04.01.2019
Александр Слободской: «Мне хотелось другой правды»
Режиссер-документалист Александр Слободской недавно отметил 65-летний юбилей и почти сорокалетие профессиональной деятельности.

Слободской известен еврейскому Петербургу как автор документального фильма «Служка» – истории о легендарном шамесе Малой синагоги Зусе Гуревиче, которого, кажется, знают все ленинградские-петербургские евреи. Слободской также автор фильмов «Намеченные к уничтожению» – о евреях в блокадном Ленинграде, и «Выжили, чтобы победить» – о еврейских партизанских отрядах, воевавших в Белоруссии.
Реб Зуся: герой, а не персонаж
Александр Слободской рассказал о том, как создавался фильм «Служка».
– «Служка» для меня был очень важным проектом. В свое время, когда фильм широко обсуждался, я давал на эту тему большое интервью, к которому вас охотно отсылаю. Для меня эта история была важна и тематически, и с точки зрения художественного решения.
Я познакомился с реб Зусей в начале 2000-х во время работы над фильмом «Намеченные к уничтожению» о евреях, выживших во время ленинградской блокады. Он же блокадный ребенок. И в фильме он вспоминает о блокаде. Когда я с ним встретился, у меня сразу возникла мысль: вот бы сделать фильм о таком человеке. Я написал заявку в департамент кино министерства культуры, и неожиданно мою заявку утвердили. Я сам этому сначала не поверил.
Мне было важно показать моего героя в том достаточно закрытом мире, в котором он существует и работает. Все действие происходит внутри Малой Синагоги, там есть только один его выход, когда он идет совершать капарот. Это было довольно сложно художественно, но и очень интересно. Я не знаю подобных работ в документальном кино. Фильм я снимал с замечательным оператором Денисом Смирновым. С ним меня связывает давняя творческая дружба.
Фильм снимали полгода, чтобы захватить как можно больше еврейских праздников. Снимали и ранним утром, когда наш герой с первого поезда выходит из метро на Невском, и поздним вечером, летали на вертолете над районом, где расположена Синагога...
 Реб Зуся Гуревич. Фото А. Слободского, сделанное во время работы над фильмом.
Реб Зуся Гуревич. Фото А. Слободского, сделанное во время работы над фильмом.
Реб Зуся – замечательный человек. Мои коллеги иногда называют своих героев «персонажами», но к ребу Зусе это слово неприменимо. Это был именно герой: когда на такого человека смотришь, общаешься с ним, в сознании возникают образы библейских мудрецов, людей Ветхого завета...
Мои многочисленные русские друзья, посмотрев этот фильм, говорили: «Мы не могли даже представить, что рядом с Мариинским театром существует настолько другая жизнь». Многим людям этот фильм открыл иудаизм, о котором они, естественно, до этого ничего не знали.
Своим фильмом я пытался приблизить еврейский мир к массовому зрителю, объяснить хотя бы часть того, о чем говорит реб Зуся. Для меня было важно, чтобы люди это почувствовали, чтобы у них возникла симпатия к моему герою, к евреям вообще. И, судя по реакции на фильм, мне кажется, что я в достиг желаемого результата.
Фильм «Служка», снятый еще до реставрации Малой Синагоги
Другие еврейские фильмы Александра Слободского
Еврейской теме посвящены также уже упомянутые фильмы Александра Слободского о евреях в блокадном Ленинграде «Намеченные к уничтожению» и картина о еврейских национальных партизанских отрядах «Выжили, чтобы победить».
– Мой отец воевал, мама пережила блокаду, эвакуацию. Работая над этими фильмами, я думал и о них, в молодости сполна хлебнувших «еврейского счастья». Эта тема печальная, но очень важная. Никто до меня в кино в таком ракурсе тему Холокоста не раскрывал. Еще у меня есть немало небольших документальных фильмов на еврейскую тему, снятых в Израиле. Эти израильские фильмы, к сожалению, пока не выложены в Интернете, а «Служка», «Намеченные к уничтожению» и «Выжили, чтобы победить» доступны на YouTube.
Еврей, полетевший на луну
Александр Слободской, как многие советские евреи, вырос в далекой от иудаизма среде и по-настоящему осознал свое еврейство именно в Израиле, оказавшись там в 1992 году.
На гуманитарный факультет университета вход еврею был заказан. Поэтому после школы, будучи на 100% гуманитарием, Слободской поступил в институт Культуры на библиотечный факультет. После окончания института служил в армии, потом, поскольку на работу из-за «пятого пункта» его не брали даже в библиотеку, ему удалось устроиться работать экскурсоводом. И он два года проработал экскурсоводом в Пушкинских Горах.
– Там в то же время работал и Сергей Довлатов, с которым я в ту пору, несмотря на разницу в возрасте, подружился, – рассказывает режиссер. – Но мечта о работе в кино меня не оставляла, и в 1977 году я уехал в Москву и с первого раза (без блата!) поступил во ВГИК, что в то время для еврея было равнозначно полету на Луну.
Александр Слободской учился в мастерской научно-популярного и неигрового кино у знаменитого режиссера Александра Михайловича Згуриди.
– Почему я выбрал неигровое кино? Дело в том, что я из актерской семьи. Мама была замечательной театральной актрисой. Театральная публика до сих пор помнит ее в многочисленных и разнообразных ролях. Папа был эстрадным актером, конферансье, много работавшим еще с молодой Эдитой Пьехой и ансамблем «Дружба». Я хорошо знаю изнутри актерскую жизнь, и мне не хотелось снимать игровое, «актерское» кино. Мне хотелось другой, жизненной правды.
Чем отличается работа режиссера в России и Израиле
– Помните, была в нашем детстве повесть «Школа» Аркадия Гайдара? Так вот, для меня Израиль – была именно школа. Школа жизни. Уехав в 1992 году в Израиль, я открыл для себя много нового, совершенно мне незнакомого. В Израиль ведь приезжает много разных людей со всего света. Я увидел, что мы не единственные в мире – все разные, один думает так, а другой по-другому. Эта возможность коммуникации с разными людьми была для меня очень важна. Это расширение кругозора. Да еще и другой язык... Надо было выучить иврит – я не говорю на нем свободно, но могу объясняться и понимать. И сейчас, когда я приезжаю в Израиль, я себя чувствую как дома.

Я сделал немало фильмов на израильском телевидении, несколько лет работал на русскоязычном ТВ. Делал работы как автор и режиссер и даже сам стал снимать как оператор.

До Израиля я имел только советский опыт работы, и тогда все было по-другому. За тебя все решали, вокруг тебя была огромная студия. А в Израиле – ты один. Израильский опыт приучил меня к большей самостоятельности: раз ты один, ты должен быть всем. Вернувшись в Россию, я стал и продюсером своих фильмов, и деньги находил, и сценарии писал.

В Советском Союзе все было долго, медленно, фильм на 20 минут делался пять месяцев. А в Израиле другой подход к съемкам, к монтажу: более современный, мобильный, интенсивный. Как делается 20-минутный фильм? Три дня съемок, три дня монтажа – и вперед! Это научило меня работать быстро, поэтому, когда я вернулся в Петербург и попал на телевидение, то телевизионный ритм был мне уже знаком, и я сразу смог его принять.

Автономное плавание
Вернувшись в Россию, Слободской сначала сотрудничал с каналом «Культура», потом несколько лет работал на известном петербургском телеканале «СТО», где создал около 30 документальных и научно-популярных фильмов под общим названием «Нобелевское измерение». После закрытия телеканала Слободской ушел в «автономное плавание».

– Как режиссер я себя здесь чувствую комфортно, – говорит он. – В Израиле мне приходилось подрабатывать, делать много всего, чтобы жить. А здесь я ничем другим, кроме своей профессии – режиссура, сценарии, – не занимался и не занимаюсь. И профессиональные заработки позволяют мне жить небогато, но достойно.
«Нас время учило»
Александр Слободской поделился своими ближайшими планами:
– Сейчас я работаю над фильмом о Льве Разумовском – блокаднике, участнике Великой Отечественной войны, скульпторе, художнике, писателе, авторе известной книги о войне и блокаде «Нас время учило». Я был с ним знаком лично (Разумовский скончался в 2006 году), но при жизни, к сожалению, его не снимал. Он был очень талантливый и интересный человек. И писатель потрясающий. Я считаю, что одни из самых сильных прозаических книг о войне, о блокаде написаны им. А я, поверьте, немало об этом времени прочитал. Так что это будет фильм о нем, но без него. Я снимал интервью – воспоминания о нем. Снимал его вдову, дочку, его друзей. Надеюсь в течение полугода эту работу закончить.

Идеальный фильм
В заключение Александр Слободской рассказал о своих реализованных и нереализованных режиссерских мечтах.
– Когда-то у меня была одна мечта, но я понимаю, что сейчас она уже неосуществима. Мне хотелось поехать с какими-нибудь рыбаками на траулере и месяца три-четыре снимать кино про жизнь этих людей. Мне вообще нравится замкнутое пространство. Но сейчас я уже вряд ли захочу так надолго отрываться от дома...

Когда я жил в Израиле, был увлечен личностью религиозного деятеля Русской православной церкви архимандрита Антонина (Капустина). Это был потрясающий человек, он служил там с середины XIX века – 30 лет, и создание «русского Израиля» – это его заслуга. Он был археолог, звездочет, дипломат, ученый. У меня была давняя мечта сделать о нем фильм. Лет десять я готовился к съемкам этого фильма. Полтора года назад мне посчастливилось найти поддержку на его производство, и моя мечта сбылась. Я сделал о Капустине большой полуторачасовой фильм. Это была серьезная, кропотливая, почти энциклопедическая работа.
Есть у меня идея фильма, посвященного теме Холокоста. Имеется даже частично отснятый материал. И я думаю, что после окончания работы над фильмом о Льве Разумовском я приступлю к ее реализации.

Режиссер, сценарист, продюсер член Союза кинематографистов РФ Александр Слободской родился 20 сентября 1953 года. Учился во ВГИКе на режиссерском факультете в мастерской А. М. Згуриди. Работал на киностудии «Леннаучфильм». В 1990-е годы жил и работал в Израиле. После возвращения в Россию сотрудничал с телеканалами РТР, «Культура», «СТО».
Слободской автор более 50 документальных фильмов, среди которых картины о балерине Майе Плисецкой, актрисе Татьяне Дорониной, академике Жоресе Алферове, кинорежиссере Александре Сокурове, поэтах Александре Блоке и Иосифе Бродском.
Елена Янкелевич
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
 190121, Россия, Санкт-Петербург,
 Лермонтовский проспект, 2















