14.01.2020
Композитор Ян Абрамович Френкель
Предлагаем нашим читателям статью о Яне Френкеле. Ее подготовила исследователь биографии и творчества композитора Наталья Кучевская. Это уникальные материалы: многие сведения почерпнуты автором из бесед с родственниками Яна Френкеля, часть фотографий предоставлена родственниками композитора и публикуются впервые.
В 2020 году исполняется 100 лет с официального дня рождения композитора Яна Френкеля (1920 - 1989). Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны совсем недавно. Одна только песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева «Журавли» живет в уже более полувека и переведена на многие языки мира, в том числе на иврит и идиш. Композитор Оскар Фельцман как-то сказал, что, даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени. Однако перу его принадлежит более трехсот песен, инструментальные сочинения, музыка к более чем семидесяти кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.
Сын клезмера, или образец чистой игры
Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве. О том, как официальным годом его рождения стал 1920-й, мы расскажем чуть ниже. Отец Яна - Абрам Натанович Френкель был родом из Речицы Гомельской области, работал парикмахером, а также был музыкантом-клезмером - играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. Здесь надо отметить, что до революции парикмахеры-музыканты не были необычным явлением: часто они ездили из местечка в местечко, предлагая свои услуги - и подстричь и сыграть! Помимо этого Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке: так, один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.
Отец Яна Френкеля - Абрам Натанович Френкель
Мать Яна Френкеля - Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) Дымерец по профессии была белошвеей и происходила из украинского города Дымер.
Мать Яна Френкеля - Нехума Нухимовна Дымерец
В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя.
Раннее детство Яна Френкеля прошло в поселке Пологи Запорожской области Украины. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве. Мать Яна Френкеля долго болела и скончалась в 1936 году, когда Яну было всего 12 лет. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы. Детей семье помогла вырастить няня Мария.
Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть.
Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Ян Френкель в детстве
В 1934 году в Киеве открылась десятилетняя музыкальная школа-интернат для одаренных детей при Киевской консерватории. Отбор способных детей проводился по всей Украине. В это время игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Самойлович Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации, тем, как мальчик «сжился» со скрипкой, и взял его в свой класс. В дальнейшем профессор Магазинер демонстрировал Яна Френкеля студентам как образец чистой игры на скрипке.
По сохранившимся сведениям, в те годы семья Френкелей в Киеве поселилась на Жилянской улице, а рядом, на Большой Васильковской, располагалась парикмахерская, где работал Абрам Френкель.
В одном классе с Владимиром Шаинским
В школе Ян учился легко по всем предметам, любил математику. В статье «Мир добрый и мудрый», написанной к 60-летнему юбилею Яна Френкеля, музыковед Нина Завадская отмечала, что с первых же занятий он увлекся сочинительством, стал пробовать импровизировать, а затем и писать собственные пьески и этюды для скрипки. С помощью своего педагога Якова Магазинера он научился делать фортепианные переложения, увлекся оркестровкой.
Вскоре Ян получил право посещать занятия знаменитого композитора Бориса Николаевича Лятошинского в Киевской консерватории.
В школе Ян Френкель сидел за одной партой с будущим композитором, в дальнейшем - автором гимна Киева «Как тебя не любить, Киев мой!» (стихи Дм. Луценко) Игорем Шамо. А еще в одном с ними классе учился Владимир Шаинский - впоследствии создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых.
Спустя много лет Ян Френкель в интервью отметил, что в те годы с удовольствием почти каждый день посещал разнообразные концерты и особенно любил слушать выступления еврейской капеллы «Евоканс» под руководством Е. П. Шейнина и украинской капеллы «Думка». Огромное впечатление на юношу произвел концерт Николая Мясковского в исполнении Давида Ойстраха. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана...
Ян Френкель, Абрам Френкель, Зоя Френкель и Валерий Харитон (сын Марии Френкель). Примерно 1940 г.
Парикмахер и курсант «нестандартного роста»
22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне - Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.
Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда , где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.
В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров). В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и Иосиф Яковлевич постоянно брал для него добавку, а еще курсанту Френкелю приходилось перешивать форму.
В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.
Фронтовой музыкант
По окончании училища будущего композитора направили на фронт. В 1943 году он был тяжело ранен и направлен на лечение. После выписки из госпиталя Ян Френкель вернулся в Чкалов, работал музыкантом в областной филармонии, в Концертно-эстрадном Бюро: играл на скрипке, рояле. Стал пробовать себя в сочинении эстрадной музыки. Его друг - саксофонист Александр Блехман после ранения под Ленинградом тоже попал Чкалов, где играл на ударных в том же оркестре, что и Френкель. Позже начал карьеру эстрадного актера, а Ян Френкель писал музыку для его выступлений. Как рассказывал сам композитор, эти первые эстрадные сочинения были в танцевальных ритмах, и всю жизнь он сохранял привязанность к танцевальному жанру, в первую очередь вальсу.
По состоянию здоровья Ян был признан негодным к несению воинской службы, но он снова попросился на фронт - музыкантом. Сначала служил концертмейстером во фронтовом театре эстрады при Московском городском управлении искусств под руководством А. Арнольда и Ф. Каверина - театр был отправлен на Карельский фронт. После переформирования этого коллектива Ян Френкель поступил во фронтовой филиал Московского театра оперетты, который возглавила Заслуженная артистка РСФСР, певица Клавдия Новикова (настоящее имя - Хавка Новак). Театр прикомандировали к Первому Украинскому фронту. Ян Френкель занимался музыкальным оформлением спектаклей театра, играл на скрипке, фортепиано и аккордеоне.
На фронте Ян Френкель встретил свою будущую супругу Наталью Михайловну Меликову, актрису Театра Красной Армии. С Натальей Михайловной они прожили вместе 45 лет, до самой смерти Яна Френкеля. Свою единственную дочь Ян Абрамович назвал Ниной, наверное, в память о своей маме.
Ян Френкель с дочерью Ниной
День Победы Ян Френкель встретил в Берлине: как вспоминал сам композитор, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.
Артист, «истово влюбленный в джаз»
После войны Ян Абрамович, его супруга и дочь поселились в Москве, в коммунальной квартире № 16 в доме №20/2 по Неглинной улице. В эти годы Ян Френкель был музыкантом-исполнителем: сначала в Главном управлении цирков, затем в тресте ресторанов Москвы. Он продолжил совершенствовать свое мастерство скрипача, импровизатора, стал и отличным джазовым аккордеонистом - пригодились навыки, полученные во время службы во фронтовом театре. Композитор, джазмен Юрий Саульский, слышавший игру молодого музыканта в послевоенные годы, высоко оценил его талант и «истовую влюбленность в джаз»: «Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. <...> звук его скрипки был очень теплым, полным, задушевным, интонации исключительно точными. Френкель также был талантливым импровизатором. <...> как сейчас вижу - большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением... Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза».
На эстраде
Расставание со скрипкой. От оркестровщика к композитору
В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.
Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями -сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. А вот в Производственном комбинате Музфонда Ян Френкель проработал более 10 лет, до 1960 года. Сначала корректором, затем аранжировщиком - делал переложения для оркестра произведений других композиторов. Эта практическая «школа» позволила ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране.
В 1960-1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии.
И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные. Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал, писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже - музыкальное сопровождение к радиопостановкам.
В 1950-годы его произведения входили в репертуар инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова. Инструментальная музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского - это была «Сюита» в четырех частях.
В числе инструментальных сочинений 1950-х годов: пьесы для эстрадного оркестра, концертино для скрипки с оркестром, танцевальная сюита для симфонического оркестра, Сюита «Мультипликации» для симфонического оркестра. Некоторые произведения этого десятилетия были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.
В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. Ян Френкель продолжил работать в области инструментальной музыки, но несколько в другом ракурсе: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок. К сожалению, инструментальная музыка Яна Френкеля почему-то не была до конца оценена - после 1960 года ее редко исполняли на концертах и практически не записывали на пластинки.
Песня как «оптимальный вариант высказывания»
Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне. Этот жанр стал для него, как выразился сам композитор, «оптимальным вариантом высказывания». Начался новый этап творческой биографии. Сам Ян Френкель так охарактеризовал свое обращение к жанру песни: «Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы - годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли. Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека. Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел».
В конце 1950-х -начале 1960-х годов им были написаны первые получившие известность песни: «Дальняя песенка» и «Годы» - обе на стихи Марка Лисянского. И за последующие 30 лет Ян Френкель стал признанным мастером песенного жанра и объездил в рамках музыкально-просветительской и гастрольной деятельности всю страну. Ян Абрамович был одним из первых композиторов-песенников, самостоятельно исполнявших собственные произведения в авторских концертах. Лучшим исполнителем своих песен был он сам.
Как Шостакович защитил Френкеля
Но не все гладко было в карьере Яна Френкеля. В середине 1960-х годов его чуть не исключили из Союза композиторов: некоторым коллегам не понравилась его песня «Алма-Ата - не город, а сама мечта» на стихи Ю. Рихтера - веселая песня о столице Казахстана, написанная в популярных ритмах того времени. И несмотря на то, что руководству республики эта песня пришлась по душе, в одной из газет вышла разгромная статья, а композитора вызвали на собрание, где, потрясая той самой газетой, начали критиковать его творчество. Атмосфера накалялась. И тут на заседание Союза композиторов пришел Дмитрий Шостакович и поинтересовался, что происходит. Здесь нужно отметить, что к тому времени Ян Френкель уже был автором двух очень популярных в те годы песен: «Что тебе сказать про Сахалин» и «Текстильный городок» - именно их и упомянули «критики», рассказывая Шостаковичу, о том, что, собственно, происходит. Но Дмитрий Дмитриевич, к их удивлению, ответил, что песня «Текстильный городок» ему нравится, а «Что тебе сказать про Сахалин» он никогда не слышал - и попросил поставить пластинку с записью. После прослушивания маэстро вынес вердикт: «Очень мелодично...»
После такой оценки Дмитрия Шостаковича Яна Френкеля, конечно, оставили в покое, и больше вопрос о его исключении не ставился. Но можно только догадываться, о чем думал и что чувствовал Ян Абрамович на этом заседании.
«К добытчикам нефти и газа, рыбакам и морякам»
В 1960-е годы началась активная гастрольная концертно-просветительская деятельность Яна Френкеля. С этого времени и до конца своих дней он часто ездил с концертами, в составе творческих делегаций по всей стране - от Прибалтики до Дальнего Востока. Причем бывал не только в крупных городах, а зачастую в небольших поселениях, даже таких, куда не так-то просто добраться. Его командировали ЦК ВЛКСМ, радиостанция «Юность», Союз композиторов СССР и Союз композиторов РСФСР. Так рассказывал об этом музыковеду Л. Закошанской поэт Игорь Шаферан, часто бывавший в поездках вместе с композитором: «Нам приходилось выступать во многих местах, даже и там, где не было ни настоящих концертных залов, ни комфортабельных гостиниц. Туда не отправишься просто так, на экскурсию, поэтому мы были рады, когда представлялась возможность поехать в такие труднодоступные места: в строящиеся города, к добытчикам нефти и газа, к рыбакам, морякам северных морей...». По словам самого Яна Френкеля, «Песня начинается со знания жизни. Сидя дома не напишешь о том, что делается, например, в Братске <...> люди, ритм жизни, душевный настрой. Это ведь тоже надо увидеть своими глазами! Потому что человеческий ''климат'' со временем меняется. И он знает молодость и дряхлость, и ему свойственны лихорадка, жар дерзаний и спокойное похолодание. Нужно уметь понять, почувствовать и все это передать в песне».
В одном из интервью композитор говорил, что, если бы позволяло здоровье, он приезжал бы домой только записать сочиненные произведения и снова отправлялся бы в путь. Так важны были для него эти впечатления. Возможно, такая потребность в непосредственном общении со слушателями сформировалась в нем еще во времена юности, когда он «кочевал» по фронту в составе концертной бригады...
«Волшебник с теплым взглядом»
А люди во многих и многих городах и поселках рады были встрече с композитором и его творчеством, ведь он создавал в зале неповторимую, удивительно душевную атмосферу. Так писал об этом журналист Александр Кикнадзе: «Если ты провел восемнадцать часов в самолете и за эти восемнадцать часов, миновав три материка, оказался на противоположном конце земли, и если на этом противоположном конце идет дождь... нет, дождь не то слово - льет, как из хорошей цистерны, и если из-за этого ливня ломаются все планы первого же дня - тебе не до песен. А на эстраде был рояль. А к роялю подсел Ян Френкель и запел песню... Он только начал, потом пели все.... А было нас сто человек -из Москвы и бухты Тикси, из Ленинграда и Норильска, из Таллинна и Алма-Аты... Сидел на эстраде за роялем высокий добрый волшебник с усами, в которых можно было спрятать улыбку, сидел волшебник с теплым взглядом и прогонял куда-то далеко дурное настроение...»
Как создавались «Журавли»
Музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в кино в 1965 году. До этого в его фильмографии значились только мультипликационные работы.
Путевку в кинематограф дал Яну Френкелю выдающийся актер и певец Марк Бернес. Тогда он часто исполнял популярную в те годы песню «Я спешу, извините меня» Яна Френкеля на стихи Константина Ваншенкина. И вот однажды к Марку Наумовичу пришел молодой артист Владимир Ивашов с просьбой разрешить ему спеть эту песню в кинофильме «Тетка с фиалками» режиссера Павла Любимова. Нужно отметить, что певцы того времени довольно ревностно относились к песням своего репертуара, но Марк Бернес не стал возражать. И песня Яна Френкеля вошла в кинокартину.
Ян Абрамович всегда очень тепло отзывался о творчестве Марка Бернеса. Он считал его манеру исполнения эстрадной песни эталонной. Марк Наумович охотно исполнял песни Яна Френкеля, в его репертуаре были: «Напиши мне, мама, в Египет», «Солдаты», «Тополя», «Грустная песенка» и другие.
Композитор всегда считал исполнителя соавтором песни, а в отношении Марка Бернеса это было справедливо вдвойне: ведь он очень часто сам задумывал песню, находил для нее стихотворение и отдавал его композитору, который, по его мнению, мог наиболее точно воплотить замысел, отбирал варианты. Так произошло и с самой знаменитой песней - как в творчестве Яна Френкеля, так и в репертуаре Марка Бернеса - «Журавли». Именно Марк Наумович обратил внимание на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева, напечатанное в журнале «Новый мир» и принес его Яну Френкелю, помогал дорабатывать стихотворные строки так, чтобы они стали более песенными и адресованными самой широкой аудитории. Увы, «Журавли» стали последней песней, исполненной и записанной на пластинку Марком Бернесом.
После его ухода, по просьбе Яна Френкеля, «Журавли» в течение года не звучали больше ни в чьем исполнении.
«Ян был настоящим евреем»
Согласно воспоминаниям, Ян Френкель называл близких друзей уютным идишским словом «кецеле». Люди, общавшиеся с Яном Абрамовичем, вспоминают о нем как о добросердечном, отзывчивом, глубоко интеллигентном, высоко порядочном человеке, внимательном к трудностям других, и как о личности удивительного обаяния, в чьем присутствии становилось надежно, спокойно и уютно на душе.
Композитор обладал тонким чувством юмора, много читал, собирал книги - их он привозил почти из каждой поездки. Не пропускал значимых событий культурной жизни, часто посещал театральные премьеры.
Мария Абрамовна и Ян Абрамович
Ян Френкель обладал публицистическим даром: он писал статьи по различным вопросам музыкального искусства. Описывал свои впечатления от поездок по стране и миру, отзывался на значимые явления искусства, делился своими воспоминаниями и отзывами о других артистах. К примеру, в одной из работ композитор вспоминал, как в 1986 году вместе с актером Андреем Мироновым слушал знаменитый концерт Владимира Горовица в Москве, в другой - писал о гастролях джазового квартета Дейва Брубека, в иных - тепло отзывался о творчестве Майи Кристалинской, Людмилы Тумановой, некоторых коллег-композиторов и так далее.
В статьях Яна Френкеля можно найти интересные и актуальные по сей день суждения об искусстве, о принципах организации музыкальной жизни, основанные на его опыте и высоком профессионализме.
Люди, с которыми Ян Френкель длительно сотрудничал, часто становились его друзьями. Композитор Юрий Григорьевич Рабинович, с которым они объездили весь Дальний Восток, сказал о нем так: «Ян был настоящим евреем и гордился этим. Общаться и работать с ним было приятно, очень приятно. Таких воспитанных, культурных и честных людей сейчас нет!»
После смерти Яна Абрамовича Юрий Григорьевич организовал во Владивостоке фестиваль «Утро планеты» имени Яна Френкеля. К сожалению, в настоящее время фестиваль больше не проводится.
«Ди хасене из гевен ин дер казарме»
В 1990-е годы нью-йоркский журналист Ефим Горелик опубликовал свои воспоминания о встрече с Яном Френкелем, которая произошла в купе поезда Москва-Минск. Бывшие фронтовики разговорились, вспоминали военные годы. Постепенно беседа перешла на тему семьи, затем говорили о музыке. В итоге журналист исполнил свою любимую песню на идише, а Ян Френкель спросил, знает ли он «Di khasene iz geven in der kazarme» - и ее они спели уже вместе.
Между тем, была и у самого Яна Френкеля фактически неизвестная сегодня слушателям песня, написанная на стихи И. Котляра на идише: «Dos mejdl fun Odes». Она повествует об одесской девушке Ханке, которая ушла на фронт медсестрой и не вернулась. Возможно, в этом стихотворении Яну Френкелю виделись некоторые отголоски личной темы: его старшая сестра Татьяна в годы Великой Отечественной войны тоже ушла на фронт добровольцем и погибла.
«Я выхожу на сцену...»
Режиссер Леонид Марягин отмечал, что Яну Френкелю было доступно все - он мог писать музыку совершенно разнообразную по характеру, стилю и жанру, тонко улавливал суть режиссерского видения кинофильма.
Френкель написал музыку к таким известным в свое время кинолентам и мультфильмам как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и др.
Поэтами-соавторами Яна Френкеля - или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев - и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами», некоторые из которых звучат и в наши дни, а большинство незаслуженно, забыто: «Август» («Скоро осень, за окнами август...»), «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок...»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»...
Заметим здесь, что песню Яна Френкеля «Калина красная» часто принимают за русскую народную. Таковой посчитал ее даже выдающийся дирижер, композитор и знаток русской музыки Евгений Светланов. То, что песня до такой степени «ушла в народ» Ян Абрамович называл высшей оценкой своего мастерства.
К большому сожалению, совсем мало известна в наши дни инструментальная музыка Яна Френкеля. Трогательная или трагичная, беззаботно-веселая или задумчиво-элегичная, то романтически возвышенная, то искрящаяся юмором или нотками гротеска, она всегда наполнена не только неповторимым внутренним светом, особым магнетизмом и теплом души автора, но и отличается тонким вкусом в подборе оркестровых и гармонических красок, одновременно простотой и изяществом интонации. Эта музыка несомненно должна занять свое место на современных концертных площадках.
Песни Яна Френкеля исполняли ведущие отечественные певцы и певицы того времени, работавшие на эстраде. Яну Абрамовичу нравилось, как исполняли его песни Марк Бернес, Нина Бродская, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Анна Герман, Владимир Ивашов...
Но отметим, что у композитора были собственные, вполне справедливые, требования к качеству исполнения каждой своей песни. Об этом он говорил так: «Признаюсь откровенно: я редко получаю удовольствие, слушая свои песни по радио или с эстрады. Иногда мне становится стыдно - неужели это я написал? Есть композиторы совершенно другого склада - им нельзя не позавидовать, они замирают от счастья, слушая свои произведения, даже в тех случаях, когда исполнитель не оставляет в них живого места. Видимо, - я так себе объясняю это удивительное свойство, - в душе у этих композиторов звучит мощный внутренний голос и они слышат песню именно такой, как ее написали. Может быть, я просто придираюсь? Может, меня мучает своеобразная авторская ревность и я хочу, чтобы все воспринимали мою песню именно так, как воспринимаю ее я? Нет, я смело могу отвести от себя такое подозрение. Недавно я слышал, как поет "Русское поле" Арташес Аветян. И мне не мешал ни акцент, ни совершенно для меня необычный подход к нотному тексту. Потому что этот певец понял песню нутром, растворился в ней, стал ее частицей. Как бы ни был деспотичен автор, разве не готов он простить самое вольное обращение со своим замыслом, если только получается по-настоящему убедительно? И если у меня порой действительно появляется желание защитить каким-то образом свою бедную музыку, то происходит это вовсе не из-за разногласий в трактовке. Я имею в виду грубые исполнительские погрешности и прямые недоработки - то, что в сфере материального производства квалифицировалось бы как брак со всеми вытекающими последствиями. И это, к сожалению, на эстраде не редкость».
Ян Френкель писал музыку для выступлений Ефима Березина и Юрия Тимошенко (комический дуэт Тарапунька и Штепсель), Марии Мироновой и Александра Менакера, Аркадия Райкина (так, для него в соавторстве с Игорем Шафераном была написана песня «Добрый зритель в девятом ряду»), Юрия Никулина (на его стихи Ян Френкель создал песню о жизни артистов цирка «Необыкновенный отель») и других артистов.
Близким другом композитора был актер Андрей Миронов. Он являлся для него, как писал Ян Абрамович в статье памяти Андрея Александровича, «связующим звеном между старым поколением актеров и новым». Интересно, что у семьи Мироновых-Менакер была как бы «своя» мелодия, написанная Яном Френкелем. Изначально она звучала в инструментальном варианте в спектакле Марии Мироновой и Александра Менакера «Мужчина и женщины», а много позже к этой музыке, уже для собственных выступлений, попросил сочинить слова их сын - так родилась песня на стихи Роберта Рождественского «Я выхожу на сцену».
В 1985 году Андрей Миронов поставил в московском Театре Сатиры спектакль по пьесе Григория Горина «Прощай, конферансье», об артистах фронтовой концертной бригады и исполнил там главную роль. Конечно, эта тема была необычайно близка Яну Френкелю, написавшему прекрасную музыку к постановке. А в 1987 году Миронов записал в сопровождении ансамбля «Мелодия» под управлением Бориса Фрумкина пластинку «Это песня для близких друзей...», полностью состоявшую из песен Яна Френкеля.
Ян Френкель и Андрей Миронов
Ян Френкель и Гимн СССР
В 1970-е годы Ян Френкель выиграл конкурс на новую оркестровую редакцию Гимна СССР. Комиссия изучила множество вариантов, созданных авторитетнейшими музыкантами страны. Каждая из версий исполнялась под номером, без указания имен авторов. В результате комиссия выбрала именно оркестровку Френкеля. Так получил высшее признание его дар оркестровщика-аранжировщика, проявившийся еще в детстве и отшлифованный в процессе десятилетней работы Яна Абрамовича в Музфонде.
А в 1979 году Ян Френкель был избран заместителем председателя Правления Союза композиторов РСФСР. Коллеги вспоминали, что назначение его на этот пост порадовало тогда многих -трудно было бы найти более отзывчивого, ответственного, справедливого человека.
Ян Френкель был одним из организаторов и членом жюри многих музыкальных фестивалей и конкурсов: в Сопоте, Сочи, Москве, Ленинграде, Владивостоке и других городах, а также дней национальной музыки в различных регионах страны.
Так продолжались его поездки - в составе делегаций Союза композиторов и как композитора-исполнителя собственных песен. Ян Френкель обладал очень приятным тембром голоса, а звук его игры на фортепиано отличался особой красотой и выразительностью. Обычно композитор аккомпанировал себе сам - там, где не было пианино, он брал в руки аккордеон, гитару или скрипку.
В 1982 году Яну Френкелю была присуждена Государственная премия СССР за песни последних лет.
Как Френкелю предложили подписать антисионистское письмо
Ян Френкель часто бескорыстно поддерживал молодых талантливых композиторов и исполнителей. Например, с большой теплотой вспоминали о нем композиторы Марк Минков и Александр Нагаев, отметив, что именно Ян Абрамович помог им сделать первые важные шаги на пути к признанию. Незаменим он был для коллег и в бытовых, почему-то действительно сложно решавшихся тогда, вопросах - получении телефона, машины, квартиры, обеспечении делегаций гостиничными номерами. Люди вспоминали, что каждый раз, жертвуя своим временем, Ян Френкель ходил просить за того или иного человека по инстанциям, и ему шли навстречу, ведь к тому времени его профессиональный авторитет и известность были так высоки, что отказать ему просто не могли.
Всем были известны его несгибаемая принципиальность и честность. Хотя эти качества порой доставляли ему неприятности. Так, например, журналист Александр Кикнадзе рассказывал в одной из своих публикаций, что однажды Яну Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, но заметили, что перед этим, ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. В ответ на это предложение Френкель просто уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Таким образом, письмо он не подписал, а Народным артистом СССР после этого стал только через несколько лет - в 1989 году, за несколько дней до смерти. По воспоминаниям одного из руководителей Союза композиторов, Владислава Казенина, это звание всенародно любимому композитору «наверху» давать не хотели под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?»
«Отчего ты плачешь...»
Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь» (написана на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года. А летом того же года композитор тяжело заболел и скончался 25 августа 1989 года в Риге. Почему-то он уехал из Москвы на Рижское взморье, уже зная, что его дни сочтены.
В 1990 году друзья композитора провели серию концертов его памяти.
А в 2000 году по инициативе Иосифа Кобзона на доме 10 по улице Чаянова, где Ян Френкель жил последние годы, была открыта мемориальная доска.
Также в Запорожье (Украина) в 2019 году установили памятный камень с именем Яна Френкеля на недавно созданной аллее выдающихся людей, чья жизнь была связана с этим краем.
«Придут иные времена...»
Внук Яна Абрамовича Френкеля - Ян Александрович Френкель тоже стал музыкантом. В интервью он вспоминал, что дедушка принимал активнейшее участие в его профессиональном становлении, поощрял склонность к джазу, учил основам эстрадно-джазовой оркестровки и игре на аккордеоне. В доме была отличная коллекция аудиозаписей джазовых музыкантов: Ян Абрамович собирал записи Стефана Граппелли, Оскара Питерсона, Арта Тейтума, Дюка Эллингтона и многих других.
Ян Френкель-младший
В 1991 году Ян Александрович Френкель эмигрировал в США, где окончил Манхэттенскую школу музыки как композитор. Он стал отличным оркестровщиком, джазовым пианистом, органистом и аккордеонистом, автором многих сочинений. В наши дни Ян Френкель-младший работает директором отделения инструментальной музыки Академии Береговой охраны США, руководителем нескольких ансамблей и преподавателем джазового фортепиано, ведет активную гастрольную деятельность, выступает с известными джазовыми музыкантами современности.
Фотографии из семейного архива любезно предоставлены внучатым племянником Яна Френкеля Семеном Харитоном
Наталья Кучевская
Автор - о себе:
Наталья Кучевская - магистрант Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Автор ряда научных публикаций, а также статей для широкого круга читателей. Музыкальный руководитель фольклорного ансамбля «Korale», продюсер концертного объединения профессиональных музыкантов «Август», член Петербургского Союза музыкальных деятелей.
Тема магистерской диссертации - творчество Яна Френкеля в контексте отечественной музыкальной культуры 1960-1980-х годов. Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Скафтымова Л.А. В 2019 году получена рекомендация к написанию кандидатской диссертации.
Музыкой Яна Абрамовича Френкеля заинтересовалась еще в детстве. Со временем открывала для себя разные грани творчества Яна Френкеля как композитора, аранжировщика, исполнителя. В 2015 году творчество Яна Френкеля стало предметом научного изучения.
Организовала три концерта, посвященных творчеству Яна Френкеля с участием профессиональных певцов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Провела ряд интервью с современниками Яна Френкеля - его родственниками, коллегами, друзьями: внуком композитора - Яном Френкелем-младшим, внучатым племянником Яна Френкеля - Семеном Харитоном, Иосифом Кобзоном, Левоном Оганезовым, музыковедом Юрием Коревым, композиторами Александром Колкером и Александром Нагаевым, референтом председателя Союза композиторов России Татьяной Назаровой, дочерью поэтов Константина Ваншенкина и Инны Гофф Галиной Ваншенкиной, дочерью фронтового товарища Яна Френкеля - Иосифа Мирмовича - Татьяной Ивановой (Мирмович), заведующей нотной библиотекой Московского дома композиторов Мариной Савельевой и другими персонами, дочерью композитора Игоря Шамо - Тамарой Шамо.
Выражаю огромнейшую благодарность всем, кто оказал и оказывает мне помощь в работе!
Целями своей деятельности я вижу систематизацию творческого наследия композитора, всесторонний анализ его музыки и привлечение внимания музыкантов-исполнителей и широкого круга слушателей к инструментальной и вокальной музыке Яна Френкеля.
В перспективе хотелось бы выпустить книгу о Яне Френкеле.
Эта статья написана по материалам интервью Яна Френкеля, его публицистических работ, архивных данных, полученных мной в РГАЛИ (Москва), публикаций музыковедов Ларисы Закошанской и Нины Завадской, ряда опубликованных воспоминаний современников композитора, интервью, взятых мной у родственников и коллег композитора, а также единственной на сегодняшний день книги о творчестве Яна Френкеля, принадлежащей перу Татьяны Журбинской и других данных из библиотечных фондов Санкт-Петербурга и Москвы.
Сердечно благодарю Семена Харитона и его семью за предоставленные фотографии из семейного архива и сведения о семье Френкелей, а также за моральную поддержку и ценные советы!
От редакции
Дорогие читатели, если в вашей семье сохранились свидетельства о дружбе или знакомстве с Яном Френкелем, совместные фотографии или аудиозаписи его концертов, воспоминания о его выступлениях и у вас есть желание поделиться этими материалами, просим связаться с нашей редакцией [email protected] или с автором статьи [email protected]
Выражаем благодарность автору, безвозмездно подготовившему для нашего издания этот материал.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2