Все проекты
Общину поддержали 31246 раз

1 января - 95 лет со дня рождения Вениамина Баснера

1 января 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения одного из самых известных советских композиторов - Вениамина Баснера. Его песни «С чего начинается Родина», «Это было недавно, это было давно», «На безымянной высоте», «На всю оставшуюся жизнь», «Березовый сок», «Белой акации гроздья душистые», «Крестики-нолики» сразу после выхода фильмов, в которых они прозвучали, превращались в хиты.

Венечка

Родился Венечка Баснер, как до самой кончины называли его близкие, друзья и даже дети друзей, в Ярославле. Оба деда композитора - Сергей (Шломо) Миронович Баснер и Григорий (Гирш) Яковлевич Гредитор были родом из Двинска (ныне - Даугавпилс). После начала Первой мировой войны из-за приближающегося фронта они перебрались на Волгу. Отец, Ефим Семенович Баснер, всю жизнь работал на обувной фабрике «Североход», находившейся в центре города. Мама, Роза Григорьевна, вела хозяйство семьи, в которой кроме Венечки было еще два сына. В начале 20-х годов Баснеры получили жилье у фабрики на Республиканской улице в одном из бывших купеческих особнячков. Именно там 1 января 1925 года появился на свет будущий знаменитый композитор. На стене этого маленького двухэтажного с уже почти вросшими в землю окнами первого этажа дома в 2003 году установили в память о Вениамине Ефимовиче мемориальную доску.

Музыкальный самородок

В роду Баснеров не было профессиональных музыкантов, но музыка в семье звучала. Дед Гирш Гредитор был портным и, когда работал, сидя на краешке стола, напевал песенки на идише. Дядя Яков, кадровый военный, великолепно играл на скрипке, тетя Инна была талантливой пианисткой, закончила ярославскую музыкальную школу. Отец и мать имели сильные голоса и прекрасно пели. В семье рано заметили склонность Венечки к музыке. Несмотря на стесненность в средствах, выкроили деньги на покупку рояля. В три с половиной года Венечка играл танцевальную музыку на свадьбе своей тети.

Однажды малыш увидел в витрине музыкального магазина скрипку. Увидев восторг ребенка, родители купили инструмент, и Венечка начал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. В девятилетнем возрасте он выступал перед рабочими ярославского автозавода.

В 1939 году в Ярославль на гастроли приехал Государственный оркестр СССР, исполнивший Пятую симфонию Шостаковича. Музыка великого композитора потрясла подростка. С тех пор Вениамин собирал все, что имело отношение к Шостаковичу: выписывал ноты, вырезал статьи, покупал грампластинки. Однажды на слух он записал нотный текст Первого квартета Шостаковича. Много лет спустя, познакомившись с Дмитрием Дмитриевичем, он показал ему свою детскую запись. Просмотрев ноты, Шостакович нашел единственную ошибку: в одном такте виолончель звучала так высоко, что ее партия была приписана скрипке.

В 1940 году Вениамина Баснера, с отличием закончившего музыкальную школу, зачислили сразу на второй курс музыкального училища имени Л.В. Собинова. Когда началась война, большинство преподавателей ушли на фронт, и занятия прекратились. Лишь студентам выпускного пятого курса оставили возможность закончить обучение. Одного из самых талантливых студентов было решено перевести сразу на пятый курс. Конечно, это был Вениамин Баснер. В 1942 году он закончил училище всего через два года после поступления и был зачислен в Ярославскую филармонию солистом скрипачом, одновременно выступая в воинских частях с оркестром. Тогда же 18-летний музыкант начал сочинять свои первые произведения: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано, квартеты и романсы на слова своего школьного друга.

«Победим фашистов и без тебя»

В феврале 1943 года Баснера призвали в ряды Советской Армии и зачислили курсантом Ленинградского артиллерийского училища, эвакуированного в Кострому. Однажды его игру на скрипке услышал начальник училища и решил: «Победим фашистов и без тебя, а ты - немедленно в музвзвод!» и перевел талантливого курсанта в оркестр. Осенью 1944 года артиллерийское училище вернулось в Ленинград. Вениамин впервые увидел некогда величественный, а теперь обессиленный блокадой город. Этим воспоминаниям он впоследствии посвятил симфоническую «Поэму об осажденном Ленинграде» и Вторую симфонию «Блокада».

