15.01.2020
«Машина времени» Владимира Гольбрайха
У Владимира Гольбрайха - библиографа, социолога, ученого интересное хобби: он разыскивает и публикует на своей страничке в социальных сетях старые фотографии нашего города в разные годы, от дореволюционных до перестроечных. Наш корреспондент Елена Севенард расспросила Владимира Беньяминовича о его увлечении.
Владимир Беньяминович Гольбрайх.
- Почему Вы решили публиковать такие снимки?
- Лет шесть назад я случайно наткнулся в одной из социальных сетей на старые фотографии Ленинграда, и они меня заворожили. Я стал разыскивать подобные фото в сети на разных сайтах и выкладывать на своей страничке. Неожиданно это вызвало интерес, под публикациями появились различные комментарии. Пользователи узнавали не только родные с детства места, но и людей, запечатленных на фото. Одна женщина увидела на снимке начала 50-х годов свою маму. Постепенно я втянулся в этот процесс поиска старых фотографий, увлекся им, стал расширять круг источников.
- Это все-таки только хобби или связано как-то с Вашей работой?
- Нет, это чистое хобби. Я работаю в Социологическом институте РАН, занимаюсь там анализом социальных медиа по вопросам экологии, с фотографиями города это никак не связано.
Кировский (Каменноостровский) проспект, 1935 г.
- Расскажите о себе, своей семье.
- Я - ленинградец в пятом поколении. Мамин прадед был кантонистом, поэтому в 70-х годах XIX века после окончании службы ему было разрешено поселиться в Петербурге. В дореволюционном справочнике «Весь Петербург» я нашел сведения о моем прадеде по материнской линии, он был сапожником. А мамин отец приехал в Петербург к своему старшему брату в 1905 году и стал успешным портным. Так что моими предками были мастеровые люди.
Прабабушка Любовь Гиршевна Рейхтман и прадедушка Михаил Абрамович Рейхтман - в центре; на снимке также их дети, сестра прабабушки с мужем и детьми, брат прабабушки с женой и детьми, во втором ряду слева сидит - бабушка Роза Михайловна. Фото примерно 1912 г., потому что справа во втором ряду сидит брат бабушки - Роман. Он погиб в Первую мировую.
Но родители уже получили высшее инженерное образование. Я закончил библиотечный факультет Ленинградского института культуры, какое-то время работал в библиотеке, затем архивариусом в проектном институте. Последние 25 лет занимаюсь социологическими исследованиями экологических движений в обществе. Историей Ленинграда, Петербурга интересуюсь в свободное от работы время, много читаю, смотрю по этой тематике. Периодически принимаю участие в мероприятиях, пикетах, которые организует движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга «Живой город».
- Как вы думаете, почему старые фотографии оказывают такое сильное эмоциональное воздействие на зрителей?
- Люди ностальгируют по временам своего детства, юности, особенно, когда видят знакомые дома, улицы, дворы, родную школу, трамвай, в котором ездил на работу 30-40 лет назад. Это создает эффект «машины времени», переносящей в те годы. Возникает ощущение, что ты на какой-то момент можешь попасть в прошлое, погулять там и вернуться назад. Кроме того, интерес вызывают изменения, когда можно увидеть, как выглядели знакомые места в сравнение с тем, что мы видим сейчас.
Здесь еще нет подземного перехода. 1961 г.
Большой интерес, например, вызвал один из последних выложенных мной снимков, на котором сфотографирован Средний проспект Васильевского острова в 1947 году до строительства метро Василеостровская. На этом фото на месте, где сейчас находится станция, стоит уютный двухэтажный домик.
- Как вы выбираете снимки?
- Я отбираю для публикации фотографии, сделанные до периода, который я для себя принял за внутреннюю границу. Это 1991 год. Меня больше привлекают снимки старых районов города, в основном центральных, где произошли наибольшие изменения городской среды. Но иногда попадаются любопытные фото окраин, спальных районов сделанные несколько десятилетий назад. Все это происходит совершенно интуитивно, объяснить конкретно каждый свой выбор я не смогу.
- А Вам самому интереснее какие снимки: с персонажами в кадре или только изображение старого города?
- Скорее все-таки с людьми. Мне очень импонируют работы известного фотохудожника Тарасевича, который запечатлевал характерные сценки из жизни горожан в послевоенное время.
Пушкин. Лыжня у Екатерининского дворца, 1967 г.
- Ассоциируются ли у Вас отобранные фотографии с эпохой, в которую они были сделаны?
- У меня есть какое-то внутреннее отделение частной бытовой жизни людей от политической эпохи. Для меня лично картинка, изображенная на фото - это не советский город, а просто мой Ленинград. Но когда смотришь на снимок, например, 1937 года, невольно в голове возникают ассоциации с тем страшным периодом истории. Надо сказать, иногда в комментариях к опубликованным фотографиям между пользователями разгораются достаточно жаркие идеологические споры по поводу времени, отраженного на том или ином снимке, особенно касающемся жизни в 60-70-е. Мне такие дискуссии неинтересны.
Площадь Мира (Сенная), 1938 г.
- Я видела на Вашей страничке и Ваши собственные снимки сегодняшнего времени. Вы целенаправленно фиксируете те же места, что были изображены на старых снимках?
- Да нет, просто когда гуляю и любуюсь видами родного города, иногда хочется эти моменты запечатлеть.
- Участвуете ли Вы в еврейской жизни Петербурга?
- Я начал интересоваться еврейской культурой, национальными традициями и посещать еврейский центр, который тогда находился в Доме культуры имени Кирова, еще в конце 80-х. В Синагогу первый раз пришел в 1987 году.
Несколько лет назад на Дне еврейской книги я неожиданно для себя выиграл Талмуд, оставив информацию на сайте. Получил, прочитал, а потом подарил библиотеке еврейского центра, чему там очень обрадовались.
День еврейской книги в Петербурге, 2016 г.
Источники, где Владимир Гольбрайх находит фотографии:
Сайт pastvu.com
Паблики в Контакте: «Взгляд назад», «Город, которого больше нет», Петербург ретроспектива и др.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2