

Соломон в компании с Сократом

Здесь же, в пригороде Помпей Оплонтисе, находилась загородная вилла Поппеи, прекрасно сохранившаяся благодаря слою вулканического пепла. Очень возможно, что Поппея была не единственным представителем помпейской аристократии, проявлявшим интерес к иудаизму и знакомых с библейской историей. Этим можно объяснить обнаруженную на стене так называемого Дома врачей фреску, изображающую знаменитую сцену Соломонова суда, поданного в несколько комическом ключе. У всех персонажей забавные пигмейские пропорции, а, помимо самого Соломона, женщин, претендующих на младенца и воинов, на фреске присутствуют Сократ и Аристотель. Это единственная из множества найденных в Помпеях фресок и мозаик, в которых использован библейский сюжет.

Евреи в Помпеях колонка Элишевы ЯновскойСуд Соломона. Карикатурное изображение. Настенная роспись. Помпеи. 79 год н. э.

«Содом и Гоморра» в Помпеях

Как у иудея, так и у римлянина, читавшего Пятикнижие в греческом переводе, история гибели Помпей, безусловно, должна была вызвать ассоциацию с гибелью Содома и Гоморры. И современный ему, и описанные в Библии города были аналогичным образом покараны за разврат и жестокость по отношению к пришельцам. Поэтому неудивительно, что надпись, представляющая собой названия этих библейских городов, была сделана на стене одного из безымянных домов на Улице изобилия кем-то из горожан, вернувшихся в город после извержения. Эта надпись дошла до наших дней.

Евреи в Помпеях колонка Элишевы ЯновскойКрасноречивая надпись на Улице изобилия

Элишева Яновская


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину