Все проекты
Общину поддержали 30137 раз

Петр Термен: «Каждый может стать Паганини терменвокса!»

Запись лекции-концерта Петра Термена на онлайн-школе еврейских знаний смотрите тут.

— Терменвокс — это традиция вашей семьи? Как вы сами начали на нем играть?
Все члены нашей семьи умеют играть на терменвоксе. Моя бабушка Наталья Львовна, дочь Льва Термена — профессиональная исполнительница.

 Лев Термен с дочерью Натальей Лев Термен с дочерью Натальей

Моей маме Лев Сергеевич сам изготовил инструмент, когда ей было три года. Он передал навыки игры своим детям и обеим внучкам.

Лев Термен с внучкойЛев Термен с внучкой

Моя мама Мария пишет биографию Льва Термена, она выйдет в следующем году. У Льва Сергеевича была богатая событиями, насыщенная жизнь, но до сих пор не было издано ни одной его полной биографии.

Терменвокс и рояль были двумя первыми инструментами, которые я услышал. Это сформировало мое восприятие музыки. Я рос в творческой атмосфере. Бабушка играла на терменвоксе, тетя — Ольга Термен — аккомпанировала на фортепиано, писала музыку. Свою первую мелодию я сочинил в 6 лет, Ольга помогла мне записать ее нотами. Позднее я был участником движения авторской песни, писал стихи. Интерес к терменвоксу у меня был всегда. Но, когда я был маленьким, у нас был в рабочем состоянии только один инструмент. Собственный терменвокс появился у меня 10 лет назад. Когда инструмент попал ко мне в руки, я сразу ощутил отклик, родство с ним. Началась моя исполнительская деятельность. Потом я создал сайт, посвященный терменвоксу, начал читать лекции. Это необходимо, потому что многие до сих пор или не знают о существовании этого инструмента, или считают, что это какой-то авангардный девайс для создания шумов.

Петр ТерменПетр Термен

Петр ТерменПетр Термен

— Многие думают, что Лев Термен — представитель еврейского народа...
— Видимо, здесь сыграло роль имя Лев и «странная» фамилия. В принципе одаренных людей часто принимают за евреев. Будучи потомком Льва Термена, я тоже привык к таким вопросам. Ничего не имею против, но на самом деле у нас нет никаких сведений о еврейском происхождении нашей семьи. Фамилия Tермен (Theremin) появилась во Франции, ее первое упоминание восходит к 16 веку.

«Лебедь» Сен-Санса на терменвоксе

 

 

Лев ТерменЛев Термен

— Помните ли вы прадеда?
— Я родился в 1991 году, Лев Сергеевич умер в 1993-м. Поэтому воспоминания смутные. Но, по словам мамы и бабушки, общение между прадедом и правнуком было самым тесным. Однажды я проник в лабораторию Льва Сергеевича и попытался включить его приборы. Каждый день прадед — он был очень обходителен — с серьезным видом желал мне доброго утра и доброго вечера.

Прадед и правнук. Лев Термен, Ольга Термен, Петр ТерменПрадед и правнук. Лев Термен, Ольга Термен, Петр Термен

По рассказам родных, Лев Сергеевич был очень добрым человеком, честным, с большим чувством юмора. Он умел создавать новые вещи и нестандартно мыслил. Меня часто спрашивают, кем все же был Лев Термен в первую очередь: музыкантом, физиком, изобретателем? Думаю, что в первую очередь он был гениальным человеком, одаренным огромной интуицией. Он занимался широким кругом вопросов: астрономия, передача информации на расстоянии, музыка, вопросы человеческого здоровья. Среди его изобретений — дальновидение (прототип телевидения, и это в 1920-е годы, система охранной сигнализации...) У него был дар превращать идеи в реальность. Если ему приходила в голову идея, он мог сделать макет сходу, без чертежей.

«Не пой красавица при мне» Рахманинов на терменвоксе

— У Льва Термена, помимо терменвокса, были и другие музыкальные изобретения?
— Достаточно много. Но все они менее известны, чем терменвокс. Например, гармониум Термена. Это клавишный полифонический инструмент. На каждой клавише — отдельный генератор звука. Соотношение между клавишами можно настраивать как угодно. Это дает возможность извлекать четвертьтона, исполнять в ладах, свойственных народной музыке, которая Льва Сергеевича всегда интересовала. Еще — виолончель Термена. Это инструмент без струн; рука музыканта перемещается по сенсорному грифу, меняя высоту звука. Этот инструмент использовал в своем оркестре дирижер Леопольд Стоковский. Еще одно изобретение — Терпситон. Это платформа, на которую исполнитель встает и издает звуки с помощью движений корпуса. Это своего рода визуализация музыки: пластика движений тела дополняет звук.

Но терменвокс оставался для Льва Сергеевича главным музыкальным изобретением. Его в первую очередь интересовала природа музыкально-человеческой интонации; он считал, что терменвокс — самый «человечный» инструмент, становящийся частью самого исполнителя. Музыкант работает со звуком напрямую, без механических посредников. Это сродни пению, только «голосовые связки» находятся не внутри, а вовне.

Терменвокс и ханг

— Семье Льва Термена не принадлежат авторские права на инструмент?
— Инструмент назван фамилией изобретателя, но не более того. Никаких прав у потомков Льва Сергеевича нет. Ведь срок патента недолог — всего 30 лет. В 1938 году Лев Сергеевич, как известно, вернулся из США в России — и тут же был арестован по обвинению в подготовке убийства Кирова. Это отдельная история. Обвинение было бредовым: якобы, находясь в США, Лев Сергеевич должен был направить из океана луч; луч отразится в маятнике Фуко, в который астрономы Пулковской обсерватории заложили фугас. И вот этот фугас должен был убить Кирова. В общем, какое-то безумие. Моя версия такова: видимо, Льва Сергеевича, вернувшегося из США, начали расспрашивать об изобретениях. «Некомпетентные молодые люди» (так дипломатично Лев Сергеевич называл тех, кто вел допрос) были мало что в состоянии понять из его рассказов, и в итоге получился вот такой фантасмагорический сюжет.
Так вот, в 1938 году Лев Сергеевич фактически канул в небытие, исчез со связи. Американцы решили, что Термена уже нет в живых.
В конце 1940-х он вышел на свободу. Вышел человеком, который потерял все, лишился разработок. Но все хранилось у него в голове. Он начал работать в лаборатории акустики при московской консерватории, восстановил свои изобретения. В 1967 году в Нью-Йорк Таймс вышла сенсационная статья о том, что Термен жив (после этой публикации из консерватории его выгнали!). Но американская сторона не горела желанием вернуть изобретателю авторские права. Терменвокс процветал, инструмент активно производился американской фирмой, был задействован в Голливуде, стал популярен в Европе, активно велась концертная деятельность. Но никаких дивидендов изобретателю это не принесло, и авторских прав у семьи нет. Но это юридическая тема, а не творческая.
С 1967 года возобновился интерес к Термену со стороны зарубежных ученых, музыкантов. Лев Сергеевич вплоть до самой смерти в 1993 году был активным, бодрым, здравомыслящим человеком.

Лев Термен в преклонные годыЛев Термен в преклонные годы

Он неустанно искал возможности для разработок, нужны были помещения, финансирование, оборудование... Но ситуация в советской, а затем перестроечной России этому не благоприятствовала. Развернуться в полную силу ему так и не дали. Лев Сергеевич никогда не оставлял свое любимое детище — терменвокс, был не только его изобретателем, но и первым исполнителем, педагогом.

— Как сегодня в мире ведется преподавание игры на терменвоксе?
В мире есть две основополагающие школы: японская и российская, ее курирует моя бабушка Наталья Львовна.

Большую часть занятий в России веду я, мы развиваем образовательный проект, проводим фестивали. Сейчас, в период карантина, открыли преподавание онлайн. Это расширило нашу аудиторию — есть ученики из Европы, США.
Также я читаю цикл лекций об истории терменвокса.

Петр ТерменПетр Термен

— Войдет ли терменвокс со временем в «пантеон» академических инструментов?
— Терменвокс — не академический инструмент и вряд ли станет им. Думаю, это к лучшему. Попасть в обязательную программу музыкальной школы или училища — не такое уж счастье для инструмента. Нередко выпускники выходят из этих заведений с устойчивой нелюбовью к фортепиано или скрипке. К тому же, многие академические инструменты, которые исторически включены в симфонический оркестр, не имеют возможностей «раскрыться». Давно ли вы были, например, на сольном концерте тубы? С другой стороны, балалайка не в составе оркестра, зато как многие интересуются ею и хотят учиться! Терменвокс — исключительно сольный инструмент и не станет частью оркестра. Его трудно, да и не нужно институализировать. Больше смысла в том, чтобы организовать частные обучающие проекты. Мы планируем развивать школу терменвокса как независимый проект.

— Трудно научиться играть на терменвоксе? Правда ли, что для этого нужен абсолютный слух?
— Это миф. Большинство исполнителей на терменвоксе не «абсолютники». Да, терменвокс безладовый инструмент, и чистота интонаций здесь тонкий момент. Слух нужен, но на самом деле нет людей без слуха — его просто надо развивать. Научиться играть на терменвоксе может каждый, если он достаточно мотивирован.
Надо помнить, что процесс игры на терменвоксе — это прямое взаимодействие со звуком. Это не гитара: любое микродвижение превращается в звук. Требуется большая концентрация и контроль над движениями. И этот опыт уникален, он важен для любого музыканта.
Память рук, обычно помогающая музыканту, в случае с терменвоксом более эфемерна. Ведь гриф или клавиатура — постоянная величина, а тут под руками только воздух.
Если говорить о репертуаре, у терменвокса большой диапазон, на нем исполняют произведения, написанные для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и, разумеется, вокала. Сегодня уже пишут и специально для терменвокса.
В отличие от академических инструментов, где все дорожки уже проторены, терменвокс не исследован до конца. У него нет потолка выразительности, виртуозности, широты репертуара. Каждый может стать новым Паганини терменвокса и открыть новые высоты техники и выразительности.

Петр Термен – продолжатель дела прадеда и семейной традицииПетр Термен — продолжатель дела прадеда и семейной традиции

Фото из архивов Петра Термена


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину