Все проекты
Общину поддержали 30752 раз

Что слышно в Доме Омовения?

На каком этапе реставрации находится здание? Об этом рассказал руководитель проекта Евгений Шабловский. Важно: читатели могут помочь реставраторам, прислав старые фото галерей!

Мы неоднократно публиковали материалы, посвященные реставрации Дома омовения на еврейском кладбище – здания, возведенного 112 лет назад архитектором Я. Г. Гевирцем. Расскажем о том, как дела с проектом реставрации сейчас.

Но сначала – несколько слов о том, как изначально было устроено здание и что в нем происходило век назад.

Изначально к Дому омовения вели четыре входа. Комплекс представлял из себя центральное здание и две галереи с колоннадой по бокам.

Передний фасад здания и галереи сегодня

У каждой галереи были свои ворота. Через центральный вход в Дом омовения вносили покойного. Остальные двери были предназначены для людей, которые пришли проститься. Мужчины и женщины заходили через разные галереи. В специальном зале тело умершего омывали 40 литрами воды. Все приехавшие проститься с покойным ожидали завершения этой длительной процедуры. Потом умершего одевали в специальную одежду, которая обязательно изготавливалась вручную – хоронили, в соответствии с традицией, без гробов. После этого тело выносили в общий Главный зал, где читались молитвы. На балконе находился хор.

Помещение для хора сегодня

Лишь потом умершего несли к месту погребения. После погребения на могиле читали кадиш, и на этом церемония завершалась.

Центральный вход сегодня

О том, на каком этапе реставрации находится сейчас историческое здание, рассказал научный руководитель проекта Генеральный директор архитектурного бюро ООО «Экспертпроект» Евгений Анатольевич Шабловский.

- Евгений Анатольевич, когда вы стали заниматься этим проектом?

- Я живу с ним уже около 20 лет. В начале двухтысячных к нам обратились представители еврейской общины. Мы успели обследовать здание, выявить не требующие отлагательств первостепенные задачи. В первую очередь необходимо было заниматься разрушенной кровлей и укреплять несущие балки. Были произведены некоторые работы, которые финансировал Российский еврейский конгресс; участвовали и члены еврейской общины, в частности, Борис Газарх.
Но времена были сложные, и процесс реставрации надолго остановился.

- А почему кровля пришла в такое катастрофическое состояние?

Существует определенный срок эксплуатации. К сожалению, за все предыдущие десятилетия крыши ни разу не ремонтировались. Кровля из оцинкованной стали – не самый прочный в историческом контексте материал. Если за ней не ухаживать, то разрушения будут неминуемы. Кроме того, вокруг здания много высоких деревьев, с их крон на крышу падали ветки, листья, которые усиливали коррозию. И еще один момент: конструкция крыши в южном мавританском стиле с парапетом не способствует водооттоку, поскольку края не опущены вниз, а как бы загнуты наверх. Из-за этого влага, а наш город щедр на воду, не стекала вниз, а оставалась на поверхности кровли, что еще более усиливало разрушительное действие времени.

До начала реставрации

- Когда, наконец, начались работы по восстановлению здания?

- Фактически мы получали заказ на реставрацию трижды. О первом я рассказал. Второй произошел в начале 2008 года после того, как губернатор В.И. Матвиенко в очередной свой объезд городских районов увидела разрушенное здание. Тогда правительство города и еврейская община объединились для решения вопросов восстановления Дома омовения. Нас пригласили для организации процесса как находившихся, что называется, «в теме». У нас уже был проект восстановления крыши галерей. Его быстро согласовали с КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры), и процесс пошел. Обязательства по финансированию взял тогда на себя Роман Абрамович.

Кризис 2008 года надолго остановил выполнение работ.

С 2015 года огромный вклад (десятки миллионов рублей) в осуществление проекта реставрации вносит бюджет Петербурга.

Со стороны еврейской общины проект курируют главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер и председатель общины М. Д. Грубарг.

- Какие работы выполняются в настоящее время?

- К сожалению, никаких. Работы приостановлены из-за сокращения финансирования в условиях эпидемии.

Задний фасад здания сегодня

- Случались ли необычные ситуации или интересные находки при обследовании и реставрации?

- Когда мы начали работы по восстановлению здания, главной проблемой были пропитанные водой стены. Мы не могли их высушить никаким способом. В результате они сохли естественным образом несколько лет после восстановления кровли.

Главный зал

Во время работы мы руководствовались непосредственно проектом Я. Г. Гевирца, он сохранился, даже с поправками от руки самого Якова Германовича. Но проблема в том, что в процессе самого строительства архитектор отклонялся от утвержденного проекта. Эти изменения, сделанные его рукой поверх плана, мы частично видели на исторических чертежах.

Вход на балкон

Кроме того, во время обследования здания мы обнаружили многие конструктивные детали, сооруженные при строительстве, но вообще не внесенные в чертежи. Были встроены лестницы, перегородки, изменена конфигурация дверей, сложена печка, которой не было в утвержденном проекте. На самом деле первоначальный проект, скорее, напоминал рисунок. А технические нюансы додумывались автором непосредственно в процессе строительства.

Так, Гевирц дважды переделывал внутренние водостоки. С течением времени они оказались полностью забитыми. В процессе реставрации нам пришлось сооружать наружные водостоки по бокам здания.

Наружные водостоки

- Каков текущий этап реставрации, что уже сделано и что осталось сделать?

- Зал ожидания почти готов.

Зал ожидания

Осталось повесить светильники, люстры. Сохранилась, к сожалению, только одна люстра, требующая бережной реставрации. Остальные надо будет заказывать по ее образцу. Как я уже говорил, полностью отремонтированы кровля и фасады.

Отреставрированные кровля и фасады здания

В 60-е годы, во время так называемого косметического ремонта, стены Главного зала с надписями на них текстов из Торы и растительным орнаментом были закрашены зеленой масляной краской.

Орнамент и надписи вверху стен

Сейчас они расчищены, и стоит задача восстановить утраченные буквы.

Ремонту подлежит и уникальный свод Главного зала, по которому идут трещины.

Свод Главного зала

Изначально, когда Я. Г. Гевирц проектировал здание, он предложил свод выполнить в кирпиче. Строительная комиссия, которая принимала проект, указала автору, что конструкция получается тяжелой, а грунты под ней слабые, «плавающие». Было рекомендовано доработать и облегчить конструкцию. Гевирц усилил ее за счет увеличения площади, сделав выносные тумбы по бокам зала. А вес облегчился благодаря легким железобетонным конструкциям стен, выполненным инженерами петербургского товарищества «Железо-Бетон» – одной из наиболее известных и квалифицированных фирм России начала XX века.

Главный зал, вид сверху

- Насколько возможно, на Ваш взгляд, полное восстановление здания?

- Все можно постепенно восстановить. Все технические вопросы решаемы, было бы финансирование!

Сохранившаяся историческая плитка на полу зала для омовения

Кстати, у меня вопрос к читателям – может быть, они помогут нам в воссоздании некоторых утраченных деталей? Дело в том, что по периметру обеих галерей под крышей установлены каменные плиты с текстом. На правой галерее не сохранилась только одна плита, а на левой, к сожалению, наоборот, не хватает всех, кроме одной. Может быть у кого-нибудь сохранились старые фото галерей? Нам бы это очень помогло в точном воссоздании первоначальных текстов.

Правая галерея

Исторические двери в зале для омовения

- Что этот проект значит лично для Вас?

- Вы знаете, за два десятка лет я уже как-то сроднился с ним, «прикипел» что ли... Потрачено столько сил, времени, нервов, что мечтаю только об одном - восстановить, наконец, здание Дома омовения в том виде, в каком задумал его автор Я. Г. Гевирц!

Окно в зале для омовения

Подробнее об истории Дома омовения и ходе его реставрации читайте тут

Беседовала и фотографировала Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину