Все проекты
Общину поддержали 31192 раз

Воспоминания о приезде Шломо Карлебаха в Ленинград

Предлагаем нашим читателям воспоминания р. Лакшина, уникальную видеозапись молитвы в лениградской Синагоге и фотографии Юрия Алейникова с концерта Карлебаха в лениградской консерватории.

Почти 30 лет назад в Ленинград приехал с концертами Шломо Карлебах. Воспоминаниями делится р. Александр Лакшин, которому довелось переводить выступления «поющего раввина».

Статья иллюстрирована фотографиями, которые сделал известный петербургский фотохудожник Юрий Алейников.

Автор «Ам Исраэль Хай»

Реб Шломо Карлебах, светлой памяти, был великим раввином и певцом. Он происходил из выдающегося раввинского рода, получил блестящее образование и обладал исключительными познаниями. Но мало кому известно, что именно он написал известнейшую мелодию «Ам Исраэль Хай». В середине 60-х годов его об этом попросил Яков Бернбаум – американский деятель, борец за права евреев СССР. Ему нужна была песня для демонстраций, которая передавала бы дух борьбы за советское еврейство. Вот так и появилась песня «Ам Исраэль Хай».

Карлебах в ленинградской консерватории

Шломо Карлебах в Ленинграде вспоминает Александр ЛакшинНа концерте в консерватории. 21 сентября 1989 г.

Я познакомился с реб Шломо в его первый приезд в СССР в 1989 году. Этот приезд устроил ныне покойный Юра Руппо, ленинградец. Он был одним из первых кооператоров и хотел продвигать еврейский туризм. В качестве промо он организовал гастроли Карлебаха по России и Украине и снял об этом фильм. Мне же выпала честь переводить Карлебаха во время концертов. Он ведь не только пел, но и много рассказывал между песнями.

К сожалению, меня постигла обычная участь переводчика – я не запомнил ни одного слова из того, что он говорил. Но я прекрасно помню атмосферу, царившую на концерте в ленинградской консерватории. Зал был полон. Пришло очень много молодежи, молодые люди выходили на сцену, танцевали в проходах. В завершение концерта Карлебах объявил: «В этот шабат будем молиться в Синагоге».

Музыкальная молитва в Синагоге

Я не видел другого раввина, который своими словами привел бы в Синагогу столько народу!

В этот шабат она была полна, как в Йом Кипур. На субботнюю трапезу Карлебах с большой компанией отправился к Давиду Абрамовичу Когану. Это был трогательный и теплый шабат.

Вел Карлебах молитву и накануне концерта, в четверг утром 21 сентября. Молитва шла с музыкальным сопровождением – такого не случалось с начала 20 века, когда в стенах Синагоги еще звучал орган (фисгармония, оформленная под орган – сегодня она полностью вышла из строя и хранится на хорах Синагоги – ред.). Реб Шломо вел молитву под аккомпанемент двух электрогитар. Запомнилось потрясающее чувство братства, единения и «Кидуш Ашем» – освящения имени Вс-вышнего. Многие в этот день впервые в жизни надели тфилин.

Видеозапись молитвы в Синагоге (четверг 21 сентября)

Подготовлена проектом CarlebachLegacy

Второй приезд Карлебаха

Второй приезд Карлебаха в 1990 году организовала американская организация OU. Мы больше знаем ее как самую известную в мире организацию, отвечающую за кашрут, но она занимается и другими программами, в том числе образовательными. И одним из таких проектов стало завершение Свитка Торы в Москве, Киеве и Ленинграде.

В Ленинграде празднество состоялось в «Юбилейном». Зал был полон. Мероприятие состояло из двух частей: концерт реб Шломо (я вновь был переводчиком) и завершение Свитка Торы. Для ленинградцев такое было в новинку. Сойфером, писавшим Свиток, был Авигдор Парнас.

Афиша мероприятия. Благодарим Нину Цивину за предоставленную фотографию

Меня по-настоящему поразили два эпизода. В один из дней нас неожиданно попросили приехать на завод на Васильевском острове близ ДК Кирова. Директор завода, еврей, отмечал юбилей, и сотрудники решили преподнести ему в обеденный перерыв сюрприз. Реб Шломо сразу откликнулся на эту просьбу, мы сорвались с места и помчались через полгорода! Надо было видеть, как работницы завода, в подавляющем большинстве нееврейки, слушали его пение: с глубоким волнением, со слезами на глазах.

И второй эпизод. После своего первого приезда Карлебах со своей группой покидал Ленинград на исходе субботы – в тот вечер как раз начинали молиться «Слихот» (покаянные молитвы, которые читают несколько дней перед Рош Ашана – ред.). Он уезжал в Москву ночным поездом, и время читать «Слихот» застало его и сопровождающих, 10-12 человек, на вокзале. Представьте себе: 1989 год, Московский вокзал, люди спешат на поезда... И тут на платформе реб Шломо в окружении десятка евреев начинает молитву нараспев!.. Поразительно, но не было ни одного недовольного взгляда, ни одного возмущенного слова! Казалось, прохожие кожей чувствовали, что происходит нечто святое. Они останавливались, молча слушали и тихонечко шли дальше. Эти «Слихот» я не забуду никогда.

«My Leningrader Rebbele»

Потом я приехал в США, и мы подружились, я бывал у него в синагоге. Он в шутку называл меня «My Leningrader Rebbele», «мой маленький ленинградский ребе», ведь я тогда был молод. А потом, в 1994 году, Карлебах трагически, скоропостижно умер. Я был на прощании с ним в Нью-Йорке; а похоронили его в Израиле. Уже потом я узнал, как много евреев Шломо Карлебах смог затронуть за живое, привести к тшуве и соблюдению Торы; у скольких он пробудил «еврейскую искорку», ощущение принадлежности к еврейскому народу. Я горжусь тем, что был знаком с этим человеком.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину