01.01.2020
Леонид Вайсберг: «Я помню каждый миг этого концерта»
Академик РАН, профессор СПбГУ, трижды лауреат Правительственной премии РФ Леонид Абрамович Вайсберг рассказывает, как он организовал ханукальный концерт в Синагоге в 2001 году
Леонид Абрамович Вайсберг
Я вырос в светской, но уважающей традиции семье. Мой папа много лет был председателем еврейской общины в Днепропетровске и поддерживал там религиозную жизнь вплоть до своего переезда в 1990-е годы в Петербург. Именно он привез в Днепропетровск такого известного человека как раввин Шмуэль Каменецкий. Отец дружил с председателем петербургской общины Марком Давидовичем Грубаргом и с раввином Певзнером и по приезде в Петербург познакомил меня с ними. С тех пор я начал ходить в Синагогу.
Как возникла идея ханукального концерта
В 2001 году я проходил около консерватории и встретил своего друга, замечательного пианиста Павла Егорова. Тогда он был еще не народным, а заслуженным артистом России, а я – не академиком, а просто профессором. Павел был православным человеком, но имел четвертинку еврейской крови. Мы дружили смолоду, наши жены вместе окончили факультет журналистики.
В разговоре я упомянул, что скоро Ханука. Павел заинтересовался, и я рассказал ему историю праздника.
- А в Хануку принято устраивать веселье? – спросил Павел.
Я сказал, что да, принято. И он предложил:
- Я очень хорошо знаю еврейскую музыку. Давай организуем концерт?
В тот же день я подъехал к Марку Давидовичу и поделился с ним нашей идеей. Он сказал:
- Неплохая мысль!
Марк Давидович – ценитель музыки, в особенности фортепианной. Он не пропускал выступлений Соколова, Кисина, а после той Хануки стал ходить и на концерты Егорова.
Уже через два дня мы договорились с исполнителями и подготовили программу.
Павел Егоров курировал музыкальную часть, а я взял на себя организационные вопросы и финансирование.
Леонид Абрамович бережно хранит программку этого концерта
«Дело святое, дам я тебе рояль»
Накануне концерта была репетиция в Синагоге. На улице стоял жуткий холод. В Синагоге еще шла реконструкция, и система отопления работала с перебоями. Продрогшие музыканты готовились к концерту, а я сбегал, принес горячих пирожков и два больших термоса с чаем, которые дала мне жена.
Отдельная история была с роялем. Мы уже договорились с консерваторией, но буквально за пару дней до концерта ректор неожиданно отказал. К счастью, Павел дружил с директором Большого зала филармонии Юрием Алексеевичем Шварцкопфом. И Шварцкопф сказал: «Дело святое, дам я тебе рояль». Мы все организовали, погрузили, привезли. Все это было на таком энтузиазме, доставляло такую радость!
Павел Григорьевич Егоров, выдающийся пианист, народный артист РФ. К сожалению, в 2017 году он ушел из жизни
От улыбок разглаживались морщины на лицах людей
Концерт состоялся в первый вечер Хануки, который выпал на 9 декабря. У Синагоги тогда еще не было пресс-службы. Как же люди узнали о концерте? Видимо, сработало сарафанное радио. В зале трудно было найти свободное место! Даже не понимаю, как поместились. Пришли мои дочь с зятем, друзья – светила медицины. Все они послушно надели кипы и сели на свои места. Концерт прошел на одном дыхании. Вел его известный музыкант и искусствовед Михаил Бялик.
Исполнители все были первой величины - музыканты филармонии и Мариинки. Атмосфера была потрясающей – зал согрелся от дыхания зрителей! Удивительно было видеть, как от улыбок разглаживались морщины на лицах людей.
После концерта все вышли на улицу. Мороз к этому времени спал, и было не холодно. Раввин Певзнер поднялся по деревянной лестнице и зажег свечи. Началось ликование, стали раздавать пончики
Вечер с пончиками
Вся моя компания, включая Марка Давидовича Грубарга, захватила с собой два ящика пончиков, и мы поехали ко мне на работу в «Механобр-техника». В этой корпорации я работаю сегодня уже 52 года. Сотрудницы накрыли стол, мы положили пончики в самом центре. Компания была лишь наполовину иудейская, но концерт всех так сблизил, всем было так радостно, что не хотелось расходиться! Вечер прошел в рассказах, Марк Давидович подробно рассказывал об истории ханукального чуда. Вкус тех пончиков я помню и сейчас.
Помню каждый миг
С того концерта прошло уже 18 лет, но я помню каждый его миг. Почему это так важно для меня? Дело в том, что мой отец завещал мне поддерживать отношения с Синагогой. Мы еще очень хорошо помнили 90-е годы, и Марк Давидович не уставал повторять: «Помогайте, надо что-то сделать, чтобы еврейская жизнь восстановилась, чтобы в Синагогу приходили».
Я рад, что этот концерт положил начало традиции ханукальных концертов, которые с тех пор стали время от времени проходить в Синагоге.
И я до сих пор получаю сигналы из прошлого. Так, в том концерте участвовал певец-контратенор Олег Безинских. Он тогда потряс своим искусством всех. Уже позже он стал очень известен. Это абсолютно русский человек, он стал директором крупного Дома культуры, и вот недавно я прочитал его интервью, где он говорит: «Мы открыты для всех конфессий, скоро будет Ханука, и мы организуем у себя большой праздничный концерт». Именно тогда, в 2001 году, он узнал о Хануке впервые в жизни. И ему так запомнился этот праздник, что теперь он несет его в окружающую жизнь.
Что меня тронуло до слез?
То, что на концерте «Ханука в Синагоге», который состоялся 26 декабря этого года, выступал пианист Юрий Полосьмаков. Это любимый ученик моего покойного друга Павла Егорова. Вот такая передача духовного наследия, еще один привет из прошлого.
Я люблю музыку, считаю, что она спасает и облагораживает людей. Мне приятно вспоминать, что однажды мне удалось сделать ханукальный концерт в Синагоге. Такими простыми и мелкими делами мы на самом деле творим историю.
От редакции. В публикации использованы фотографии с ханукального концерта 2001 г. Все эти годы они хранились в фотоархиве Синагоги. Так получилось, что Леонид Абрамович об этом не знал и никогда не видел эти снимки; он был невероятно рад и тронут, когда мы прислали их ему спустя 18 лет.
Не так давно мы поздравляли Леонида Абрамовича Вайсберга с получением премии Правительства РФ, текст поздравления можно прочитать тут
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2