Все проекты
Общину поддержали 29701 раз

Петербургский предприниматель установит памятник расстрелянным евреям Дубоссар

Петербуржец Аврам Гольденберг готов финансировать установку памятника на месте расстрелов евреев дубоссарского гетто, где фашисты в 1941 году убили 18 500 евреев. Его цель – привлечь внимание к этой не самой известной странице истории Катастрофы на территории СССР.

Сведения о родственниках, погибших в Холокосте, приходят к каждому из нас разными путями. Иногда, кажется, без целенаправленных усилий с нашей стороны.

Когда сыновья предпринимателя Аврама Гольденберга стали взрослыми людьми, ему захотелось, чтобы и он сам, и его дети знали, «откуда они». И Аврам принялся за составление генеалогического древа. Посещал архивы, делал запросы – ему удалось дойти до XVIII столетия. Изучая судьбы предков, Гольденберг отдельно отметил военное поколение – тех, кто не оставил после себя потомства. Он знал, что два брата его матери – Шмил и Давид – погибли в первые дни войны.

В бессарабском селе Кобыльня, откуда родом мать Гольденберга, была целая община евреев-родственников по фамилии Фихман. Вот оттуда-то целых десять человек призвали в советскую армию. Среди них были дядья Аврама.

Через родных Аврам узнал, что братьев матери расстреляли немцы.

Петербуржец Аврам Гольденберг хочет установить памятник евреям ДубоссарАврам Гольденберг у мемориальной доски с именами погибших дядь

Фашисты догнали мобилизованных и беженцев, которые двигались одной колонной в сторону Одессы. Об этой трагедии, случившейся недалеко от Григориополя, рассказал Гольденбергу один из ее очевидцев – ему удалось сбежать от немцев. Эту информацию Аврам получил в еврейской общине Дубоссар. Там ему и показали мемориал, воздвигнутый на месте расстрела дубоссарского гетто. Увиденное потрясло Гольденберга.

Здесь фашисты уничтожали людей, свезенных из разных мест Молдавии и Украины. Убили около 18 500 человек – по самым скромным – неточным – подсчетам. Немцы действовали по обычной «методике»: проводили для начала «золотой шмон» – отнимали у людей все ценности, выдергивали клещами зубы с золотыми коронками. Потом убивали – разрывными пулями, которые вырывали из тел куски мяса. Матерям приказывали держать грудных младенцев на вытянутых впереди руках: особой ловкостью считалось застрелить мать и дитя одной пулей...

Вот что рассказывает о тех страшных днях свидетель расстрелов Николай Самойлович Хворостян: «Одна русская семья спрятала нас в подвале. Но кто-то выдал. Мать, отца, меня (мне тогда было четырнадцать лет) и шестерых старших сестер посадили под замок на табачной фабрике. Продержали месяц, морили голодом – знали, что мать и сестры – коммунисты... нас пригнали к ямам. Строили по три человека в ряд и стреляли. Родители погибли вместе. Сестер Злоту и Пейсу немцы увели накануне вечером. Изгалялись над ними, а на рассвете повесили. Потом их скинули в одну из ям. Меня поставили между сестрами Любой (с грудным ребенком на руках) и Женей. И выстрелили... Я очнулся глубокой ночью. Ныла спина. Видимо, пуля, чиркнув, только задела, но не вошла в тело – поэтому и остался живым. Под трупами, в вязкой крови, нечем было дышать. Осторожно стал выбираться. Вокруг ямы было скользко от крови, валялись пальцы и куски мяса – это от разрывных пуль. Кинул последний взгляд на родных. Казалось – сейчас сойду с ума. Кроме меня, спаслось в ту ночь еще шестеро оставшихся в живых. Мы разбежались в разные стороны и больше никогда друг друга не видели». Николая Хворостяна, рискуя собственной жизнью, укрыл местный житель. Потом его удалось переправить в Одессу. Кроме него, войну пережили еще двое «недострелянных» в тот день, когда фашисты уничтожили в районе полутора тысяч молдавских евреев...

Мемориал выглядит странно: территорию кирпичного завода, где фашисты расправлялись с «врагами рейха», оградили. На площади двадцать на четыреста метров пометили одиннадцать шестнадцатиметровых рвов, в которые сбрасывали тела. Над оградой высится менора, которая заслоняет вид на «типовой» гипсовый памятник советскому солдату с двумя спасенными им детьми, с которыми воин скорбит об ушедших.

Петербуржец Аврам Гольденберг хочет установить памятник евреям ДубоссарВот так выглядит памятник сегодня

Советские солдаты спасали в войну детей. С этим никто не собирается спорить. Но на этом месте недалеко от Дубоссар не советские солдаты вызволяли из беды малышей, а фашистские каратели убивали евреев. Так что памятник явно неуместен. На территории мемориала два раза в год косят траву. И все... Больше ни на что денег местные власти не выделяют.

Петербуржец Аврам Гольденберг хочет установить памятник евреям Дубоссар

Аврам Гольденберг хотел бы установить на месте расстрела статую «Реквием», автор которой – молдавский скульптор Лазарь Дубиновский. Статуя называется «За что?». Это фигура в талесе. Но под талесом нет человека. Скульптура – памятник убитому еврею, от которого физически не осталось ничего, кроме нашей памяти.

Петербуржец Аврам Гольденберг хочет установить памятник евреям Дубоссар«За что?» Эскиз Лазаря Дубиновского на бумаге

Петербуржец Аврам Гольденберг хочет установить памятник евреям ДубоссарПроект мемориала, включающего в себя скульптуру

К сожалению, Лазарь Дубиновский не дожил до наших дней. Но его родные готовы предоставить его творение. Скульптура пока существует в гипсе. Гольденберг хочет, чтобы ее отлили из чугуна. Статуя должна быть высотой 2,5 метра. И стоять на пьедестале такой же высоты.

Чтобы проект удался, одних финансовых вложений недостаточно – необходимы организационные усилия, переговоры с муниципальными властями Дубоссар... Аврам Гольденберг просит откликнуться всех, кто готов помочь. Пишите на электронный адрес [email protected]

Мария Конюкова


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину