Все проекты
Общину поддержали 30163 раз

Как мы купили синагогу Кисловодска

Как руководитель ткацкой фабрики стал раввином в Кисловодске и сумел выкупить у владельцев разрушенную синагогу? Почему евреи и чеченцы Грозного выручали друг друга? Читайте путевые заметки Елены Севенард и интервью с раввином Акивой Худонатовым!

В прошлый Суккот мы оказались в Кисловодске.

Мемориал погибшим в Холокосте кисловодским евреям. Родственники - семья Лайвант - Сонькиных

Проходя на пути к городскому рынку по улице Куйбышева, с удивлением увидели возвышающуюся над крышами домов менору.

Зашли. Там оказалась возрождающаяся синагога кисловодской еврейской общины.

На стене помещения библиотеки. Этапы восстановления здания синагоги

Муж, который провел в Кисловодске все детство и юность, никогда не слышал о синагоге и был удивлен не меньше моего. На ее территории была построена Сукка, женщины деловито сновали по двору, подготавливая вечернюю трапезу. Молодые ребята с молитвенниками в руках предложили нам пообщаться с лидером общины - раввином «Бейт-Хабада» Акивой Худонатовым.

Справа - рав Акива Авшалом

Рав Акива Авшалом с энтузиазмом откликнулся, провел экскурсию по зданию, рассказал о себе и своей семье, о возрождении кисловодской общины.

«Достаточно синагоги в Пятигорске»

К сожалению, все архивы Кисловодска были уничтожены в 1943 году, но, благодаря воспоминаниям уцелевших в войну евреев-жителей города и историческим статьям, у нас сложилось понимание истории кисловодской синагоги.

В 1883 году евреи города Кисловодска обратились с прошением к губернатору Северного Кавказа с просьбой выделить землю на строительство синагоги, но был получен вердикт самого государя императора Александра III:

- Достаточно одной синагоги в Пятигорске!

Тогда община обратилась с вторичной просьбой разрешить построить на свои средства дом для раввина с молельным залом, поскольку жителям Кисловодска проблематично было добираться в Пятигорск. Этот вариант устроил власти, и они дали разрешение. В результате общине был продан достаточно большой участок казенной земли до самой реки Березовки, который уже не считался частью города и находился за крепостной стеной. До этого активисты общины совершили подворный обход еврейских домов и собрали пожертвования на выкуп земли. Поскольку Кисловодск уже был курортным местом, основной костяк общины числом около 60 человек составляли музыканты, врачи, фармацевты, бальнеологи, обслуживающие Воды. Из своего небольшого дохода они жертвовали деньги на общее дело.

Здание синагоги. Начало XX века

В 1890 году построенный комплекс назвали «дачей раввина», поскольку сам раввин постоянно проживал в Пятигорске. На участке изначально строили сразу два здания: одно для проживания раввина, второе - молельный дом в мавританском стиле, как это было принято в то время в России. Приезжавший из Пятигорска раввин проживал на втором этаже, а первый этаж занимал шойхет. Между этими двумя зданиями на уровне второго этажа был переходной мостик - застекленная галерея.

В 1924 году первого раввина, уже очень пожилого человека, расстреляли. В 1937 году синагога была реквизирована Советской властью. Раввином тогда был Арье-Лейб Горелик из Любавических хасидов, он погиб в Холокосте.

Как купили синагогу

В 1990-м году началось движение по возврату здания синагоги, но оно затянулось на долгие годы. Здание было перепродано. Тогда возникла идея попросту купить у новых собственников. Но тогда это не удалось: владелец, видя наш интерес, задрал цену запредельно. Тем временем комплекс ветшал. Собственник пытался его переделать и приспособить под гостиницу, но бросил этот экономически несостоятельный проект. Я все эти годы продолжал искать спонсоров, убеждал в необходимости покупки здания и возрождения синагоги. Наконец, в феврале 2019 года с помощью бизнесмена Наума Александровича Бабаева и моего друга Леонида Исаевича Ханукаева сделка состоялась, здание было приобретено на частное лицо. Главный раввин России Берл Лазар и раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган тепло приняли нашу идею и благословили меня возглавить возрождение.

Так начался новый этап жизни Кисловодской синагоги.

Начало восстановления здания синагоги

По словам рава Акивы Авшалома, с которым мы созвонились на днях, и в 2021, год спустя после нашего визита, многое еще не отремонтировано, предстоит немало работы

Фасад, 2020 г.

Первая Сукка

Впервые за долгое время в 2019 году осенние праздники кисловодские евреи отмечали в своей синагоге, правда, в еще полуразрушенных зданиях.

Сейчас приезжает много гостей из Израиля, Германии, отдыхающие в санаториях Кисловодска евреи тоже не проходят мимо. Мы всем рады.

Для меня главное - дать каждому возможность наложить тфилин, помолиться, поучаствовать в соблюдении еврейских традиций, приобщиться к еврейской жизни.

Моя супруга Наара-Элла активно помогает мне во всех начинаниях, организовывает женские мероприятия, организует совместное выпекание хал - «Афрашат хала». Еще у нас есть идея открыть Кисловодский еврейский музей.

Евреи и чеченцы

Родился и вырос я в Грозном. В то время Чечня была совсем другой. Грозный был многонациональным городом, преимущественно русским, чеченцев проживало не больше 20%. Было много армянских, еврейских семей - как горских, так и ашкеназских. В вузах и средних специальных учебных заведениях в преподавательском составе преобладали евреи. Медицина, юриспруденция также были в основном еврейскими вотчинами. Поэтому ощущения, что ты живешь в Чечне, не было совсем - кроме того, что по телевизору показывали изредка передачи на чеченском языке. Был обычный советский город Грозный. В годы моего детства и юности бытового антисемитизма там не было в принципе. Это было связано еще и с тем, что коренное чеченское население хорошо помнило, как в тяжелые для них годы депортации евреи были единственными, кто приходил на вокзал и, несмотря на угрозы стоящих в оцеплении охранников, бросали в товарные теплушки узелки с едой и теплыми вещами. Мои бабушка с дедушкой уроженцы Грозного, и они хорошо помнили эти события. Моя бабушка была в числе тех отважных и сердобольных женщин, которые прибегали на вокзал и передавали несчастным чеченским семьям продукты. По решению еврейских авторитетных старейшин Грозного, ни одна еврейская семья не заняла пустующие дома высланных чеченцев, не присвоила их имущество. Евреи помнили, как сами многократно были в своей истории изгоняемы, подвергались ограблениям, поэтому отвергли предложения властей переезжать в чеченские жилища.

Наоборот, евреи принимали на хранение ценности, реликвии чеченских семей, которые те не могли взять в изгнание. Когда в 50-е годы чеченцам разрешили вернуться, им полностью было все возвращено в целости и сохранности. Поэтому в чеченских семьях культивировались глубокая благодарность и уважение к еврейским землякам. К сожалению, в нынешнем поколении это уже забылось.

Р. Акива Худонатов

Молочные приборы с шелковой ниткой

У нас был свой частный дом - большой, на одиннадцать комнат, с тремя отдельными входами. Там жила вся наша семья: я с родителями и братом, бабушка с дедушкой, мамины сестры и брат. Дом стоял в центре города в районе улицы Первомайской, где еврейских семей было мало, поэтому мы с братом были единственными евреями в школе. Позже между Первой и Второй Чеченскими войнами мне удалось продать по рыночной цене дом, который стоял все эти годы нетронутым благодаря нашим добрым соседям-чеченцам.

Мои родители тоже из Чечни, где с давних пор существовала большая еврейская община. Предки по отцовской линии были из горских евреев, а женская линия - ашкеназская и горско-еврейская. Моя приверженность к соблюдению традиций - от бабушки. Она была соблюдающая; знала, что такое Рош Ходеш, и учила нас с братом, что новомесячье - это праздник, когда нужно по-особому относиться к окружающим. У нас и в советские времена было строгое разделение на кухне на мясную и молочную посуду, мясо покупалось только кошерное. Если такого не было, то бабушка покупала халяльное мясо у мусульман и вымачивала его в соленой воде. Столовые приборы для молочного бабушка перематывала шелковой яркой ниткой, чтобы не перепутать с приборами для мясного. Даже в гости к родственникам бабушка ездила с сумкой, в которую складывала свои кастрюли и вилки-ложки.

Акива, бабушка Севия, брат Акивы Ицхак,1976 год

Акива и его брат Ицхак

Шабат всегда строго соблюдался в нашей семье, газовая конфорка зажигалась с пятницы.

Когда-то в Грозном была шикарная синагога, построенная в начале 20 века, но в 1929 году ее закрыли и перестроили под музыкальное училище.

Правда из радиоприемника и торт из «Столичного»

Мой дядя был ярым сионистом. Он регулярно ловил по радиоприемнику и включал нам «Коль Исраэль», объясняя, что настоящая правда только здесь, а не то, что рассказывают в школе. И мы должны эту правду знать.

Мама - известный в те годы в республике кондитер, победитель многих кулинарных конкурсов. Она работала в фирменном магазине «Столичный», при котором был свой кондитерский цех. Купить торт из «Столичного» считалось престижным.

Директором этого предприятия был Лев Юсефович, известная в теневой экономике Грозного личность. Сырье для магазина поставляли напрямую из Москвы. Лев Михайлович собрал высокопрофессиональный коллектив. Он возглавлял магазин до 1983 года. Мама была у него ведущим кондитером. Папа всю жизнь работал на пуско-наладке газовых установок. Потом, переехав в Пятигорск, он еще несколько лет работал в службе «Горгаз».

Я отслужил в армии, закончил московский институт по специальности «финансы и кредит» и приехал работать на Кавминводы.

Служба в ВС СССР, 1982 год

Туда же в Пятигорск переехали из Грозного мои родители и бабушка, поскольку Грозный превратился в митингующий город, где не было работы и продовольствия.

В 1987 году я женился; моя жена - кисловодчанка. После хупы мы на целый месяц поехали в Ленинград. Моя жена со своей мамой - заядлые театралки, и в былые времена ежегодно приезжали туда. И мы после свадьбы не смогли отказать себе во встрече с любимым городом.

Самый молодой директор

Плотное общение с Кисловодском началось у меня, когда я был руководителем фабрики Художественного ткачества в городе Лермонтове. До этого я работал в Комбинате бытового обслуживания по первой своей специальности «технология швейного производства». Мне предложили возглавить швейное производство на фабрике, но начинал я с низов мастером закройного цеха. Фабрика имела свое ткацкое производство, выпускала жаккардовые ткани для покрывал, но основным прибыльным направлением был пошив верхней одежды из полотняных и трикотажных тканей. Я прошел все этапы от мастера до начальника всего швейного производства и, наконец, директора фабрики. Я был самым молодым руководителем края, как написали обо мне в газете «Ставропольская правда». В 25 лет я стал коммерческим директором фабрики, а в 27 - генеральным директором.

В 90-е моя семья и все многочисленные родственники репатриировались в Израиль, где живут и сейчас. Через несколько лет я вернулся. Я всегда был соблюдающим, но одновременно занимался и бизнесом. Работал в Москве и в это же время начал активно заниматься возвращением здания кисловодской синагоги в еврейскую общину. Двое наших старших детей родились в Израиле, младший в Москве. У старших уже свои семьи, а младший учится в Москве в хедере. Из-за этого мы вынуждены жить на два города и постоянно перемещаться между Москвой и Кисловодском.

Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину