Все проекты
Общину поддержали 31172 раз

Эрмитаж выбрал для Года Рембрандта картину «Падение Амана»

Это событие не оставило равнодушной еврейскую общину Петербурга

Государственный Эрмитаж выбрал для Года Рембрандта картину «Падение Амана». Она будет представлена на выставке, посвященной 350-летию со дня смерти художника. Эта выставка, по словам ее создателей, «предлагает оценить эрмитажную композицию в контексте творчества великого живописца и его интереса к миру библейского Востока».

Картина «Падение Амана» известна с середины XVIII века; недавно она была отреставрирована.

Выбор Эрмитажа не мог оставить равнодушной еврейскую общину Петербурга. Ведь история, которая легла в основу сюжета картины, связана с Пуримом - самым веселым праздником еврейского календаря.

Вкратце история, изложенная в Свитке Эстер, такова. Во времена Персидской империи сановник царя Ахашвероша Аман задумал погубить всех евреев и бросил жребий, чтобы узнать наиболее подходящее для этого время. Царь Ахашверош с готовностью утвердил злодейский план Амана. Казалось, что гибель евреев неминуема. Но лидер евреев Мордехай и его племянница Эстер сумели отвратить беду. Благодаря цепи «случайных» на первый взгляд, но исполненных внутреннего смысла событий еврейский народ был спасен. На виселице, приготовленной для Мордехая, нашел свою смерть Аман.

По словам организаторов выставки, на картине Рембрандта запечатлен переломный момент в истории Амана: «Он слышит царский приказ устроить чествование ненавистного ему Мордехая и покоряется судьбе, понимая, что это начало его падения. В этом произведении необычайно точно передано состояние человека, бессильного перед роком».

А точно ли это Аман?

Создатели выставки отмечают, что за время своего существования прославленное полотно породило противоречивые суждения о сюжете. Существуют гипотезы, связывающие эту картину с другими эпизодами Библии.

Подробнее об этом мы попросили рассказать профессора Европейского университета, заведующего отделением гравюр в Эрмитаже Романа Григорьева.

- Известно, что на картинах Рембрандта (за некоторыми исключениями) не было текстов, поэтому не всегда можно точно установить, какие именно сюжеты изобразил художник.

В середине XVIII века в Англии был всплеск интереса к Рембрандту. И со всех картин Рембрандта, которые находились в то время в Англии, были сделаны гравюры в популярной тогда технике меццо-тинто, позволяющей передавать многообразие тонов и мягкие переходы цвета. Не стала исключением и обсуждаемая нами картина. Британский гравер Хьюстон создал с нее гравюру, и под этим изображением выгравировано название: «Haman's Condemnation» («Осуждение Амана»). Это название вряд ли дал сам гравер - скорее всего, это результат совместного решения издателя и владельца рембрандтовского оригинала. Как бы то ни было, вслед за этой гравюрой появилась традиция интерпретировать сюжет картины именно таким образом. (На русском языке ее принято называть «Аман узнает свою судьбу» либо «Падение Амана»).

Другую точку зрения выдвинул выдающийся голландский искусствовед и коллекционер Абрахам Бредиус. Он отмечает, что изображенные на картине персонажи мало соответствуют сюжету об Амане. Если здесь Аман и Артаксеркс, то где же Эсфирь? И почему царь выглядит таким грустным - согласно сюжету, он должен быть разъярен? И кто третий персонаж? Если Мордехай, то почему он тоже изображен не торжествующим, а печальным и даже полным сострадания?

Бредиус полагал, что на картине изображена не история Амана, а другой библейский сюжет: царь Давид, отсылающий Урию на верную смерть, чтобы завладеть его женой. И в таком случае на переднем плане - Урия, начавший понимать, что ему уготована страшная судьба, а на заднем плане - смущенный царь Давид и скорбящий слуга.

Главный раввин Петербурга: «Это очень символичный выбор»

Как бы то ни было, благодаря выбору Эрмитажа история Пурима, злодейского замысла Амана и счастливого спасения евреев будет весь год на слуху у петербуржцев. Что об этом думают главы еврейской общины? Мы попросили высказаться главного раввина Петербурга М.-М. Певзнера.

- То, что Эрмитаж выбрал именно эту картину, да еще и в месяце Элул, когда все мы взвешиваем свои дела и поступки перед праздником Рош Ашана, неслучайно. Историю Амана полезно вспоминать, она многому может нас научить. Аман - это потомок Амалека, народа злодеев, который напал на евреев в дни скитания по пустыне. Числовое значение (гиматрия) слова «Амалек» - 240, такое же, как у слова «софек», «сомнение». Евреи были полны энтузиазма и желания войти в Землю Израиля, а Амалек, образно говоря, опрокинул на них ушат холодной воды, пытался разрушить их веру, посеять сомнения. Но ведь так бывает с каждым из нас. Мы загораемся идеей, хотим осуществить свою мечту, но вдруг словно какой-то голос нашептывает: «А, может, не надо? Ты не справишься, не сможешь, у тебя не хватит сил». Это деморализует и мешает двигаться вперед. Наши мудрецы объясняют, что Амалек и Аман символизируют сомнение в своих силах и способностях. А победа над Аманом - это победа над терзающими нас сомнениями и обретение веры в себя.

Благодарим Марину Бейлину за идею статьи


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину