08.03.2019
«У нас раввина называют мулла». Главный раввин бухарских евреев о своей работе
Р. Гилель Хаимов и Исраэль Плиштиев в петербургской Синагоге
В Петербурге побывал р. Гилель Хаимов - главный раввин Всемирного конгресса бухарских евреев в Израиле. Он приехал на два дня - повидаться с представителем бухарских евреев в Петербурге Исраэлем Плиштиевым. После этого ему предстояло отправиться в Москву на грандиозный шабатон, организованный президентом конгресса Леви Леваевым.
Мы попросили р. Хаимова рассказать о том, как живут бухарские евреи и легко ли приобщить их к соблюдению Торы.
- Кто они, бухарские евреи? Насколько изменился уклад их жизни в последние десятилетия?
В мире сегодня 250 000 бухарских евреев. Изначально они жили, как понятно, в Бухаре, Узбекистан. Но постепенно большинство покинуло СНГ: кто-то отправился в Израиль, кто-то - в Австралию, Германию, США.
Говорят они между собой на бухарском языке, это разновидность фарси. В Израиле, разумеется, все знают иврит, в других местах - говорят на бухарском и на языке той страны, где живут.
Бухарские евреи - скромные и стеснительные, с большим уважением относятся к другому человеку. Они охотно дают цдаку, жертвуют на синагогу, но не афишируют это и не любят ничего делать напоказ.
Община бухарских евреев всегда жила закрыто и сплоченно. Все знали всех, создавать семьи с людьми «со стороны» считалось большим бесчестием.
С массовым отъездом из Бухары ситуация изменилась. В Ганновере, где я только что побывал, есть небольшая бухарская община, 50 семей. И все живут за десятки километров друг от друга! Молодежь массово обучается в университетах, появилась угроза ассимиляции.
Изначально бухарские евреи - очень традиционное общество. В каждой общине обязательно есть синагога, а в ней - раввин. Однако «традиционный» не значит «ортодоксально соблюдающий»: это люди, которые обязательно придут в синагогу, будут зажигать субботние свечи - но при этом включат телевизор в шабат.
В том же Ганновере члены общины стараются быть на шабат в синагоге. Это то, что объединяет общину, позволяет людям быть вместе. Но живут все далеко. Поэтому возникла такая традиция: в субботу едут в синагогу на трамвае. Билет покупают заранее и булавкой пристегивают к одежде.
Если вы спросите у бухарского еврея: «Ты религиозный?», он ответит, немного смущаясь: «Еще не совсем».
Вот это «еще не совсем» - важный ключ к характеру бухарского еврея.
И вот для таких людей, которые «еще не совсем», и был создан в 2000 году Всемирный конгресс. Наша задача - приблизить этих людей к Торе, предотвратить ассимиляцию, объединить разбросанные по миру общины бухарских евреев.
- А Вы сами как оказались в Израиле и стали раввином?
- Я родился в Бухаре в 1967 году. Моя семья была такая же, как все: не совсем религиозная, но традиционная. Мама покрывала голову платком, только когда читала молитвы и благословения. В 1977 году мы совершили алию. Я учился в хабадской ешиве для бухарских евреев: «Ешиват а бухарим Кфар Хабад». В 13 лет я научился читать Свиток Торы как настоящий хазан. И тогда в моей семье решили, что нельзя отставать от сына, и тоже начали все соблюдать. Из дома исчез телевизор. Я с огромным уважением отношусь к хабаду, но сам хабадником не стал: я соблюдаю по нусаху «сфарадим».
- Каков статус раввина у бухарских евреев?
- Мы не воспринимаем раввина так, как ашкеназские евреи - своих Ребе. Раввин - не какой-то великий человек, не руководитель, а служитель. Раввина даже благословляют так: «Чтобы вы были живы и здоровы на службу народа». К раввину - в хорошем смысле - существует потребительское отношение: нужен шойхет - зовут рава, нужно отметить поминки отца, поставить хупу - зовут рава. Раввин в традиционной общине был мастером на все руки: он и шойхет, и моэль, и хазан, и сойфер, и хевра кадиша в одном лице. Эти знания и умения передавались от раввина общины к достойному, способному преемнику.
