Все проекты
Общину поддержали 30788 раз

Залман Шкляр: Тора – это основа, а фотография – инструмент

В особняке Румянцева на Галерной, 45 состоялось открытие персональной выставки известного московского фотографа Залмана Шкляра «Итальянский калейдоскоп».

На открытии выставки

Автор тяготеет к уличной съемке, запечатлевая сценки повседневной жизни в необычных ракурсах и акцентах. Игра света и тени, скрытая энергия вещей и предметов позволяет зрителю по-новому увидеть обыденную жизнь современного человека. На выставке представлено 70 фоторабот, объединенных нестандартным взглядом художника, который сумел остановить миг времени на улицах итальянских городов.

Нашему изданию Залман Шкляр признался, что посвятил выставку рождению своей второй дочери Рахели.

– На ваших кадрах две вещи сразу бросаются в глаза: во-первых, вы часто используете тень, контрастный свет как часть идеи, как действующее лицо композиции. А во-вторых, чаще всего снимок произведен сверху или снизу. Это помогает вам как-то раскрыть свой замысел?

– Темные цвета, тени – это не самоцель. Я пытаюсь найти плавные переходы между тональностями цветов, а тень играет роль переходного мостика. Для меня важны контрастные пятна. Как черно-белые, так и цветные снимки объединены одной задачей – показать улицу. Цветная фотография дает мне возможность сделать акцент на более глубоком и широком воспроизведении палитры. А на черно-белых снимках для меня большее значение имеет «психология» восприятия жесткого контраста. Но в любом случае что в цветной фотографии, что в черно-белой – сюжет является главенствующим.

Что касается вопроса о ракурсах съемки. Иногда коллеги по цеху «уличной фотографии» меня критикуют за спорные с их точки зрения ракурсы. Но непрямые кадры, особенно снятые снизу, акцентируют больше внимания, запоминаются зрителем особенно. Как я считаю, в этом случае проявляется раскрытие содержания через форму, например, фигуру человека на улице. Кроме того, ракурсы «низ-верх» в уличной фотографии позволяет фотографу находиться как бы внутри толпы на близком расстоянии, что позволяет передавать атмосферу участия в событии.

– Как давно вы занимаетесь фотографией?

– С детства. Я родился в типичной еврейской семье, меня окружали в том числе и фотографы. Мой дядя Лейб, благословенна будет память о нем, давал мне, маленькому, подержать в руках свой фотоаппарат. С тех пор, сколько себя помню, всегда по жизни шел с фотоаппаратом.

– Еврейское мировоззрение как-то отражается в вашем творчестве?

– Я все способности человека перевожу на рельсы Веры. Творец раскрывает нам возможность понимания, видения каких-то глубинных вещей. Вера во Вс-вышнего – это знание и понимание. Внешне красивый кадр еще ничего не значит. Произведения искусства, созданные не благочестивыми людьми, злыми людьми встречаются. Но это не еврейский подход к искусству, мы должны быть образцами моральной чистоты.

В иудаизме есть понятие «злое начало», окруженное «клипой» – это такая скорлупа, которая не дает проникнуть свету. Сама скорлупа может выглядеть как красивая обертка, но внутри все может быть совсем иначе. У евреев наоборот – во всем, что мы делаем, должен быть заряд света и чистоты. Я надеюсь, что мои фотографии «цепляют» и заряжают зрителя этим, делают мир чуть-чуть чище.

– Что вам интересней снимать: людей, пейзажи или какие-то рукотворные объекты? Есть ли у вас внутренний приоритет?

– Да, есть. Снимать людей, чтобы мы увидели себя со стороны. Мгновение, запечатленное на уличной фотографии, – неповторимая вещь. В этот момент много составляющих сходится в одном кадре. Это и мое собственное видение, и подарок Сверху.

– Всегда ли вы довольны результатом? Каков процент «попаданий в яблочко»?

– Не буду лукавить. Конечный выбор – это огромный кропотливый труд. Бывает, сделано несколько тысяч фотографий – и я не вижу среди них ни одной достойной. Необходимым навыком фотографа является умение делать профессиональный отбор, как бы труден он ни был. С годами приобретенный опыт позволяет делать это достаточно быстро. Если лет пятнадцать назад я думал о некоторых своих кадрах, что это шедевр, то сейчас я однозначно понимаю, что место им в корзине. Профессиональный отбор, выборка лучшего кадра – почти 95% успеха, и это зависит исключительно от фотографа!

– Вы фотографируете людей в разных позах и состояниях. Спрашиваете у них разрешения?

– Нет. А зачем? В большинстве случаев они меня не видят, я смешиваюсь с толпой. Изредка бывает, когда съемка намеренно делается с провокацией, чтобы получился интересный кадр. Я не боюсь фотографировать.

– Что вам интересно, кроме фотографии?

– Тора. Это основа, базис, вокруг которого строится весь мир, а фотография – это только инструмент.

Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину