25.02.2021
Мой друг Эрнест Серебренников…
Месяц назад, 25 января, скончался замечательный спортивный журналист Эрнест Наумович Серебренников. К «шлошим», 30 дням после ухода из жизни, воспоминаниями о нем поделился его ближайший друг и коллега, спортивный журналист Сергей Бавли.
Я близко общался с Эриком сорок лет. И за все эти годы не припомню, чтобы он хоть о ком-нибудь плохо или зло отзывался. Конечно, руководителем он был требовательным. Но общался весело, доброжелательно и ни для кого не обидно.
Это был человек широкой души, добрый и щедрый. Вечно норовил за всех заплатить, одарить без всякого повода. Мог ни с того ни с сего позвонить: «Пошли в ресторан, пообедаем». Для него не существовало понятия «не по дороге»: мог приехать и забрать тебя с другого конца города. Это был его стиль.
Он до самых последних дней щеголял прекрасной физической формой - мог в ресторане выскочить из-за стола, сбросить пиджак и начать отжиматься. Прыгал с тумбы с лихостью молодого парня.
Сидят - Эрнест Серебренников и легенда советского футбола Владимир Казаченок. Стоит - Сергей Бавли
Эрик был трудоголиком, шутил, что экономит работодателям деньги. Сам снимал, сам комментировал, сам за рулем...
Филигранно владел русской ненормативной лексикой, говорил ярко, интересно и остроумно.
Эрик любил цитировать Виктора Алексеева: «С каждым годом я понимаю, что мне необходимо на каждой тренировке давать что-то новое и удивлять учеников. С каждым годом это все труднее, но это необходимо». Нам, младшим коллегам, он не уставал повторять: нельзя быть одинаковыми!
Он был инициатором многих начинаний. В Петербурге основал Ассоциацию спортивной прессы.
Эрнест Серебренников, Сергей Бавли и Геннадий Орлов. У Сергея Бавли в руках Кубок «Лучшему спортивному журналисту» от Ассоциации Спортивной Прессы
Когда Москве учредили медаль Николая Озерова, Эрик основал медаль Виктора Набутова - сегодня это престижнейшая награда для спортивного журналиста.
Награждение медалью им. Виктора Набутова под его портретом
Медаль Виктора Набутова
Много занимался большим теннисом, входил в оргкомитет турнира «Санкт-Петербург open». Это его детище, не знаю, что будет с этим турниром без Эрика...
Как Эрик пришел в спортивную журналистику
Всю жизнь с дошкольного возраста Эрик был страстным болельщиком. Но учиться пошел в Корабелку. Потом стал режиссером кукольного театра и там - вот где инженерные знания пригодились! - изобрел усовершенствования, благодаря которым куклы стали «живыми» и подвижными.
Однажды он услышал по радио объявление о наборе на должность спортивного комментатора, прошел конкурс - и остался в спортивной журналистике навсегда.
Это было характерно для нашего времени. Моя история похожа. В детстве я научился читать по газете «Советский спорт» и играл в Виктора Набутова. Но пришлось закончить мединститут по настоянию родителей - потомственных врачей. Мама и папа мне внушали: «Научиться журналистике невозможно, это дар божий, если проявится - значит, проявится».
И действительно, почти никто из спортивных журналистов не заканчивал журфака.
«Подляна» для Набутова
Эрик был превосходным спортивным комментатором, ярко и хорошо вел репортажи, но вскоре сосредоточился на режиссуре телевидения. Работал с великим Виктором Набутовым и был к нему ближе всех.
Вот одна из историй.
Все зрители думают, что комментатор говорит, глядя на поле. Но на самом деле он смотрит не на живую игру, а на телевизионное изображение, чтобы быть «на одной волне» со зрителем.
То, какая из многочисленных камер выведет изображение на экран в данный момент, решает режиссер.
И вот идет матч, довольно вязкая игра в центре поля. Одна из камер, направленная на ложу почетных гостей, выхватывает актера Игоря Владимирова, зевающего во весь рот. Эрик раз - и нажал на кнопочку... Набутов среагировал моментально:
«Игорь Петрович, все понимаю, игра скучная, но как бы вам заодно не проспать и завтрашнюю премьеру!».
Другой бы за это убил! На языке комментаторов это называется «сделать подляну». Но Виктор Набутов обожал задачки на скорость реакции, любил щегольнуть своим даром, и Эрик с удовольствием ему в этом помогал.
Хировата подал мяч...
Любимая история Эрика, которую он рассказывал о Викторе Набутове.
В Ленинград на чемпионат мира по волейболу (редкое в нашем городе событие!) приехала сборная Японии. Задача комментатора - правильно произнести любую, самую сложную фамилию. А тут - японцы! Фамилия одного из них звучала двусмысленно: Хировата.
И вот Набутов комментирует: «Японцы получают право на подачу, подает Хировата...».
...Тут японец неудачно попадает мячом в сетку...
Набутов на том же дыхании продолжает: «...да, и в самом деле неудачно!».
«Желудков лихо усики носит»
В 1984 году Зенит стал чемпионом СССР. В честь этого события в начале января 1985 года в СКК прошел легендарный концерт, собравший двадцать пять тысяч зрителей. Выступал Бен Бенцианов; Ирина Селезнева (ныне уже давно артистка театра «Гешер» в Израиле) пела на мотив «Если женщина просит»: «Желудков лихо усики носит». Эрик был одним из режиссеров этого грандиозного действа.
Матч Карпова-Каспарова
Серебренников был режиссером знаменитого матча Карпова-Каспарова в 1985 году. Шахматы, казалось бы, совсем не телевизионный вид спорта. Но Эрик превратил матч в захватывающее зрелище не только для знатоков шахмат. Соперничество первых шахматистов страны он преподнес как противостояние личностей, старого и нового: за победу борются ставленник ЦК Карпов и бунтарь Каспаров.
Великое противостояние
Он приглашал в эфир выдающихся спортсменов страны, ярких экспертов.
В 80-е годы даже Москва признала, что, созданное Серебренниковым спортивное телевидение Ленинграда - лучшее в СССР.
Однажды Эрик сделал удивительную вещь... Но тут требуется небольшое отступление. Что такое советский спорт? Это бесспорное лидерство Москвы. Столица, пользуясь своими возможностями, собирала лучших спортсменов в ЦСК, зачастую против их воли.
И выдающиеся ленинградские тренеры Платонов, Садырин, Пучков стали чемпионами вопреки системе, заслужив огромный авторитет. Ленинград старался держать удар, не уступать Москве.
Сейчас кажется, что это просто, но Эрик сделал такое впервые: собрал в одной студии великих тренеров Ленинграда и Москвы, хоккеистов, футболистов, баскетболистов. Впервые в истории советского телевидения тренеры разных видов спорта собрались вместе, чтобы обсудить «великое противостояние Ленинграда и Москвы».
Сегодня «великое противостояние» сошло на нет. В 80-е годы у касс Юбилейного люди ночь напролет держали очередь и жгли костры, чтобы добыть билетик. Ныне СКА под крылом Газпрома лихо обыгрывает Москву, а стадионы стоят пустые...
Человек, оставшийся в прошлом
Когда началась эпоха компьютеров, Эрик сказал: «Это от лукавого». Не признал он и цифровую камеру.
До самого преклонного возраста был невероятно активен, в свои 84 года не пропускал ни одного матча Зенита, организовывал множество интервью, но... снимал все это на пленку. Материалы, выходившие на нашем сайте, я распечатывал и отправлял к нему домой с курьером!
При этом он оставался «гениальным просветителем» (по выражению моего друга, академика Дмитрия Гранова), выдающимся знатоком спорта, режиссером с изумительным творческим вкусом.
Всероссийский Конгресс «Спорт. Человек. Здоровье». Эрнест Серебренников с краю. На другом краю, второй справа - академик, хирург-трансплантолог Дмитрий Гранов
Его мнением дорожил сам Геннадий Орлов. С его головой он мог освоить любые компьютеры. Но так бывает, что людям, многого достигшим, не хочется вновь садится за парту...
На всех мероприятиях он появлялся со своей камерой-плечевухой. Если мы, его друзья, слышали, что молодые посмеиваются, то грозились им морду набить!
Эрнест Серебренников снимает на «плечевуху» встречу с болельщиками
С этой плечевухой он приходил и на спортивные пресс-конференции, задавая яркие, интересные, точные вопросы.
В результате он оставил огромный архив, с которым никто не знает, что делать... Жаль, если все это богатство пропадет.
С двумя поколениями Набутовых: Кириллом и Виктором-младшим (назван в честь деда, ныне - известный московский журналист)
Одна из последних фотографий Эрнеста Серебренникова. В ресторане с ветеранами Зенита
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2