30.09.2014
Министр абсорбции из Ленинграда
Министр абсорбции из Ленинграда
|
Почетным гостем на ежегодном торжественном приеме в петербургской Синагоге, приуроченном к Рош Ашана, стала министр абсорбции Израиля Софа Ландвер. Г-жа Ландвер родилась и выросла в Ленинграде; визит в родной город стал для нее сильным переживанием.
- Я ночь не спала после того, как побывала в своем бывшем доме на Херсонской, 23. Там уже нет той старой, крепкой дубовой двери, но все остальное мало изменилось. Да, с возрастом человек становится сентиментален! Ведь уже 35 лет прошло с тех пор как я стала израильтянкой: 20 августа 1979 года я спустилась по трапу самолета под руку с мужем, сейчас уже покойным…
- Вы выросли в еврейской по духу семье?
- Я росла в обычной советской семье, отец был военным. Вся моя связь с еврейством была – маца в наволочках, которую бабушка приносила из Синагоги, да кнейделах, оменташи и гефилте-фиш, которые она готовила. И еще я ходила в ленинградскую Синагогу на Симхат Тору, где была вся молодежь.
- А с мужем Вы не на Симхат Торе познакомились?
- Не на Симхат Торе, но на еврейской свадьбе моих знакомых! И у нас тоже была хупа. На этом настояла тетя мужа, дама очень религиозная. Для меня, девочки-блондинки с розовыми щечками, все это было так внове! В доме мужа в Черновцах я с изумлением обнаружила раздельные кухни для молочного и мясного, свитки Торы… Это была богатая семья. В подвале дома находилась миква, которую посещали все местные евреи. Там же, в Черновцах, родился и спустя 2 года умер наш сын… И тогда мы поднялись и уехали. Я благодарна мужу за то, что он привез меня домой, в Израиль.
- Родители остались в Ленинграде?
- Моя семья оказалась в отказе. Я сама «проскочила», но занавес тут же захлопнулся. После отъезда я больше никогда не видела маму. Она получила разрешение на выезд в 1987 году, за 2 дня до смерти.
- Знаю, что Вы логопед. Работали Вы в Израиле по специальности, прежде чем уйти в политику?
- Я работала сурдопедагогом в школах, в больнице – помогала восстановить речь больным после инсульта, раненым… Однажды, уже в бытность депутатом, я переезжала из обычного дома в пентхаус. С трудом нашла компанию, у которой есть подъемный кран. Ее хозяин, молодой человек, по телефону загадочно сказал: «Я не перевожу всех подряд, но тебя перевезу. Но не потому, что ты депутат». Когда мы увиделись, я узнала его и все поняла! Это был один из первых моих учеников, он учился в школе для проблемных детей – запущенный случай; я помогла ему перейти в «нормальную» школу. Мы тогда сразу договорились: «Я исправляю дефекты твоей речи, ты – мои ошибки в иврите»… И вот теперь, спустя столько лет, он мне сказал: «Видишь, Софа, ты – депутат, я бизнесмен. Вместе мы кое-чего добились!»
- А у коллег-политиков отмечаете «фефекты фикции»?
- Сейчас в Кнессете политиков с дефектами речи нет. В предыдущих каденциях – были, но… не будем об этом! Думаю, что многим, в свою очередь, режет ухо мой русский акцент, от которого до конца не избавиться, несмотря на то, что сейчас я даже уже сплю на иврите!
- Можно ли сказать, что русская алия ущемлена в правах или подвергается дискриминации?
- О чем вы говорите! Ни в одной стране мира «русские» не добились того, чего добились в Израиле! Русская алия пробила стекляный потолок. Русскоязычные представители есть в парламенте, науке, прессе! Мы состоялись, мы проявили себя!
- Что Вы пожелаете евреям Петербурга?
- Продолжайте свою деятельность в Петербурге, городе моей молодости, одном из самых красивых городов мира. Но не забывайте о том, что Вас с нетерпением ждут в не менее красивом городе – Иерусалиме! И помните: есть страны, которые не хотят евреев. Но есть одна страна, где вас всегда и безусловно хотят и ждут! До встречи в Иерусалиме!
Благодарим раввина Шауля Брука за помощь в организации интервью
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2