17 октября 2017 / 27 тишрея 5778

29.07.2015

К Вс-вышнему – через пантомиму

Когда-то Григорий Патлас был советским актером, режиссером и мимом. Сегодня р. Цви Патлас – раввин, преподаватель Торы с многолетним стажем, ведущий Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбрадиопередач и видео-уроков. Удивительными историями из жизни и актерскими байками он поделился с нами во время визита в Петербург, где прочитал цикл лекций по иудаизму.

Как я начал работать в Еврейском театре

В 1974 году я, молодой актер, поступил работать в Еврейский театр при Москонцерте. Этот театр стал наследником Госета, созданным по инициативе Заслуженного артиста России Владимира Шварцера (это звание он получил за роль Ленина на идише!). Шварцер написал в ЦК и попросил возродить еврейский театр, дабы «закрыть рот западным клеветникам». В театре работали бывшие актеры Михоэлса. Они по памяти восстановили некоторые старые спектакли и в конце 60-х начали разъезжать по стране со спектаклями на идише.

Нам разрешали выступать в ДК на окраинах города. Собиралась еврейская публика – в основном, люди пожилые. Это для них было праздником, возрождением молодости.

Сам я идиша не знал. Для нас, послевоенного поколения, идиш звучал как немецкий. Но я должен был учить роли на идише наизусть! Мы с женой гуляли по Замоскворечью, она бросала мне реплики, я – отвечал.

Оставил труп жены на сцене…

Однажды во время спектакля в Мелитополе произошел такой случай. На сцене Тевье-молочник произносит пламенный монолог над телом умершей жены: «Голде, сердце!». И вдруг одной из зрительниц стало по-настоящему плохо с сердцем! Что произошло бы в «обычном» театре? Вызвали бы служителя, он бы ее вывел, вызвал скорую... Но это был особый театр! Что делает актер Зюня Каминский? Он оставляет «труп жены» на сцене, берет стакан воды, подходит к женщине… От всеобщего внимания дама раскраснелась, вены у нее расширились, ей стало лучше. И тогда Тевье-Молочник возвращается на сцену и, как ни в чем не бывало, продолжает свой проникновенный монолог: «Голде! Сердце!».

Система Станисавского рухнула у меня на глазах! Актеры должны вести себя так, как будто зала нет, как будто от зрителей их отделяет «четвертая стена». И вдруг оказывается, что в еврейском театре «святое искусство» отступает на второй план, если есть реальная угроза человеческой жизни! Для меня это был первый урок понимания еврейских ценностей.

Отказался пить из сочувствия к еврею

Мне было 24 года, и я должен был впервые выйти в роли городового в спектакле «Тевье-молочник». Городовой приходит вместе со старостой деревни, чтобы выселить Тевье из местечка, где он прожил всю жизнь. Меня загримировали, приклеили бакенбарды, под мундир подсунули большую подушку – «толстое пузо». Я должен был взять у Тевье стакан водки, опрокинуть его, крякнуть, поставить на стол и уйти.

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбПосле спектакля «Тевье-молочник». Григорий (Цви) Патлас слева

И вот идет спектакль. Староста деревни ведет диалог с Тевье, а я сижу с этим стаканом на авансцене. В нем, разумеется, не водка – вода. В воде отражаются, раскачиваются на поверхности разноцветные огни рампы. Сижу я на лавке и думаю: «Вот, на сцене три еврея изображают жизнь. А что здесь делаю я?». И неожиданно для себя я встаю, ставлю нетронутый стакан на стол и ухожу. За кулисами все наблюдали за первым выходом молодого актера. Это был… полный триумф! Все пришли в восторг: «Какая актерская находка, городовой из сочувствия к бедному еврею отказался выпить!». Никто не понял, что со мной произошло нечто серьезное. Лишь позже я понял: в тот момент меня посетили «хирхурей тшува» – мысли о раскаянии.

Конь в кипе

В 1979 году я приехал в Израиль с женой и двумя детьми. Через несколько лет меня пригласили в Хайфский театр. В то время я уже соблюдал некоторые элементы традиции, но не более того. Американский режиссер ставил у нас спектакль по рассказу Толстого «Холстомер». Я был одним из актеров, изображавших табун. Мы скакали на палочках с паклей и ржали, как кони. У меня получалось ловчее, чем у всех, – сказывалась пантомимная подготовка. Однажды режиссер внезапно остановил репетицию: «Мне что-то мешает… Я понял! Цви, подойди на минутку!». Я подхожу. Он мне говорит: «Я тоже еврей, уважаю нашу религию, но мне мешает, что на сцене все кони как кони, а один – в кипе!». Что ж, если еврею из России что-то запрещают, он всегда найдет выход. Кипу я снял, но нацепил много-много заколок. Их не было видно под волосами. Мне казалось, что они вполне заменяют кипу. Через несколько лет, когда я начал учиться в ешиве, в мои руки попала книга гаона из Вильны «Эевн шлема». Там он объясняет, на что похоже человеческое тело: на необузданного коня. Человек с рождения подобен дикому мустангу, и задача всей его жизни – этого мустанга обуздать. Для этого нужен «всадник» – Б-жественная душа. И тогда я понял урок, который невольно преподнес мне американский режиссер: конь не бывает в кипе. В кипе может быть только всадник. Это важно – чтобы всадник управлял конем, а не наоборот.

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

Вдохнул сырой питерский воздух – и признал Творца

В 19 лет, когда я еще учился в Ленинграде на режиссерском факультете, я готовил к постановке пьесу американского драматурга-экзистенциалиста «Антигона» и размышлял над смыслом сущего. Как-то вечером я читал «Вино из одуванчиков» Бредбери, и вдруг у меня возник острый вопрос: «Что такое жизнь?». Я вышел на улицу. Была не то ранняя весна, не то поздняя осень. Я увидел звезды, вдохнул воздух, пропитанный питерской влагой… и вдруг получил свой ответ: «Жизнь – это связь с Ним». Это было потрясающее понимании гармонии мира: все связано со всем, есть Единый, дающий жизнь всему. Но как искать пути к Нему?

Москвичка Мирьям-Ципора Патлас

Поставив дипломный спектакль, я переехал в Москву и за 50 рублей – подарок отца! – купил на черном рынке Библию. Я заперся на трое суток и прочитал ее от корки до корки в надежде, что найду ответы на все вопросы. Но никаких ответов я не получил. Да и то, что понял, понял неверно! Когда у меня родилась вторая дочь, я решил дать ей такое имя, чтобы одновременно почтить память бабушек и «помирить» двух библейских героинь – Мирьям и Ципору. Помните этот рассказ Торы, где Мирьям, сестра Моше, наказана проказой за то, что плохо говорила про Ципору, жену Моше. По крайней мере, так следует из прямого текста Библии.

Итак, в 1978 году появилась на свет москвичка по имени Мирьям-Ципора Патлас! Уже позже я попал на первый в своей жизни подпольный урок Торы, который вел выпускник матмеха Шахновский. Он читал нам Тору с комментариями Раши. Тогда-то я и понял, что, согласно комментариям, Мирьям, наоборот, защищала Ципору, а осуждала Моше за то, что он оставил свой дом, и вот за это она получила наказание от Творца. Так я осознал, что понять Письменную Тору без Устной невозможно.

Джинсовая кипа

В 1978 году нам удалось уехать в Израиль. Прибыл я туда в самодельной кипе – жена сшила ее для меня из своего джинсового сарафана на мое 25-летие. Через два месяца в мою дверь постучали. На пороге стояли двое в черных шляпах. Видимо, их внимание привлекла моя кипа. Они спросили: «Хочешь учиться в ешиве?». «Нет, – удивленно ответил я. – В ешиве готовят на раввина, а у меня уже есть хорошая профессия». Через 10 минут снова раздался стук в дверь. Люди в шляпах вернулись: «Ну, ты подумал?». И тут – тысячу раз прав был царь Шломо, утверждавший, что «жена доблестная дороже жемчуга» – моя супруга сказала: «Неловко, люди специально вернулись, ну сходи ты с ними!». И я пошел.

«Бар-мицва» в 29 лет

Люди в шляпах привели меня в деревню Бейт-Цафафа, где в то время находилась единственная в стране ешива с отделением для русскоязычных. Меня встретил пожилой еврей в потертом пиджаке: «Палтас, ты приехал из Москвы? А ты знаешь, что такое тфилин?» «Да, – отвечаю, – это такая святая вещь в бархатном мешочке». В Москве у меня действительно был тфилин – его мне подарили туристы возле синагоги на Архипова. Я никогда не открывал тфилин, даже дотронуться боялся, потому что понимал: это святая вещь, а я артист, на гастроли езжу, что я буду с ней делать? Перед отъездом я точно так же передал тфилин кому-то около синагоги…

И вот этот пожилой еврей меня спрашивает: «Хочешь исполнить заповедь о тфилин?». Впервые в жизни он надел мне на левую руку и голову тфилин со словами: «Чтобы очистились устремления твоего сердца и мысли в твоей голове, я пишу на тебе святое имя Творца». Так состоялась моя «бар-мицва» в 29 лет. Этот раввин стал моим учителем и наставником на следующие 25 лет жизни. Его звали рав Ицхак Зильбер.

Осел и морковка

Рав Зильбер поддерживал во мне стремление продолжать театральную карьеру. Через несколько месяцев меня пригласили участвовать в иерусалимском театральном фестивале. Я исполнял сразу четыре роли в спектакле «Алиса в стране чудес»: шляпника, ящерицу, королеву карт… На актеров надевались огромные куклы. Режиссер хотел, чтобы королева карт говорила непременно с русским акцентом, произнося свою коронную фразу: «кирту это рошо!» – «отрубите ему голову!». У меня появились ученики – я преподавал пантомиму. Я ставил спектакли на иврите и русском языке, поставил пьесу Введенского со стихами Хармса. Мои выступления на телевидении оплачивались все выше. Но меня не покидало ощущение, что я неправильно живу. Ощущение это появлялось именно в Иерусалиме. В Тель-Авиве, Хайфе все было хорошо, но я чувствовал, что Иерусалим требует чего-то другого. И я пошел учиться в колел. Как только я это сделал – сразу пришло чувство, что я делаю все как надо. До этого я бежал за заработком, как осел за морковкой. А что такое ешива? Ешива – это место, где сидят. Как только осел «садится», морковка сразу попадает ему в рот. В первый же Пурим у меня было 8 выступлений – и на телевидении, и во дворце Президента. Заработок буквально сваливался мне на голову!

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

Пиноккио возвращается к вере

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбЧерез год я перешел в ешиву «Ор Самеах» на полный день. Там преподавал и те самые «черные шляпы», что в свое время пришли за мной: рав Александр Айзенштат и рав Шимон Познер. Меня стали одолевать сомнения – может быть, мне стоит бросить театр? Я обратился к главному галахическому авторитету Израиля раву Эльяшиву с вопросом, можно ли мне и дальше делать спектакли. Его ответ меня поразил: «Спектакли – это что?». Это был человек, десятилетиями учивший Тору, он просто не знал, что такое театр! По его совету, я обратился к главе ешивы «Ор Самеах». Меня расспросили: у вас актрисы выглядят скромно? Женщины не поют? Ну, значит, они как секретарши в нашей ешиве. Можете продолжать! А потом в «Ор Самеах» пришел актер Беер-шевского театра Меер Деланге. Глава ешивы вызвал меня: «Чего ты ждешь? Ставьте спектакль на двоих!». И мы поставили спектакль «Пиноккио хозер бе тшува» – «Пиноккио возвращается к вере». Мы играли вдвоем, меняли маски и костюмы по ходу пьесы… Так и шло: с 9 утра до 7 вечера учеба в ешиве, с полвосьмого до 11 репетиции, в пятницу утром – спектакль в самых разных местах. Устав от такой жизни, я спросил у своих раввинов: «Может быть, я уже могу бросать свои выступления?» Они отвечали: «Не имеешь права!». Потом один из них сказал: «Театр ты сможешь оставить лишь тогда, когда тебе уже совсем невозможно будет этим заниматься».

Как я стал учителем Торы

Настал момент, и я начал давать уроки Торы на русском языке. Когда хлынула большая алия, у меня каждый вечер были уроки в разных городах. В 1991 году мне предложили отправиться в Москву – преподавать в только что созданной ешиве «Торат Хаим». Я попросил совета у своего рава Моше Шапиро. Он сказал: «То, что сейчас происходит в России, очень важно. Ты должен ехать. Но сначала спроси позволения у своей жены». Что ответила жена? «Если рав Шапиро так сказал, как же я отвечу нет?». И в течение 15 лет я работал в таком режиме: три недели в Москве – три недели в Израиле. В 2006 году меня попросили организовать семинар для русскоязычных евреев в Торонто. Через год мне позвонили из США. Великий человек рав Мордехай Ярославец пригласил меня организовать семинар для 2000 человек вместе с другими ведущими русскоязычными лекторами из Израиля.

Издательство «Пардес»

В 2004 году умер наш великий учитель, рав Ицхак Зильбер. Я понимал, что эта утрата невосполнима. Мне хотелось хоть как-то отплатить ему за то, что он подарил мне новую жизнь. И решил продолжать делать то, что делал он. Вместе с моим другом, замечательным переводчиком Александром Кацем мы организовали издательство «Пардес». Первым нашим проектом стал перевод на русский язык Торы с комментариями Рамбана. Параллельно выходили и другие книги, посвященные пониманию сущности еврейской веры. Одна из этих книг – воспоминания рабанит Батьи Барг о подвиге ее родителей, которые в послевоенном Киеве держали подпольный миньян, открыли в своем доме подпольную микву и снабжали весь город мацой. Также у нас вышла книга Кармелы Райт «Плененный ребенок». Это фантастическая, но абсолютно реальная история о еврейском мальчике, которого усыновил бездетный немецкий офицер. Он называл приемных родителей «мутер» и «фатер». Когда офицер погиб на восточном фронте, «мутер» отвела 6-летнего ребенка в концлагерь. Он выжил в нечеловеческих условиях, попал в советский детдом – и чудом вернулся в родную семью, где тайком соблюдали заповеди, а за портретом Сталина был вмурован Арон Кодеш со свитком Торы.

Совсем недавно у нас впервые вышла на русском языке книга великого комментатора Талмуда (13 в.) рабейну Ашера (Рош), его книга «Орхот Хаим» о том, как работать над исправлением своих качеств. Из последних наших изданий – десять уроков гаона рава Мойше Шапиро, раскрывающие смысл заповеди о вере в приход Машиаха.

Раввин-режиссер

Однажды я познакомился с миллионером и меценатом Леви Леваевым. Заговорили о раве Зильбере. Г-н Леваев с восторгом рассказывал о том, что рав Зильбер без конца одалживал всем вокруг деньги, а про одного из своих должников сказал: «Это полный праведник, поскольку вернул мне половину того, что одолжил). Во время этого разговора мне пришла в голову сделать о раве Зильбере фильм. И Леви Леваев дал половину необходимых средств на этот проект! Я снял фильм «Учитель». А потом сделал и второй фильм о рабанит Батье Барг и назвал его «Звезды в ночи». Позже под этим названием вышла целая серия фильмов о великих праведниках, которые, находясь под постоянной угрозой, учили вере в стране безверия.

Еще один мой фильм – «Где ты был, Мотл», про хабадского рава Мотла Лифшица, шойхета и моэля московской синагоги, который тайно делал обрезания на квартирах, прошел Колыму и вышел живым. Я навестил его в Краунхайце. Посмотрев фильм, он сказал: «Цви, давай выпьем Лехаим!». Ему уже шел 91-й год…

Мой последний фильм, который я снимал в пяти странах, – «Если забуду тебя, Йерушалми». Это фильм про гаона из Полтавы, рава Ицхака-Айзика Красильщикова. В 40-е и 50-е годы он, находясь в Москве, писал комментарии на Иерусалимский Талмуд. Я собирал информацию о нем повсюду – искал свидетелей, тех, кто хоть что-то слышал о нем. Отыскал 90-летнего бреславского хасида рава Дорфмана – гаон из Полтавы был его соседом в Малаховке и показывал свою рукопись. Нашел и человека, чей дед учился с гаоном из Полтавы в хевруте. От него не осталось ничего, ни одной фотографии. Даже могилы не осталось – на ее месте давным-давно похоронили других людей. Но сохранился его великий труд! В предисловии автор писал: «Не надеюсь попасть в Израиль, но молюсь, чтобы моя рукопись дошла до еврейского народа». Когда мы издали 10-томник его комментариев, величайшие мудрецы и раввины сказали: «Кто мы такие, чтобы рецензировать труд великого человека, совершившего такой подвиг в советском гейгиноме (аду)?!». Сейчас в США готовится перевод Иерусалимского Талмуда с использованием комментариев гаона из Полтавы. В моем фильме один из людей, расшифровывавших его рукописи, произносит такие слова: «Что остается от великих империй? Ничего. Но под боком у них живет маленький еврей, который посвящает свою жизнь Торе, и он – победитель». В фильме есть кадры, где показано, как печатают его труды в Иерусалиме, как по ним учатся студенты…

Теперь я планирую снять серию картин «Ожившие страницы». Я уже сделал 10-минутную серию об истории Потопа. Снимал я ее в Иерусалимском зоопарке, в титрах так и написано: «В ролях – раввин Цви Палтас и звери Иерусалимского зоопарка». Следующая часть будет посвящена рабби Акиве.

Готовимся к приходу Машиаха

Сегодня я возглавляю русскоязычное отделение колеля «Таарот» в Иерусалиме. Это особое заведение, там изучают те разделы Закона, которые будут актуальны, когда придет Машиах и будет восстановлен Храм. Это, в первую очередь, законы ритуальной чистоты и нечистоты. Здесь же пишется обширный комментарий к разделам Мишны, на которые не существует Гмары.

В чем разница между лектором и актером

Вот уже 19 лет я веду уроки недельной главы Торы на радио «Коль Исраэль». Около 7 лет даю видеоуроки по Пиркей Авот для портала Толдот.ру. По просьбе руководителя международного фонда «СТМЕГИ» Германа Захарьяева подготовил видеокомментарий на все 54 главы Торы.

Мне очень помогает то, что я столько лет осваивал актерское мастерство, режиссуру, сценическую роль. Это дает возможность подавать информацию доступно и в зрелищной форме. Как сказал мой учитель рав Мойше Шапиро, разница между лектором и актером в том, что лектор просто излагает материал, а актер может передать то, что произвело впечатление лично на него, и делать это зримо.

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбРаввин Цви Патлас в Синагоге СПб
Рав Цви Патлас в Петербурге (синагоги «На Тверской» и «Огель Моше»)

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб
Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

С видеоуроками рава Цви Палтаса можно ознакомиться тут

Фотографии рава Цви Палтаса-актера взяты из его автобиографической книги «Как важно чисто прозвучать», которая была издана 10 лет назад крохотным тиражом и, к сожалению, пока что недоступна широкому читателю.



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
17 октября 2017
16 октября 2017
11 октября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011