Еще военнослужащим Баснер был зачислен вольнослушателем на первый курс Ленинградской консерватории, а после демобилизации его перевели на второй курс по классу скрипки. Но Вениамина влекло к сочинительству музыки.

«Композиторских данных нет!»

В 1945 году Вениамин Баснер проходил по Театральной площади и заметил садящегося в трамвай №2 Дмитрия Шостаковича, которого видел в консерватории. Догнав трамвай, Вениамин сел туда же. На Большом проспекте знаменитый композитор вышел и остановился покурить. Баснер, робея, подошел и заговорил. На следующий день, увидев молодого человека в филармонии, Шостакович обратился к нему сам. Они подружились. Вениамин при всякой возможности посещал класс Шостаковича. Так Баснер стал учеником великого композитора. Но ему очень хотелось продолжить учебу на композиторском факультете. На вступительном экзамене Баснер исполнил первую часть своего Квартета. Услышав вердикт приемной комиссии: «Композиторских данных нет!», он с горя написал свой первый романс на стихи Пушкина, который посвятил учителю - Д.Д. Шостаковичу.

Вениамин Баснер с Д.Д. Шостаковичем

Первый успех

После окончания консерватории Вениамин Баснер был принят в эстрадный оркестр Радиокомитета. К тому времени он уже был женат, у молодых супругов родилась дочь. Баснер начал пробовать свои силы в оркестровках. Маститому Соловьеву-Седому понравился предложенный вариант оркестровой фантазии его песни «Елка», они начали сотрудничать. Именно Соловьев-Седой привлек молодого композитора к работе в кино.

Первый большой композиторский успех пришел к Вениамину Ефимовичу после сочинения Второго скрипичного квартета. На международном композиторском конкурсе в Варшаве в 1955 году Баснер удостоился первой премии и звания лауреата. Он был принят в Союз композиторов СССР. В том же году началось сотрудничество Баснера с кинематографом, сделавшее его имя всесоюзно известным. Но симфоническая музыка осталась его любовью на всю жизнь. Композитору принадлежат пять квартетов, симфония, Концерт для скрипки с оркестром, оратория «Весна. Песни. Волнения».

Баснер и кино

В кино Вениамин Ефимович пришел случайно. На Мосфильме снималась картина «Бессмертный гарнизон» по повести Константина Симонова. Первоначально музыку к фильму должен был писать Кара Караев, но из-за срочной командировки отказался. Режиссер обратился к Шостаковичу с просьбой порекомендовать композитора. Шостакович назвал два имени: Свиридов и Баснер. Свиридов сослался на занятость и посоветовал обратиться к Баснеру. После просмотра натурного материала Вениамин Ефимович сказал:

- Буду работать с вами, у меня свои счеты с фашистами.

Когда проходило прослушивание сочиненной Баснером музыки к кинофильму, оператор воскликнул:

- Браво!

После предварительного просмотра картины директор Мосфильма Иван Пырьев потребовал озвучить музыкой еще семь эпизодов фильма. Но лента была уже готова к прокату! За короткий срок композитор усилил музыкой отдельные части картины, в частности эпизод танковой атаки.

Основные темы, использованные Баснером в следующем фильме «Ленинградская симфония» вошли в его симфоническую поэму «Поэма об осажденном Ленинграде». Премьера состоялась в 1957 году в Большом зале Ленинградской филармонии. За пультом стоял легендарный дирижер К. Элиасберг, первый исполнитель Седьмой симфонии Шостаковича в 1942 году.

Во многом благодаря музыке Вениамина Баснера такие любимые зрителями фильмы, как «Бессмертный гарнизон», «Судьба человека», «Мичман Панин», «Битва в пути», «Полосатый рейс», «Родная кровь», «Тишина», «Звонят, откройте дверь», «Щит и меч», «На пути в Берлин», «Армия Трясогузки снова в бою», «Посол Советского Союза», стали классикой кинематографа.

«Под такую песню ни один ребенок не уснет!»

По словам Баснера он никогда не думал, что когда-нибудь обратится к песенному жанру. Для одного из эпизодов фильма Ордынского «Человек родился» нужна была колыбельная. Поэт Владимир Попов написал трогательные стихи. Когда композитор принес режиссеру мелодию, тот сказал:

«Под такую ни один ребенок не уснет! Вспомни, что тебе напевала мама в детстве!»

Новую мелодию подхватила молодая исполнительница Людмила Гурченко, и песня стала украшением картины.

Удачным оказался творческий союз Вениамина Баснера с поэтом Михаилом Матусовским. В их содружестве, длившемся больше 30 лет, были написаны самые известные песни. Их исполняли Иосиф Кобзон, Людмила Сенчина, Альберт Ассадулин, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль, Андрей Миронов, Лариса Голубкина.

Премьера песни «Березовый сок», исполненная ансамблем «Песняры», состоялась в одной из частей Группы советских войск в Германии. Песню пришлось повторять на «бис» столько раз, что слушатели выучили ее и стали петь вместе с музыкантами.

Первой исполнительницей романса «Белой акации гроздья душистые» стала Людмила Сенчина. Позже она говорила, что если бы в ее творческой судьбе была только одна эта песня, то она уже считала бы себя счастливицей.

Интересна история песни «На безымянной высоте». Композитор написал три варианта песни к фильму «Тишина», и все три были отвергнуты режиссером. Возвращаясь домой дневным поездом Москва - Ленинград, Вениамин Ефимович думал о том, что позвонит на «Мосфильм» и откажется от этой работы. И вдруг пришла мелодия! К сожалению, у него не было не то что нотной, никакой бумаги, чтобы записать. И поэтому он всю дорогу напевал. Дома же сразу записал музыку, купил билет на ночную «Стрелу» Ленинград - Москва и повез новый вариант. Песня стала знаменитой.

Баснер и Высоцкий

Творчество Баснера многогранно. У него были произведения для музыкального театра. Оперетты «Требуется героиня», «Полярная звезда», «Южный крест», «Год голубого зайца» шли на сценах всех крупных театров нашей страны. А где только не ставили балет «Три мушкетера»! Есть даже зарубежные постановки - в Германии, Чехословакии, Болгарии. В Ленинграде балет шел на сцене Театра оперы и балета имени Мусоргского.

Вениамин Баснер много гастролировал по стране с Ленинградским концертным оркестром, участвовал в музыкальных фестивалях «Ленинградская музыкальная весна», «Саянские огни», с концертной программой «Поет товарищ кино» проехал от Калининграда до Владивостока.

В 1975 году композитор сочинил свою первую оперу «Вешние воды» по повести Тургенева.

Вениамин Ефимович любил творчество Анны Ахматовой. Он написал цикл вокальных произведений на ее стихи. Критики называли эту работу одной из самых проникновенных интерпретаций поэзии Ахматовой.

Потрясенный смертью Высоцкого, композитор написал сочинение «Шесть баллад памяти Владимира Высоцкого». Баснер и Высоцкий познакомились в 1974 году на Рижской киностудии во время работы над фильмом «Стрелы Робин Гуда». Высоцкий должен был исполнять баллады на музыку Баснера вместе с ВИА «Песняры». Но по идеологическим соображениям руководители киностудии отказались выпускать песни барда на экран. После этого Баснер отказался сотрудничать с Рижской киностудией.

Баснер и еврейский театр «Симха»

Весной 1994 года Вениамин Ефимович возглавил петербургский еврейский музыкально-драматический театр «Симха». Первым был поставлен спектакль «Еврейское счастье» по мотивам романа американского писателя Д. Фридмана. Всего за 8 дней Баснер написал мюзикл целиком.

Еврейская тема и раньше не была чужда творчеству композитора. В двух своих квартетах он использовал еврейские мотивы, написал и несколько еврейских песен на стихи Леонида Школьника.

Для функционирования театра была необходима государственная поддержка. Композитор обращался к чиновникам, писал письма Собчаку, но получил отказ.

Баснер боролся за выживание театра, тяжело переживал сложившуюся ситуацию. У него было много творческих планов, связанных с новыми постановками. К сожалению, после смерти художественного руководителя театр распался.

Астероид имени Баснера

Вениамин Ефимович Баснер умер 3 сентября 1996 года в поселке Репино и был похоронен на Мемориальном кладбище в Комарово.

В честь Вениамина Баснера назван астероид 4267.

В 2005 году на фасаде дома 16 на набережной реки Мойки была установлена мемориальная доска памяти композитора.

В написании статьи использована книга вдовы композитора Лукерьи Баснер «Композитор Вениамин Баснер. Творческий путь».

Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину