10.01.2020
Книга о евреях, потянувшая за собой остальные
19 января в Синагоге состоится встреча с исследователем петербургского фольклора Наумом Синдаловским «300 лет с Петербургом. Евреи в городском фольклоре». Мы побеседовали с Наумом Александровичем, чтобы узнать, что такое петербургский фольклор и как он соотносится с историческими фактами.
- Несколько лет назад я задумал цикл книг о фольклоре представителей разных наций, проживающих в Петербурге. Для нашего города это особенно актуально. Это западный город, его строили всем миром, он всех переварил и превратил в петербуржцев.
И начался этот цикл с книги о евреях, вышедшей в 2014 году. Изначальное название было: «Триста лет с Петербургом» - аллюзия на «Двести лет вместе». Но издатели сочли это провокацией и поменяли название... Получилось то, что получилось: перевранная цитата из Пушкина - «И смех, и слезы, и любовь».
Почему я начал с евреев? Потому что первым вице-канцлером Петербурга был Шафиров, первым обер-полицмейстером – Девиер. Евреи внесли более чем значительный вклад в петербургскую культуру, архитектуру, литературу. Взять хотя бы двух великих Иосифов – Мандельштама и Бродского. Евреи заняли достойное место в жизни Петербурга-Ленинграда – вплоть до спорта! Вспомним «дважды еврея СССР» - футболиста Левина-Когана.
Книга о евреях потянула за собой и другие книги о петербургской этнографии. Сначала вышла книга о финно-шведском фольклоре. Затем – о петербургских поляках. Сейчас у меня собран материал для книги о французах – ищу для нее издателя.
Как я начал заниматься фольклором
Это произошло вдруг. Можно сказать, что на меня свалилась неожиданная удача. Я читал лекции по истории Петербурга, и в одной из них обнаружил непростительную ошибку. Оказалось, что всед за советскими справочниками я врал слушателям об одном из памятников архитектуры. Кстати, находится этот памятник близ Синагоги, на пл. Репина. Это верстовая пирамида – по Фонтанке в былые времена проходила граница города. Везде было принято указывать, что эта пирамида связана с правлением Екатерины II - якобы она ехала в Петербург, чтобы взойти на престол, и по пути остановилась, дабы принять присягу Измайловского гвардейского полка. На одной из граней пирамиды якобы находилась посвященная этому событию памятная доска. Но я прочитал серьезное историческое исследование, из которого следовало, что эта история не соответствует действительности. И что мне было делать? Признаться уважаемой публике, что соврал? Обойти эту неловкую ситуацию молчанием, как любили делать в советские времени? Выход нашелся. Я назвал эту историю легендой. Это была счастливая мысль. С тех пор я стал приводить и исторические факты, и эту легенду. Ведь легенда не противоречит исторической правде: она украшает ее, делает запоминающейся.
Это и была первая записанная мною легенда. Дело было около 1980 года. С того момента и до издания своей первой книги я собирал фольклор 15 лет.
«Мой нюх превратился в собачий»
Петербургский фольклор не спутаешь ни с каким другим. Он уникален, его особенность – конкретные исторические и географические меты. Я собрал его весь. До меня этим никто не занимался. Где я искал материал? Петербург – город пишущий. Написаны миллиарды страниц. Множество единиц фольклора я нашел в текстах: это краеведческие книги, исторические романы, рассказы петербургских писателей. Во времена, когда Интернета еще не было, все приходилось копать вручную.
Чтобы находить фольклор, надо уметь слушать и слышать. Фольклор многогранен: это фразеологизмы, частушки, аббревиатуры, анекдоты (вся история Петербурга отражена в анекдотах!)... В своих книгах я всегда называю «дарителей» фольклора. Иногда человек обнаруживает в книге свою фамилию – и удивляется: он даже не помнит, что что-то важное сказал. А я запоминаю и записываю.
Собирать фольклор - огромный труд. Со временем у меня выработался нюх, а потом этот нюх превратился в собачий. Я стал чувствовать, где надо остановиться и перечитать. Я умею отличать, где правда, а где легенда; где истинно петербургский анекдот, а где анекдот со страницы желтой газеты.
«А нельзя то же самое сделать для Москвы?»
После того, как в 1994 году вышла моя первая книга, со мной связались москвичи и спросили: а нельзя ли сделать то же самое для Москвы? Нельзя, ответил я, потому что для этого надо бросить Петербург и 15 лет заниматься Москвой!
Кстати, книга эта переиздавалась 17 или 18 раз и до сих пор находится в топе продаж. Значит, людям это нужно. Ведь, как я уже сказал, фольклор не противоречит истории, а украшает ее, делает более выпуклой.
«Не придумал ли это все Синдаловский?»
Обо мне нередко пишут в прессе, и на 99% отзывы положительные. Но самый первый отзыв на мою книгу был такой: «А не придумал ли все это Синдаловский?». Тогда было очень обидно. А сейчас я понимаю, что это комплимент: какую недюжинную фантазию и изобретательность надо иметь, чтобы придумать тысячи единиц фольклора!
На момент создания первой книги у меня было собрано 600 единиц фольклора. А сегодня в моей картотеке 12 000 единиц. Я подарил все это Петербургу.
Я начал свою работу с нуля, а те, кто ее продолжат, начнут с 12 001-й единицы.
Из последних фольклорных находок
Совсем недавно из уст директора музея в Петергофе Елены Яковлевны Кальницкой (я всегда ссылаюсь на носителей фольклора!) я услышал легенду, которая связывает крылатое выражение «С корабля на бал» с Петербургом. Из дворца в Петергофе выходил канал, который вел ко взморью, и Петр, прибывая из Петербурга, с «корабля», сразу отправлялся «на бал» - во дворец.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2