16.12.2024
«Где музыка, там и Мая». К семи дням после похорон Маи Леонидовны Набоковой
Сегодня, 16 декабря, – семь дней после похорон старейшей прихожанки Большой Хоральной синагоги Маи Леонидовны Набоковой. Она ушла в возрасте 95 лет.
Мы не раз писали об этом удивительно светлом и отзывчивом человеке.
Мая Леонидовна Набокова
Сегодня воспоминаниями о Мае Леонидовне поделилась Ирина Кирсанова, балерина, в прошлом солистка Малого театра оперы и балета (Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени Мусоргского), ныне балетмейстер-репетитор Санкт-Петербургского академического театра балета им. Леонида Якобсона.
Ирина Кирсанова с мужем Юрием Петуховым
У нее IQ выше, чем у всей труппы
С Маей Леонидовной мы познакомились, когда мой муж Петухов Юрий Николаевич был художественным руководителем и главным балетмейстером театра Якобсона. А Мая Леонидовна работала тогда у нас в театре уборщицей. Это было почти 25 лет назад. Однажды мы случайно с Маей, что называется «зацепились языками», и оказалось, что это очень глубокий, думающий, с прекрасным чувством юмора, тонко чувствующий человек, у которого IQ выше, чем у всей нашей труппы вместе взятой.
У меня незадолго до этого родилась дочка Маша, а я в это время плотно работала, репетировала с солистами, в общем, была очень занята и как раз подумывала о том, чтоб найти помощницу. Мне сразу стало понятно, что лучшего человека, чем Мая Леонидовна, мне не найти. Это был подарок судьбы для нас всех. Она стала не просто няней для дочери, а членом нашей семьи, дорогим и любимым человеком. Это была добрейшая, безотказная душа, всегда готовая броситься на помощь. Мая очень любила нашу дочку, которая отвечала ей полной взаимностью.
Мая Леонидовна и Маша
Несмотря на разницу в возрасте, они были настоящими подругами: вместе танцевали, ставили спектакли, придумывали творческие конкурсы. К этому времени уже, к сожалению, не стало моих родителей, и Мая заняла нишу родного человека, который всегда поймет, поддержит. Она с большим уважением относилась к нашему с мужем творчеству, к тому, что мы делали в театре. Мая была участником всех событий – присутствовала на премьерах, на наших домашних праздниках, днях рождений. Она была прекрасной рассказчицей с тонким чувством юмора.
Маша подросла и поступила на учебу в Академию русского балета им. Вагановой. До самого ее выпуска Мая помогала нам при необходимости. Машин выпускной стал большим событием и для Маи Леонидовны. А когда Маша, закончив магистратуру как педагог, начала ставить спектакли в детской балетной школе, Мая всегда присутствовала на премьерах и сидела в первом ряду. В прошлом году Маша поставила спектакль, посвященный победе в ВОВ. Я рада, что Мая Леонидовна успела посмотреть на результат своего труда и оценить творчество любимой подопечной. Мая уехала после банкета, посвященного премьере, где она была в центре внимания, счастливая, с огромным букетом роз.
Мая Леонидовна с Машей после премьеры
«Все хорошо, лучше всех!»
Наша Маечка была удивительно светлым человеком, какой-то самоотверженной доброты, с редким полным отсутствием гордыни, агрессии и вообще какого-либо негатива. Почти до последних дней на вопрос как дела, она отвечала:
- Все хорошо, лучше всех!
И только две недели назад я услышала в ответ грустное:
- По возрасту.
Где музыка, там и Мая
Мая любила и тонко чувствовала балет. Она рассказывала, что с детства очень любила танцевать и петь. Как-то раз до войны, когда они с родителями отдыхали на курорте, маленькая Мая потерялась. Родители разволновались, бросились на поиски, и отец предложил идти на звуки музыки:
«Где музыка, там наверняка и Мая». Так и случилось В толпе они увидели свою танцующую девочку. Окружающие с любопытством и восхищением хлопали ей. Когда Мая подросла, она мечтала стать балериной, но ее родители, как это было принято тогда, считали, что дочь должна получить более серьезную профессию. Но любовь к театру, к музыке и особенно к балету осталась на всю жизнь. У нее был очень хороший, тонкий вкус. Одно время, уже будучи на пенсии, она работала костюмером в балетной труппе у Александра Полубенцева.
Мая Леонидовна
У нее были золотые руки и очень красивая душа. Ее внук и внучка с ребенком, уйдя из квартиры своей матери, пришли жить в крохотную однушку Маи Леонидовны. И она с радостью и смирением их приняла, помогала всем, чем могла. Она всех любила и всем все прощала. Старалась на каждый праздник порадовать каким-нибудь, пусть небольшим, подарком.
Я даже не могу скорбеть, я уверена, что нашу Маечку ждет в ином мире достойное место.
Благодарим Ирину Владимировну Кирсанову за рассказ и предоставленные фотографии; Нехаму Цивину за идею публикации
Елена Севенард
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2