Я и сам умею делать шхиту и обрезание, вести молитву, писать свитки. Но сейчас времена другие, я освоил эти специальности в ешиве и колеле, сдал экзамены в рабануте и получил дипломы.
Раввина у нас называют «домло», или «мулла». Ничего удивительного, ведь Узбекистан - мусульманская страна. Это слово означает всего лишь «учитель». Снимая трубку, я часто могу услышать: «Мулла Гилель?».
- Как устроена деятельность Всемирного конгресса бухарских евреев?
Президент конгресса - предприниматель и меценат Лев Леваев. У него есть группа представителей во всем мире, они платят членские взносы. В Петербурге таким представителем является Исраэль Плиштиев. У конгресса два основных отдела: в Израиле, его возглавляет Йегуда Блой, и в США, его главой является рав Залман Звулунов.
В каждом отделе есть несколько комитетов, ведающих делами общин бухарских евреев во всем мире. Комитет габаев занимается синагогами, их строительством и ремонтом. Есть комитет, отвечающий за образование: он выплачивает стипендии молодым бухарским евреям, которые обучаются в университетах: для бухарских евреев излюбленные профессии - стоматолог, фармацевт, оптометрист, адвокат. Есть комитет, который помогает тем, кто занимается изданием книг и журналов. То есть, комитеты поддерживают все сферы деятельности, которыми занимаются бухарские евреи. И, конечно же, есть раввинат - его возглавляю я.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, о Вашей деятельности в качестве главы раввината.
У нас несколько направлений. Мы организуем курсы профессиональной подготовки для выпускников ешив, желающих стать моэлем, шойхетом, хазаном, сойфером. Проводим уроки и семинары Торы на бухарском, русском и английском языках. Еще у нас есть курсы лекторов: я лично обучаю раввинов общин искусству читать лекции и вести занятия для прихожан. Ведь недостаточно просто знать Тору, надо еще и уметь преподнести материал. Важно, чтобы лекция была короткой, интересной, вызывала у человека желание узнать еще. Возьмем, к примеру, небольшие выступления раввина перед общиной в шабат. Лекция между минхой и мааривом в пятницу вечером - это одно, а в субботу перед чтением Свитка - совсем другое. В пятницу вечером все устали, поэтому нужно говорить коротко, ясно, можно добавить небольшой анекдот. А утром все пришли со свежими силами, и можно дать основательный урок по недельной главе Торы.
Р. Гилель Хаимов дает урок Торы в Ганновере
- Наверное, «традиционного» бухарского еврея легче приобщить к Торе, чем совсем далекого от традиции русского еврея?
- Нет, совсем не так. Тем, кто были далеки от Торы и сами пришли к мысли, что существует Б-г, легче оставить старый образ жизни и мыслей и начать соблюдать. А «традиционный» еврей думает, что с ним и так все в порядке: «Я делаю кидуш, моя жена зажигает свечи, ну и что, что при этом мы смотрим телевизор в шабат?». Они живут так, как жили их родители, и искренне не понимают, почему им нужно что-то поменять в своей жизни.
Р. Гилель Хаимов дает браху - благословение двум молодым бухарским евреям. Их сложенные ковшичком ладони означают, что они «берут» благословение, как будто бы это был осязаемый предмет.
Тема, которая зацепит бухарского еврея, - это воспитание детей и «шлом байт», мир в семье. Почему важно соблюдать шабат? Потому, что семья должна собираться вместе, так, чтобы дети и взрослые не сидели в телефоне, а общались. Нужен наглядный «человеческий» урок. Философские проблемы менее актуальны: все бухарские евреи и так знают, что Б-г существует и Он создал мир. Моя задача - сделать так, чтобы они еще и начали соблюдать законы Торы.
Беседовала Анна Бродоцкая
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2