Все проекты
Общину поддержали 34949 раз

«Он нарушил тайминг». Памяти режиссера Станислава Митина 

11 апреля в Нетании ушел из жизни кино- и театральный режиссер Станислав Михайлович Митин (Кац). О его творческой биографии рассказывает Елена Севенард.

Станислав Митин биография

Когда речь заходит о фильмах, собеседники взахлеб обсуждают полюбившиеся сцены, игру актеров, созвучную музыку. Признаются в том, что смотрели понравившуюся картину несколько раз. И обидно, когда на вопрос, кто режиссер этого шедевра, зачастую лишь пожимают плечами. К сожалению, именно так происходило с творчеством Станислава Михайловича Митина. Его нашумевшие фильмы с многомиллионными просмотрами в интернете – «Двойная фамилия», «Любка» (по повестям Дины Рубиной), «Апофегей» (по роману Юрия Полякова), «Самые счастливые», «Вдовий пароход» (по повести И. Грековой) заслуженно пользуются любовью зрителей от России до Америки и Канады. Всего Станислав Митин снял 13 игровых фильмов, причем последний – «Автомат всемогущий», по рассказу своего сына Давида Каца, – всего за полгода до кончины.

А еще он работал режиссером-постановщиком в Ленинградском театре юного зрителя им. Брянцева, в Российском Академическом молодежном театре, ставил спектакли в Ленкоме, был главным режиссером московского муниципального театра «Новая опера». В соавторстве с поэтом Юрием Энтиным создал на телевидении программу для детей «Чунга-Чанга». Вместе со своей супругой Эллой Митиной снял десять документальных лент.

Станислав и Элла Митины
Станислав и Элла Митины

Были и режиссерские постановки эстрадных представлений бит-квартета «Секрет» и ансамбля «Ялла», юбилейных вечеров Павла Лисициана и Зары Долухановой, ансамбля «Виртуозы Москвы» и 80-летия Московской государственной филармонии. 

И захватывающее зрелище – открытие Юношеских олимпийских игр в Лужниках в 1998 году – также работа Станислава Михайловича. Кстати, композитором этой постановки по приглашению Митина стал знаменитый Давид Тухманов, живший к тому времени в Германии. Есть в багаже режиссера и педагогический опыт: несколько лет он преподавал на актерско-режиссерском курсе Питерского ЛГИТМиК и на режиссерском курсе знаменитого ВГИКа. 

Рождение нового таланта

Несмотря на яркие работы в театре и на эстраде, главным делом своей жизни Станислав Митин считал кино. Даже когда ставил театральные спектакли, делал это кинематографично. Многие помнят его знаменитую тюзовскую постановку «Рыжик, или В семье Лепик», целиком построенную на кинематографических приемах. Режиссер просто так, для себя, задолго до работы в кино, писал и киносценарии. Позже, когда он уже начал делать первые кинематографические шаги и продюсеры поинтересовались, нет ли у него готовой работы, он просто достал из стола давно написанный сценарий «Двойной фамилии» по повести Дины Рубиной. Этот фильм стал самым именитым в списке работ режиссера, он завоевал множество наград на международных кинофестивалях.

Удивительно, но свой первый фильм Станислав Михайлович снял только в 54 года. Его привел на студию Игорь Агеев – сокурсник по ЛГИТМиКу, с которым они вместе начинали в Ленинградском ТЮЗе, известный сценарист, автор фильмов «Гений» и «Агент национальной безопасности». Привел и предложил продюсерам доверить Митину постановку своего сценария «Самые счастливые». Продюсеры рискнули – и не прогадали. Это был громкий успех! «Самых счастливых» множество раз крутили в эфире всех телеканалов России. Однажды под Новый год «ТВ1000» показывал его две недели подряд. «И как зрителям не надоело!» – шутил Станислав Михайлович. Стало очевидно, что родился новый талантливый режиссер. 

Станислав Митин с Георгием Тараторкиным на съемках фильма «Плен страсти»
Станислав Митин с Георгием Тараторкиным на съемках фильма «Плен страсти»

Детская сказка на «фене»

Следующей картиной, снятой также в Питере с прекрасными актерами Анной Вартанян и Ильей Носковым, стала тонкая, ироничная мелодрама «Травести» – дань многолетней работе в театре, закулисная кухня которого так хорошо была знакома Митину. Еще одним фильмом, поставленным в Петербурге, был «Грех» (с Лидией Вележевой и Станиславом Бондаренко в главных ролях). В нем впервые Станислав Михайлович выступил как сценарист собственной истории. Здесь проявился его несомненный драматургический талант. Фильм держит в напряжении от первого до последнего кадра. Последним фильмом питерского периода стал фильм по повести Михаила Рощина «С черного хода». Это трогательная, нежная и грустная история юношеской любви, в которой показаны тончайшие нюансы человеческих взаимоотношений. Остальные картины Станислав Митин снимал уже на московских студиях. Одной из них стала «Любка», принесшая автору широкую известность. На масштабном фестивале «Спутник над Варшавой» по просьбе польских зрителей фильм показывали два года подряд! Редкий случай в фестивальной практике. 

Станислав Митин на съемках документального фильма «Дина Рубина. На солнечной стороне». 2018 г. Ташкент
Станислав Митин на съемках документального фильма «Дина Рубина. На солнечной стороне». 2018 г. Ташкент

Интересна история сценария «Любки». Он создавался совместно с Диной Рубиной, автором рассказа. Работали так: утром Митин посылал Рубиной описание очередной сцены, а к вечеру получал от писательницы блистательные диалоги. Но когда дело дошло до сказки, которую, по сюжету, няня-уголовница рассказывает малышке, понадобилось облечь текст в соответствующий лексикон. Тогда Рубина обратилась за помощью к своему приятелю, диссиденту Эдуарду Кузнецову, герою знаменитого «самолетного дела», отсидевшему 17 лет в советских лагерях. Кузнецов виртуозно «перевел» сказку на так называемую «феню».                                                                                                                                         

Надо сказать, что у всех работ Станислава Михайловича узнаваемый творческий почерк: они интеллигентны, не крикливы, без шумных внешних эффектов, при этом – добрые, человечные, оставляющие в памяти долгий след. Ему удивительным образом удавалось выразить средствами кино тонкость и нюансы человеческих отношений.

На съемках фильма «Дина Рубина. На солнечной стороне»
На съемках фильма «Дина Рубина. На солнечной стороне»

«Семейный подряд»

В 1993 году – непростое для кино и театра время! – Станислав и его жена Элла организовали свою телестудию, на которой начали снимать документальные фильмы. За десять лет они создали десять картин, которые шли на различных телеканалах страны, завоевывали международные награды. Самой знаменитой лентой того периода стала картина «Свои-чужие», посвященная проблемам межнациональных столкновений среди детей и подростков. Авторы показали противостояние подростков – откровенных националистов и ребят, не принимавших этой враждебности. Авторы убедительно демонстрировали, что победа, несмотря ни на что, окажется на стороне добра.

Другой яркой документальной картиной стала «История моей семьи», посвященная Ефиму Шифрину. На смерть Митина Ефим Залманович одним из первых написал некролог. Он отметил, что фильм Митиных – лучшая работа о нем и его семье. Уже в Израиле, куда семья переехала в 2016 году, Элла и Станислав сняли две документальные ленты.  

Первая – «Дина Рубина на солнечной стороне», приуроченная к юбилею писательницы, рассказывает о ее детстве и юности в Ташкенте, московском периоде становления писательской карьеры и жизни в Израиле. Второй совместной картиной стала пронзительная биографическая дилогия «Сара Погреб. Я домолчалась до стихов» об удивительной российско-израильской поэтессе, которая начала писать стихи в 60 лет. Ее талант высоко оценили Зиновий Гердт, Юрий Левитанский и Давид Самойлов.

Станислав и Элла Митины с сыном Давидом
Станислав и Элла Митины с сыном Давидом

Немного семейной истории. От «Еврабзема» до Ташкента

Мама Станислава Михайловича, Мария Самуиловна Каган, до войны жила в национальном еврейском колхозе «Еврабзем» (еврейская рабочая земля), организованном в 1926 году в деревне Петрушино под Ленинградом. Во время войны она с семьей эвакуировалась в Ташкент. Отец Михаил Аронович Кац – инженер родом из Беларуси, воевал, а после войны приехал в Ташкент. Там они встретились и поженились. 

Родители: Мария Самуиловна и Михаил Аронович Кац. Конец 1940-х
Родители: Мария Самуиловна и Михаил Аронович Кац. Конец 1940-х

Родились два сына: старший Артур родился в Порт-Артуре, куда направили служить отца, а младший Станислав, названный в честь дедушки Самуила, уже в Ташкенте. В отличие от старшего брата, Стасик рос тихим, застенчивым ребенком, и ничто не предвещало будущей карьеры. 

Стасик Кац
Стасик Кац

Мальчик с удовольствием играл на аккордеоне и посещал танцевальный кружок. Кстати, танцевальные способности в дальнейшем очень пригодились. Например, в фильме «Травести» Станислав сам поставил танец главных героев. А любовь к музыке, прекрасный слух, умение играть на многих инструментах также сыграли свою немалую роль. 

Артур и Стасик Кац во дворе дома. Ташкент. 50-е годы
Артур и Стасик Кац во дворе дома. Ташкент. 50-е годы

Во всех своих фильмах Станислав подбирал музыку только сам, не признавая музыкальных редакторов. Однако дорога в кинематограф была долгой. Закончив лучшую физико-математическую школу Ташкента, он по настоянию родителей окончил городской политехнический институт. После честно отработал три года инженером в «Теплоэнергопроекте». Но хотелось совсем другого…

И швец, и жнец, и на ударных игрец

Он играл в СТЭМПе (студенческом театре эстрадных миниатюр), был барабанщиком в студенческом оркестре «Сигма», ставил спектакли на разных площадках Ташкента. В те годы произошла судьбоносная встреча Станислава с главным режиссером Ташкентского кукольного театра, Заслуженным деятелем искусств Исой Рафаиловичем Якубовым. Именно Якубов стал его первым учителем и наставником. Поверив в талант своего ученика, Иса Рафаилович в 1975 году во время гастролей театра СТЭМП решил представить постановку Станислава по рассказам А. Чехова своему другу и коллеге Зиновию Корогодскому. Для этого специально по дороге в Челябинск был сделан крюк с заездом в Ленинград. Корогодскому постановка понравилась, и он предложил Станиславу на следующий год поступать на его курс в ЛГИТМиК. 

Студенческие годы. СТЭМП
Студенческие годы. СТЭМП

Будешь Митиным!

Корогодский тогда набирал именно актерский курс, и так получилось, что Кац был одновременно студентом-актером и единственным режиссером в группе. Станислав считал это обстоятельство большим везением, поскольку однокурсники играли во всех его постановках, и у него не было проблем с поиском исполнителей, в отличие от ребят, которые учились на режиссерских курсах – тем приходилось искать актеров на стороне. После окончания института Зиновий Яковлевич пригласил талантливого выпускника в свой театр, но сопроводил приглашение такой фразой:

 – Послушай, Кац! Нужно что-то решать с твоей фамилией. Если на афише театра появится еще один еврей, кроме меня, это будет уже перебор. Даже мои жена и сын на афише пишутся как Данилины, поэтому будь добр, возьми себе псевдоним. У меня сын Данила, поэтому они Данилины, а у тебя, насколько я знаю, сын Дима… Митя... Ты будешь Митиным!

С Данилой – сыном З. Я. Корогодского
С Данилой – сыном З. Я. Корогодского

Так на театральной афише появилось новое имя – Станислав Митин. 

На репетиции в Ленинградском ТЮЗе им. Брянцева. Начало 1980-х
На репетиции в Ленинградском ТЮЗе им. Брянцева. Начало 1980-х

Митин поставил немало спектаклей в ТЮЗе. Но потом Зиновий Яковлевич был вынужден оставить театр (это отдельная драматическая история), и Станислав переехал в Москву, где сначала работал в Российском академическом молодежном театре (РАМТ), а затем перешел в «Новую оперу». Там в должности главного режиссера-постановщика вместе с выдающимся дирижером Евгением Колобовым он поставил целую череду оперных спектаклей. 

Воспоминания о бусах

Элла и Станислав впервые встретились совсем молодыми. Ей было 17, ему 21. Элла вспоминает, как в компании молодых людей, где все веселились и танцевали, в углу, ни на кого (как казалось) не обращая внимания, сидели два серьезных молодых человека и увлеченно о чем-то беседовали. Это были известные КВНщики – капитан ташкентской команды Ян Лифиц и Стасик Кац. Через два года студентка Ташкентской консерватории увидела в студенческом театре миниатюр постановку Станислава Каца по рассказам Чехова. Спектакль произвел на юную особу такое впечатление, что она немедленно решила принять участие в конкурсе по набору артистов в труппу СТЭМПа. Просмотр проходил после очередной репетиции. Как вспоминает Элла, было шумно, никто из ребят не обращал внимания ни на ее чтение басен, ни на пение романса.  И только один человек сидел в зале и внимательно слушал всю программу, подперев рукой щеку. После чего вызвался проводить до дома. Оказалось, он запомнил до мельчайших деталей все происходящее на той вечеринке, подробно описал и ее платье и даже цвет бус на шее. Эта фантастическая наблюдательность Станислава, умение всегда и везде все замечать и запоминать, сохранилась у него до последних дней. Он уверял, что такая приметливость – непременная часть профессии режиссера. 

Через год Элла и Станислав поженились. А вскоре Станислав поступил в Ленинградский театральный институт (ЛГИТМиК), где учился пять лет. Элла осталась в Ташкенте с новорожденным сыном и только к окончанию института перебралась к мужу в Ленинград. Больше они уже никогда не расставались.

Свадьба Станислава и Эллы Митиных. 1975 г
Свадьба Станислава и Эллы Митиных. 1975 г.

«Он нарушил тайминг»

О Станиславе Михайловиче написаны статьи, снято несколько интервью, но лучше всех о нем сказал его сын Давид (Дима) Кац: 
«...Я никогда в жизни не видел, чтобы кто-то работал так как он. Еще десять лет назад, помню, папа трудился по принципу “с 2 до 22”: садился за компьютер в 2 часа ночи и ложился спать в 22 часа. Разумеется, у него были перерывы на сон, еду и короткие прогулки, но они больше напоминали глоток воздуха у пловца, чем самостоятельные действия.
Последние годы он тяжело болел. Все его тело причиняло ему боль. Он с трудом ходил. Его последний фильм, снятый в октябре 2022 в Берлине, получился в итоге легкой озорной комедией. Только мы с мамой знаем, через какой ужас папа прошел к этому юмору.
И все равно я удивлен. Ведь он всегда скрупулезно соблюдал тайминг - в сценарии, на съемках, во время монтажа. Выверял каждый кадр, придирался к каждой лишней доле секунды. Как же получилось, что его жизнь прервалась на целых восемь лет раньше средней продолжительности жизни мужчин в Израиле?..»

Станислав Михайлович с внуком Мишей
Станислав Михайлович с внуком Мишей

Выражаем искреннюю благодарность Элле Митиной за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии

Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину