22.01.2023
«Он говорил, что наше дело – трубить в шофар…» Памяти рава Элазара Нездатного
На исходе прошлого шабата, 14 января, на кладбище Бейт-Шемеша (Израиль) был похоронен рав Элазар Нездатный – раввин петербургской общины «Мигдаль Ор». К 7-му дню публикуем подборку воспоминаний о нем. Воспоминания прислали те, кто учился у рава Нездатного, работал с ним бок о бок, был в его общине. Те, кто его знал и любил.
Р. Меир Фомичев
Раввин, представитель общины «Мигдаль Ор»
Я знаком с р.Элазаром почти 30 лет. Из них около 20 лет мы проработали бок о бок в школе, а затем и в общине «Мигдаль Ор».
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Могу сказать, что это был человек, на которого можно было положиться. Ты всегда знал, что есть человек, у которого есть выход из любой ситуации, кто знает, как поступить. Как правильно поступить с точки зрения Торы без компромиссов и допущений.
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Его влияние на общину (я думаю – на всю общину Петербурга) было колоссальным – и когда он был с нами, и когда он был дома в Израиле. Всегда ощущалось, что он незримо присутствует, и надо соответствовать этому присутствию, держать планку.
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Все ждали, когда он приедет, расскажет новости, поделится своим взглядом на текущие события. Его оценка событий всегда была важна. Выборы, международные конфликты – у него всегда была позиция с точки зрения Торы. Все ждали этой позиции, чтобы соотнести свой взгляд с его мнением.
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Он был большим любителем истории. Хорошо в ней разбирался. Особенно еврейской истории. Начинал свои уроки всегда с рассмотрения исторического фона событий. Считал, что невозможно понять написанное в книгах без осознания исторической канвы.
Р. Элазар всегда говорил, что его дом – Земля Израиля, и он всем всегда советовал связать с ней судьбу. Для него жизнь вне Эрец Исраель была немыслима. От походов по историческим местам до хороших ресторанов – все в ней доставляло ему радость. Он и нас научил особенному, трепетному отношению к Земле Израиля.
За годы работы у него появилось огромное множество учеников во многих уголках земного шара. Он мог расположить к себе и высоколобых интеллектуалов, и простых людей, только-только начинающих свой путь в познании Торы. Да, он был для своих учеников отцом, которому всегда можно было позвонить и спросить совета в любой жизненной ситуации. С его уходом мы ощутили, что такого человека больше нет, оборвалась нить. Нам всегда будет его не хватать.
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Он часто говорил, что наше дело – трубить в шофар. Кто услышит – придет. Будем по мере сил продолжать его дело – трубить евреям Петербурга и не только.
Р. Давид Баргман
Раввин, представитель общины «Мигдаль Ор»
Уход р. Элазара Нездатного – невосполнимая потеря для еврейской общины Петербурга. Р. Нездатный был разносторонне образованным человеком, и его занятия привлекали слушателей высоким интеллектуальным уровнем.
Пурим в «Мигдаль Оре». Р. Нездатный и р. Баргман
Мне посчастливилось не только работать в замечательной школе и в общине Мигдаль Ор, созданной и руководимой р. Элазаром, но и несколько лет учиться с ним в хевруте.
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Многие выпускники школы расстались с нами, но остаются членами общины, в которой усилиями р. Элазара всегда была дружелюбная и интеллигентная атмосфера. Р. Нездатный много помогал людям, оказавшимся в различных тяжелых ситуациях, он был уважаем и любим всеми, с кем работал и общался, мы всегда будем помнить его.
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Лариса Ивановна Щетинина
Много лет была завучем школы «Мигдаль Ор»
Школьных фотографий много, но рав Элазар не очень любил фотографироваться. В конце учебного года он приезжал, и делался общий снимок. У рав Элазара в кабинете висело 19 таких фотографий: столько выпусков сделала эта замечательная школа.
В школе «Мигдаль Ор»
В школе «Мигдаль Ор». 1999 г.
Добротой и юмором были пронизаны стены школы, которую организовал ее замечательный директор. Основная задача, которую поставил перед собой рав Элазар – дать не только очень хорошее образование, но и воспитание, изучая еврейские традиции и иврит.
В школе «Мигдаль Ор»
Ученики, учителя и родители любили школу и, конечно, ее директора, память о котором сохранится в наших сердцах.
Главный раввин Петербурга Менахем-Мендел Певзнер
Я знаком с равом Нездатным больше 30 лет. Его вклад в развитие еврейства в нашем городе огромен. Скольким людям он преподавал, скольких привлек к изучению Торы и соблюдению заповедей! Огромное количество его учеников, живущих сегодня в разных странах мира, говорит само за себя.
Его главной целью было создать школу, в которой дети будут учиться, и общину, которая будет помогать людям. Он был целиком сосредоточен на этой цели и не позволял ничему постороннему его от этого отвлекать. Дай Б-г, чтобы он был просителем за нашу общину на Небесах, и чтобы его заслуги приблизили приход Машиаха!
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Элиша (Алексей) Орелович
Посещает общину «Мигдаль Ор» и участвует в ее жизни на протяжении нескольких лет
«Это для хозяина!»
Эту замечательную историю мне рассказал сам рав Элазар.
Приезжает он из Финляндии в 1992 году с пачкой спонсорских долларов. На эти деньги тогда, казалось, можно было всю страну купить! На Сенную, где царили разруха и «поле чудес», стихийно «выкидывали» самые неожиданные товары. Однажды продавали красную рыбу в ящиках, выстроилась километровая очередь. А рав Элазар как раз спешно искал, где закупить продуктов к Песаху на всю школу.
Он подходит, такой бодрый и модный, и заявляет:
- Мне, пожалуйста, все!
И тут же чувствует на себе злобные, раздраженные взгляды. Еще того гляди побьют. Нужно срочно оправдаться!
Рав Нездатный обводит очередь взглядом и заговорщицки произносит:
- Это для хозяина!
Все с пониманием кивают и расходятся. Ясное дело, человек подневольный, на службе у «братка»…
«А я потом понял, что даже не соврал, – завершил свой рассказ рав Нездатный. – Действительно для Хозяина, Ашема!».
«Экспозицией я не впечатлен!»
Как-то раз рав Нездатный отправился в Эрарту на выставку. А был он, по своему обыкновению, в берете. И тут к нему подошла женщина и начала задавать вопросы по современному искусству.
«Видимо, решила, что раз я в берете, то разбираюсь», - пошутил рав Нездатный, рассказывая мне эту историю. В общем, он начал отвечать даме на вопросы, собралась небольшая толпа – и минут 10 раввин, как заправский экскурсовод, рассказывал публике о современном искусстве.
«Но экспозицией я не впечатлен!» - отметил рав Нездатный.
Как рав Нездатный приучил «Мигдаль Ор» к хорошему виски
Однажды, вдохновленный поездкой в Шотландию, рав Нездатный заявил:
- Все, виски blended я больше не пью!
И подробно мне объяснил, чем один сорт отличается от другого.
На следующий шабат после его отъезда я заявляю:
- Не хочу blended, хочу single malt!
Народ начал смеяться:
- Ну ладно рав Нездатный, но ты-то, Элиша, что в этом понимаешь?
Устроили мне слепое тестирование с четырьмя сортами виски – и я отличил их все!
После этого в Мигдаль Оре так и повелось: дешевый виски застаивается долго, а хороший выпивается враз. Вот так рав Нездатный приучил «Мигдаль Ор» к хорошему виски.
Лаг Баомер в общине «Мигдаль Ор»
Из архива общины «Мигдаль Ор»
Илья Минский
Преподаватель иврита, выпускник школы «Мигдаль Ор»
Вообще-то, ни в какую еврейскую гимназию я не хотел. Моя 397-я школа была далеко не пределом мечтаний, но она находилась в соседнем доме, а это значило, что я не опоздаю на первый урок, даже если встану в полдевятого. Кроме того, к началу 90-х я плотно подсел на компьютеры и немалую часть времени зависал по знакомству в разных НИИ с ОКБ, где имел доступ аж к IBM PC XT. Иными словами, жизнь моя не располагала к переменам.
Все началось с приходом в школу нового директора. В духе рыночной экономики он решил запустить в старших классах четыре параллели, три из которых были платными. Четвертую же предполагалось сделать неким отстойником для двоечников и нищебродов, к последним из которых относился и я. Не имея возможности оплачивать обучение и отчаявшись увидеть содействие с моей стороны, родители принялись сами подыскивать для меня новую школу. К моему удивлению, их взгляд все чаще падал на объявления от расплодившихся в те годы еврейских учебных заведений.
К своему еврейству на тот момент я относился примерно как к рудиментарному хвосту: мне оно совершенно не нравилось, но и возможности безболезненно избавиться от него я тоже не видел. Одно время бродила в моей голове мысль креститься, и я сдуру поведал ее бабушке, чем привел ее в дичайшее возмущение, заодно узнав и новое для себя слово «выкрест». Вскоре я предпринял попытку прочитать Библию в синодальном переводе, что весьма быстро охладило мой интерес к христианству: больно уж скучным и переполненным странных имён показалось мне тогда это повествование.
От первой предложенной мне еврейской школы я смог довольно легко отвертеться. Дело в том, что располагалась она, по словам нашедшего это объявление деда Исаака, в Большой Хоральной Синагоге, точнее – в ее подвале. Я живо представил себя сидящим на жесткой деревянной скамье за поеденной жучками партой, в кепочке, из-под которой выбивались пейсы. Все это происходило в сыром и холодном подвале давно не ремонтировавшейся синагоги. Описанные на семейном совете в самых ужасающих подробностях видения и стали моим главным контраргументом. Родители сдались почти без боя: ну кому понравится полдня сидеть в старом подвале?
Однако уже через месяц отец набрел на объявление от другой еврейской школы – гимназии со странным называнием «Мигдалёр». Отвергать второе подряд предложение сходу я счел недальновидным и согласился сходить на день открытых дверей. Двухэтажное здание на берегу Фонтанки было похоже на что угодно, только не на школу. Раздевалка, скорее, напоминала театральный гардероб, а в коридорах стояли кожаные диваны. Среди всего этого великолепия расхаживали бородатые дяденьки в черных костюмах и самых настоящих шляпах, из-под пиджаков же у них свисали какие-то непонятные белые веревочки. В ожидании нашей очереди к директору школы я выстроил целую гипотезу об их природе: мне они представлялись декоративными плетьми, которыми учителя ритуально наказывали нерадивых учеников. Ну а что тут поделаешь? Дань многовековой традиции!
Вскоре нас позвали. За столом в кабинете сидел еще один бородатый дяденька в костюме и шляпе. К моему удивлению, он заговорил с нами по-русски (я уж было готовился к роли переводчика, все-таки английская спецшкола). Он что-то рассказывал моему отцу, а я, будто привороженный, пялился на директорский стол. На нем стоял, вы не поверите! Самый настоящий IBM PC/AT-386 – новейший по тем временам компьютер. В тот момент из моей головы вылетели все шляпы и веревочки, я был готов даже огрести ритуальной плетью за возможность часик просидеть за этим чудесным компьютером.
- Ну а у тебя, – вырвал меня из лап кибернетических грёз голос директора школы: – у тебя есть какие-нибудь вопросы?
- Да! – честно ответил я: – Это у вас IBM PC/AT?
- Это 386-ой, – сказал он так, будто это был телевизор «Горизонт», а не чудо инженерной мысли, – На втором этаже у нас целый класс таких.
И все! В тот момент я и понял, что хоть тушкой, хоть чучелом, но обязан попасть в эту школу.
Молодой рав Нездатный и тот самый компьютер
Перепечатано из соцсетей автора с его разрешения
Анна Бродоцкая
Редактор jeps.ru
Рав Нездатный, светлой памяти был на бар-мицве моего сына Левы. Какой подарок может сделать на такую дату известный раввин? Сидур, хумаш? А вот и нет! Рав Нездатный подарил Леве японские ножики - кунаи. Восторг, мечта любого 13-летнего мальчишки! Лева долгое время с ними просто не расставался! Мне показалось это глубоко символичным. Благочестивых слов и подарков на бар-мицве всегда много, ребенку говорят о новом этапе в жизни, об ответственности... а рав Нездатный как был сказал Леве: конечно, ты вырос – но не совсем! Ты имеешь право на детство, ты можешь радоваться жизни и делать то, что тебе нравится, оставаясь при этом хорошим евреем. В этом был весь рав Нездатный.
На бар-мицве Лейба Трескунова. 2016 г.
На бар-мицве Лейба Трескунова. 2016 г.
На бар-мицве Лейба Трескунова. 2016 г.
Михаил Малышев
Преподаватель английского языка, работал в общине «Мигдаль Ор»
Познакомились мы с равом Нездатным в 90-е годы, он тогда заведовал школой «Мигдаль Ор». Потом при ней открылась ешива, в которой я и преподавал английский, а параллельно и община образовалась.
Как начальник и старший товарищ р. Элазар был выше всяких похвал. Ну а потом, когда в нулевые школа закрылось, осталось только общение. Он был организатором и главным локомотивом семинара, который мы шутливо называли «иудео-христианским» - разумеется, не в буквальном смысле. Просто собирались люди – философы, историки, архивисты, лингвисты, etc. – среди которых были как иудеи, так и христиане. Обычно читались доклад и контрдоклад, потом шло обсуждение. Доклады были весьма разнообразные – например, о колеснице Иезекииля, Иове и много о чем еще: о неоплатониках, о церковно-государственных подходах к «еврейскому вопросу» в Синодальный период, и т.д. и т.п., ну и все участники периодически выступали, включая вашего покорного слугу (на этносемиотическую тему). Уверен, все причастные немало приобрели.
Р. Элазар, помимо своей деятельности в качестве директора школы, главы ешивы и главы общины постоянно изучал источники и много писал. В последние годы особенно много занимался Иовом – рад и горжусь, что его книга, вышедшая в прошлом году, у меня есть с дарственной надписью.
Но мало того – он умел делать так, чтобы все было не внапряг, а в радость, а это редкое умение.
Можно было бы еще много сказать, но что уж теперь. Соболезную родным, близким и всем нам.
Исход Йом Кипура. На кухне р. Элазара, 2014 г.
Р. Айзик Рохлин
Петербургский художник и преподаватель Торы
В 1993 году раву Нездатному рассказали, что я умею оформлять спектакли, и он попросил меня подготовить декорации для пуримшпиля. Мне предстояло разрисовать большие двухметровые призмы, обтянутые бязью. Когда рав Нездатный со старшеклассниками принесли мне эти конструкции в мою мастерскую на Свечном, там стояла по колено вода. Такое у меня случается ежегодно: по весне в мастерскую приходит Нева. Я встретил их в резиновых сапогах. Мальчишки были в ужасе:
- А как вы будете рисовать?!
Я ответил: как вода пришла, так она и уйдет.
Рав Нездатный спокойно посмотрел и согласился: «Да, и вода уйдет». И сам ушел.
Я сделал костюмы, добыл солдатские кепки, мы одели «амалекитян» в военную форму…
А когда я пришел за зарплатой, мне выдали гораздо больше денег, чем договаривались.
Я пошел разбираться к раву Нездатному.
А он пожал плечами:
- Мы – лишь кассиры, а зарплату выдают Сверху, так что забирайте. И спасибо вам за то, что вы для нас сделали!
В первый и последний раз в жизни мне заплатили больше, чем обещали.
Те самые декорации
Дина Барташ
Когда я приехала в Израиль 23 года назад, был четверг. Приехала я тогда в общежитие Неве Иерушалаим в русское отделение, которое находилось в Иерусалиме в районе Хар ноф. Приехала одна, мне было на том момент 18 лет. Близких родственников в Израиле у меня нет, только знакомые, друзья.
Я тогда не совсем понимала, что это конец недели и что в общежитие на Шабат почти никто не остается и нужно было думать, что делать. В пятницу выпал снег. А снег в Израиле – это почти стихийное бедствие. В ту пятницу Рав Элазар, который жил в Тельзтоне, приехал за мной на машине в Неве Иерушалаим и отвез к себе домой на Шабат. Так я провела свой первый Шабат в теплой семейной обстановке в семье Нездатных. После шабата рав Элазар также отвез меня на машине обратно в общежитие, хотя оттуда в Иерусалим ходят автобусы.
Вот такой был наш рав Элазар. Он сделал это от чистого сердца, я его ни о чем не просила, но он думал о других людях больше, чем о себе, и часто помогал в сложных ситуациях. Зихроно ливраха
Элишева-Зина Шапаринская-Пинская
Это воспоминание, очень важное для всей нашей семьи. Это было в 1995 году. Я одной ногой была уже в Израиле в свои 19 лет. Но мне было очень больно, что моя младшая 13-летняя сестричка остаётся в очень антисемитской школе Выборгского района. Старшая сестра натерпелась там, я натерпелась, а младшей они сказали, что аттестата тебе не видать. У нее всегда был яркий буйный характер, часто резала учителям в лоб правду-матку. Учителя в долгу не оставались - завалили её двойками. Родители ничего были заняты на работе и голова болела только о том, как прокормить семью в те непростые годы. А я как раз познакомилась с организацией при Мигдаль Оре, которая набирала девушек для поездки в Израиль, в Неве Иерушалаим. При разговоре с руководителем я посетовала, что моя сестра в плачевном положении. И тут мне предложили привести ее в недавно открывшуюся школу «Мигдаль Ор». На следующий день я с сестрой сидела напротив рава Элазара Нездатного.
- Здравствуйте. Это моя сестра
- А где родители?
- Родители на работе
(Рав улыбнулся)
- У нас надо пройти вступительный экзамен. А из какой школы сестра?
- Из такой-то
- Что?! Там есть еще еврейские дети?! Я там проучился два года, и родители забрали меня из этого ужасного заведения. Я беру сестру без всяких экзаменов! Она зачислена!
Сестра закончила школу Мигдаль Ор. Несмотря на свой строптивый характер, получила хороший аттестат. А позже рав Элазар за три дня оформил все документы для хупы моей сестры.
28 лет назад мы с сестрой сказали: «Здравствуйте, рав Нездатный!»
А в прошлый моцей шабат сказали: «До свидания…»
Александра Стрельцина
Я благодарна Рав Элазару за то, что он подарил мне и другим детям тогда, в 90-е. Это была не просто школа с названием «Мигдаль Ор» – это была семья и действительно маяк («Мигдаль Ор» в переводе с иврита означает «маяк») в мраке полного незнания своих корней и традиций. Рав Элазар сделал эту школу такой, какой она была. Он был мудрым наставником.
И еще немного фотографий
Хупа Ильи Липецкера
Это первая свадьба, которую рав Нездатный проводил в Израиле. Иерусалим, 2014 г.
Фото предоставил Илья Липецкер
С хупы Бограчевых
Фото из архива семьи Бограчевых
Фото из архива Киры Требич
Фото из архива общины «Мигдаль Ор»
Фотографии из вестника «Швут Ами» 1989-1990 гг.
Рав Нездатный среди студентов и преподавателей йешивы «Швут Ами» в Иерусалиме.
Благодарим сойфера Авраама Борщевского за присланные фотографии.
Кладбище в Бейт-Шемеше (Израиль), где похоронен рав Нездатный
Фотографии самой могилы у нас пока нет
Навсегда в нашей памяти!
Фото Ильи Иткина
От редакции
Хотите тоже поделиться воспоминаниями и фотографиями? Еще не поздно. Присылайте на [email protected], добавим в эту публикацию.
Уроки и книги рава Нездатного
Ссылки подготовила Sveta Skibinsky Raskin
Десятки лекций по книгам ТаНаХа, еврейской истории, аудиоуроки по трактату Пиркей Авот, цикл по трудам Рамбама.
Онлайн-школа еврейских знаний
Воздаяние. Что говорит нам об этом Тора?
Книги
Коэлет / Экклезиаст с русским переводом и комментарием
Книга Иова с русским переводом и комментарием
Над этой книгой рав Нездатный работал, уже будучи тяжело больным
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2