15.11.2018
Вениамин Смехов: «По фамилии я древний еврей, а по жизни - русский артист»
В интервью Синагоге известный актер рассказывает о происхождении своей фамилии
Не надо хмурить пейсы!
Вы знаете, моя фамилия защищает меня излишней глубокомысленности. Синагога - еврейское пространство, но это не значит, что обязательно надо нахмурить пейсы! Вы, ребята из Синагоги, меня немножко насмешили: предложили великих поэтов России называть еврейскими поэтами. Давайте считать их русскими поэтами, но это не убавляет нашей радости – знать, что Мандельштам, Бродский, Давид Самойлов были евреями по крови! Нет, я был и остаюсь русским артистом. И главное для меня - русский язык. С ним связаны все многочисленные ответвления моей жизни: режиссура, сцена, литература... Не выношу, когда русский язык предают поруганию.
Я много раз был в Израиле. Там поставили два моих спектакля: в Иерусалиме – «Дон Кихота» Булгакова, в Хайфе – мою собственную «Али Бабу» на иврите. Иерусалим - город, где соседствуют мечети, синагоги, церкви... Для меня дороже всего вот этот интернационализм без пафоса; выход энергии любви и радости на сцену - вне зависимости от конфессиональной идеологии.
Еврейская фамилия «Смехов»
Моя абсолютно русская жена Глаша прекрасно знакома с еврейской культурой. В свое время она горячо обсуждала с моим папой происхождение фамилии Смехов от древнееврейского слова «Самеах».
Русский язык - самый восприимчивый в мире, он вбирает в себя любые корни, в этом его богатство. Еще, кажется, Даль в шутку говорил о том, что в русском языке нет исконно русских слов, кроме «арбуз», да и то татарское.
Изначально в русском языке не было слова «смех», а было «веселье» («Питие есть веселие»). И для меня очевидно, что слово «смех» проникло в русский язык из арамейского или древнееврейского. Вот и получается, что по фамилии я - древний еврей, а по жизни - русский артист.
Об избранности
Почему я назвал свою программу «Избранное - избранным»? Потому, что я работаю для людей, желающих меня видеть и слушать. Они – избранные мной, и я отплачу им за это избранными, лучшими стихами. Что вы говорите? Вы поняли это так, что речь идет об избранном народе? (Весело смеется). Ну а почему нет? Мне это не приходило в голову, но в стенах Синагоги это имеет смысл!
Что будет на встрече в Синагоге
Организаторы настаивали, чтобы имена поэтов были еврейские... Ну это легко! Как сказал мне однажды близкий мне человек, Андрей Вознесенский, «Все великие русские поэты - евреи». Я прочитаю публики стихи Мандельштама и Саши Черного, Самойлова и Бродского, поделюсь своими воспоминаниями о Высоцком.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2