Все проекты
Общину поддержали 38899 раз

Что происходит на Храмовой горе?

В последние дни в эпицентре внимания мировых СМИ вновь оказалась Храмовая гора, где происходят столкновения между израильскими силовиками и арабскими участниками беспорядков. 

Храмовая Гора 
Беспорядки на Храмовой горе. 15 апреля 2022. Источник: The Times of Israel

Почему это святое место – источник такого противостояния между арабским и еврейским населением? Исторические и религиозные предпосылки этого анализируют Марина Карпова и Евгений Левин.

Многих потрясло видео, на котором видно, как молодые арабы играют в мечети Аль-Акса в футбол, вопреки общеизвестным нормам ислама, не снимая при этом обуви (!), а также груды камней, которые они сложили на полу мечети, чтобы использовать для камнеметания. 

Храмовая гора 
Источник: Владимир Винокур

В итоге, чтобы немного снизить напряжение и разрядить обстановку, израильские власти до конца Рамадана закрыли Храмовую гору для еврейских посетителей.

Кощунственное поведение арабских участников беспорядков – наглядное свидетельство, что религия здесь далеко не единственный фактор (впрочем, в арабо-израильском конфликте по-другому не бывает). Тем не менее, нынешний виток противостояния вокруг Храмовой горы имеет глубокие корни, связанные, в том числе, с религиозными чувствами и страхами, которые активно используют политики и подстрекатели. 

Храмовая гора
Май 2021. Источник: The Times of Israel

Храмовая гора: что она для мусульман?

Для мусульман Храмовая гора является одной из величайших святынь. По мусульманским преданиям, отсюда вознесся на небо основоположник ислама Мухаммед. Мусульмане до сих пор показывают камень, на котором отпечаталось копыто Бурака, крылатого коня Мухаммеда. На горе возвышается золотой Купол скалы (святилище над Краеугольным камнем), недалеко от которого находится мечеть Аль-Акса, третья святыня ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.

А для евреев?

Что касается евреев, дело обстоит сложнее. С одной стороны, это место, где стоял Храм, то есть земля, обладающая наивысшей святостью. Однако, с другой стороны, именно эта высшая святость порождает серьезную галахическую проблему – на бывшей территории Храма было немало участков, куда простой еврей мог входить только в состоянии ритуальной чистоты (недостижимом в нынешних условиях), либо не мог входить вовсе. И поскольку точное местоположение этих участков неочевидно, со временем среди раввинов сложился консенсус, что в наше время посещать Храмовую гору не следует, чтобы ненароком не согрешить. В результате главной иерусалимской святыней со временем стала Стена Плача – техническая конструкция, возведенная царем Иродом Великим в ходе предпринятой им перестройки Храма.

В чьих руках Храмовая гора?

Отношение к Храмовой горе как к чему-то «не нашему» со всей наглядностью проявилось после Шестидневной войны, когда Старый город и Храмовая гора оказались под контролем Израиля. Слова командира парашютистов «Моты Гура: «Храмовая гора в наших руках! Повторяю – Храмовая гора в наших руках!»  услышал весь мир. Тем не менее, евреи устремились именно к Стене Плача; именно около нее протрубил в шофар главный раввин израильской армии Шломо Горен.

Храмовая Гора 
Источник: Википедия

Вскоре после войны арабский квартал, примыкавший к Стене Плача, был снесен, дабы облегчить массовое еврейское паломничество. Однако в том, что касается Храмовой горы, правительство, не желая лишний раз провоцировать мусульман, решило сохранить статус-кво: по инициативе министра обороны Моше Даяна, управление Храмовой горой было передано Исламскому Совету ― ВАКФу.

Большинство евреев восприняло это спокойно: светским израильтянам вполне хватало Стены Плача, что же до правоверных иудеев – большинство авторитетных раввинов по-прежнему полагает, что подниматься туда нельзя по указанной выше причине. 

Еврейское паломничество на Гору

Однако евреи не были бы евреями, если бы по столь важному вопросу у них было согласие. Некоторые раввины, досконально изучив весь имеющийся галахический, исторический, археологический и географический материал, пришли к выводу, что, соблюдая определенные условия, на Храмовую гору можно подниматься и в наши дни. Некоторые из этих раввинов исповедовали принципы религиозного сионизма, согласно которым все, что связано с пребыванием евреев на Святой Земле, приближает окончательное Избавление. Не нужно объяснять, что Храмовая гора с ее величайшей святостью обладала, в рамках этого мировоззрения, величайшим «эсхатологическим» потенциалом.

У этих раввинов нашлись не слишком многочисленные, но достаточно настойчивые последователи. В результате еврейское паломничество на Храмовую гору стало достаточно регулярным.

«Но только не вздумайте тут молиться!»

Что касается мусульман, то они реагируют на это весьма болезненно. Правда, палестинская пропаганда порой утверждает, что якобы нет никаких свидетельств еврейского присутствия в этом месте. Однако о статусе горы в иудаизме им прекрасно известно, равно как о содержании еврейских молитв, в которых мы трижды в день просим о восстановлении Храма. Поэтому любую еврейскую деятельность на горе они воспринимают крайне подозрительно и болезненно, особенно если она носит религиозный характер. К примеру, ВАКФ запрещает еврейским паломникам молиться; чтобы этого не допустить, к евреям, поднимающимся на гору, порой приставляют специальных сотрудников-наблюдателей.

История беспорядков

К любым еврейским телодвижениям на Храмовой горе мусульмане относятся столь серьезно, что в прошлом это становилось поводом для масштабных беспорядков и насилия. Так,  в сентябре 1928 года во время праздника Йом Кипур евреи поставили у Стены Плача, находящейся у подножья горы,  стулья для удобства молящихся, а также перегородку, отделившую мужчин от женщин. Тогдашние арабские лидеры  немедленно заявили, что это является нарушением существовавшего со времен османских властей статуса-кво, который запрещал евреям какое-либо строительство в этом районе. Англичане потребовали немедленно все убрать. Тем не менее, муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни начал распространять слухи,  что евреи собираются захватить мечеть Аль-Акса. После этого еврейские молящиеся у Стены Плача стали подвергаться избиениям и забрасыванию камнями, а в 1929 году по стране прокатилась волна кровавых еврейских погромов.

80 лет спустя, 28 сентября 2000 года, на Храмовую гору поднялся Ариэль Шарон, тогдашний лидер парламентской оппозиции. Этот визит вызвал столь массовое возмущение мусульман, что палестинские лидеры решили использовать его в качестве повода для новой интифады. «Когда Шарон решил подняться к мечети Аль-Акса, я понял, что это – самый удобный момент для начала интифады», – заявил впоследствии один из них, Марван Баргути. 

Будет ли что-то меняться?

Есть ли у израильского правительства серьезные планы по изменению статуса-кво на Храмовой горе? Скорее всего, нет – все прекрасно понимают, какими последствиями это чревато. Подавляющему большинству евреев, как светских, так и религиозных, это тоже не нужно. Однако убедить в этом арабов, боюсь, не удастся, а мобилизационный потенциал этого места их лидеры и пропагандисты прекрасно знают. Поэтому, к величайшему сожалению, Храмовая гора и дальше будет фигурировать в новостях не только и не столько как «дом молитвы». 

Марина Карпова, Евгений Левин


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину