Все проекты
Общину поддержали 30129 раз

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

Леонид Фридман рассказывает о том, как он был убежденным комсомольцем, строил дамбу, служил в израильской армии, охранял Нетаниягу и открыл в Петербурге культовый клуб-магазин Castle Rock.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

В двух небольших подвальных помещениях во втором дворе Лиговского проспекта - раздолье для фанатов рок-культуры. Здесь более 20 000 наименований рок-атрибутики и неформальной одежды, но главное - это место паломничества и общения единомышленников. Здесь каждый может не только на расстоянии вытянутой руки увидеть своих кумиров - мировых звезд, но и пообщаться, задать вопросы во время автограф-сессий, которые регулярно проходят в Castle Rock перед концертами в Петербурге. Мы попросили создателя Castle Rock Леонида Фридмана, недавно отметившего свой юбилей, рассказать о своей жизни в Ленинграде, Израиле и снова в Петербурге.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»Вход в Castle Rock

Почему Castle Rock?

В романских языках производные от castello означают «укрепление» или «башня». А у нас во дворе стоит вентиляционно-эвакуационная башня. Она была предназначена для жизнеобеспечения бомбоубежищ, под которые изначально планировалось использовать наши помещения. Отсюда Castle. Ну, а рок - это наше все! Вначале во дворе мы срубили из жести сарайчик, потом арендовали пустующий подвал, постепенно выкупили, расширились, углубили и укрепили.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»Башня во дворе

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

Полировщик льда, научивший жизненной философии

Рок я любил с детства, неплохо его знал. К тому времени у меня за плечами были десять лет жизни в Израиле, так что принципы капиталистического ведения хозяйства тоже были мне знакомы. Любимая работа, как известно, это хорошо оплачиваемое хобби. Как-то в Ванкувере я решил сходить на хоккей, так вышло, что пришел почти за три часа до начала матча. На стадионе пусто, ну, делать нечего, зашел в бар. И пока пил кофе, познакомился с единственным, кроме меня, посетителем, который оказался полировщиком льда. Он сказал мне: «Я так счастлив, что работаю здесь. Уже много лет я страстный хоккейный болельщик. И когда мне предложили работу, где я каждый день могу видеть игру и своих кумиров - это фантастика!» Вот примерно так и у меня.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

Жизнь до отъезда: строительство дамбы

После обычного ленинградского детства я поступил в инженерно-строительный институт. Наступила взрослая жизнь, которая полностью поглотила мое не только свободное время, и после первого курса меня забрали в армию. Отслужив, я восстановился уже на другую специальность, женился, понял, что надо содержать семью, перевелся на вечернее отделение и начал работать строителем в небезызвестной в городе организации «ЛенГЭС», возводившей дамбу. Там я сделал стремительную карьеру от прораба до заместителя начальника управления, а в 1990 году уехал с семьей в Израиль.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

«Пора становиться евреем»: как я решил уехать в Израиль

Вообще я был активным комсомольцем, потом членом партии, убежденным советским патриотом, абсолютно лояльным к существующим порядкам. И совершенно не представлял масштабов закрытости нашего государства. Но однажды по телевизору увидел передачу, посвященную церемонии награждения премией «Оскар» с перечислением фильмов, номинированных в прошлые годы. Я понял, что даже не слышал ни об одном из них, поскольку их в нашей стране попросту не показывали. Этот факт меня потряс, я почувствовал: не хочу, чтоб кто-то за меня и дальше определял мою жизнь. Когда было принято решение уезжать, было несколько вариантов стран для эмиграции. Но я рассматривал только Израиль, хотя никогда в своей жизни не чувствовал открытого антисемитизма по отношению к себе. Скорее наоборот. Решался вопрос о назначении на должность, и начальство размышляло, кого ставить: «А давайте Фридмана! Он же еврей, значит умный!» Но я много размышлял о происхождении нашего народа, о том, что предки вышли именно оттуда, и, возвращаясь, я как бы замыкаю цепь. И еще мне пришла в голову мысль, что мы, ассимилированные евреи, ничего не знаем о своих традициях. Я представил себе ситуацию, что я попадаю на необитаемый остров с тремястами маленьких еврейских детей. Пройдет, например, триста лет, и там будет жить абсолютно русская колония. В этот момент я понял, что пришла пора становиться евреем.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

Сияющий свет из облаков

Я ходил по земле и осознавал, что две тысячи лет назад здесь ходили мои предки. У меня получилось «замкнуть цепь», и я был от этого счастлив. В фильмах на библейские темы появлению Б-га предшествует сияющий свет из облаков, после чего сверху доносится Его голос. Я понял, почему. В Израиле низкая облачность, и когда солнечные лучи проникают через облака, то появляется ощущение такого направленного божественного света.

«Хусейн, что это значит?!», или жизнь на территориях

Мы поехали жить на «территории» в поселение «Кадима» в одном километре от арабского Дженина. Я служил в Армии в четырех километра от того самого колодца, куда братья бросили библейского Иосифа. Конечно, меня отговаривали, и в первую очередь жена. Тогда я достал газетную вырезку со статистикой, и оказалось, что в Ленинграде того времени от уличной преступности погибает за неделю в два раза больше человек, чем на территориях за год. У меня было много друзей арабов - местных жителей из соседних поселков. Когда на арабской свадьбе я встал из-за стола, чтобы выйти покурить, вместе со мной поднялись еще тридцать человек. На мой вопрос: «Хусейн, что это значит? Приятель ответил: «Это чтоб тебе и мне было спокойней». Были случаи, когда нам с женой надо было на время оставить где-то детей, и мы их оставляли у арабских друзей в Дженине. Мы ходили к друг другу в гости, общались семьями.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

Армия в 31 год

В Израиле есть специальная программа для отслуживших в иностранных армиях. Мне пришла повестка в военкомат. Сначала я прошел «Тиронут» - курс молодого бойца для служивших репатриантов. В нашей учебке были выходцы из 26 стран, был даже один парень из Ирана, ветеран ирано-иракской войны, провоевавший почти 8 лет. Из его призыва почти все погибли, и он решил бежать из страны. Перешел границу с Пакистаном, несколько месяцев сидел в пакистанской тюрьме, пока его не передали в Красный Крест. Так парень оказался в Швейцарии, откуда его переправили в Израиль.
После Тиронута меня как резервиста несколько раз призывали на «милуим» - плановые учения. Мне это нравилось, к тому же финансовая сторона мероприятия меня устраивала, так что в общей сложности за десять лет жизни я провел в Армии обороны Израиля три с половиной года.

Как я привез арабских полицейских в Дженин

Получилось так, что именно я привез в Дженин арабских полицейских. До этого правопорядок поддерживала только полиция Израиля. Мы ехали глухими тропами по своему заданию в сторону Иордании и увидели стоящую армейскую машину, вокруг которой сгрудились над разложенной на капоте картой люди в непонятной форме. Это оказались служащие только что созданной арабской полиции - выходцы из палестинских беженцев, покинувших когда-то Израиль и ныне живущих в других арабских странах. Они направлялись в Дженин к месту своей будущей службы, но заблудились. Ну, что делать? Пришлось ехать впереди, показывать им дорогу. И вот такая «картина маслом»: проезжаем арабские деревни, а там все жители, оповещенные по «сарафанному радио» выходят с радостным улюлюканьем встречать своих арабских братьев-полицейских, а впереди едет головная израильская военная машина с солдатами. Пришлось нам изображать голливудские улыбки, как будто это так и было задумано. Въезжаем в Дженин, а там корреспонденты на каждом шагу щелкают фотозатворами. Старательно уворачивались, чтоб командование не опознало.

«Не мыл руку три дня», или рукопожатие президента

Я работал в охране нашего поселения, у меня были всевозможные удостоверения и допуски. Я - человек пунктуальный, ответственный, сказывалась советская школа, поэтому одно время был даже признан лучшим охранником года. Сразу после приезда была мысль продолжить строительную стезю, но надо было кормить семью, а потом не захотелось менять налаженный быт. Как-то приятель приглашал переехать в Хайфу на работу по специальности, но предложенная зарплата была в шесть раз меньше, чем я зарабатывал на то время.
Я стоял во внешнем кольце охраны, когда президент Израиля Эзер Вейцман приехал выступать в Афулу Элит. Вейцман пожал мне руку, которую я после этого не мыл три дня. Нам приказали вытащить магазины из оружия и что бы ни случилось, ни во что не вмешиваться, поскольку действовать будет спецназ. С тех пор я этих ребят-профессионалов угадываю в любой ситуации.
Однажды у нас в Castle Rock была встреча с одним из европейских рок-звезд. Он пришел с двумя телохранителями. Один - здоровенный такой итальянец, а второй - невысокого роста, сухой, но на лбу написана его квалификация. Я заговорил с ним на иврите, он мне автоматически ответил, и вдруг изумленно посмотрел на меня: «А ты откуда узнал?!» Охраняли мы и приезжавшего Нетаньягу, и лидера политического движения Моледет Зееви по прозвищу Ганди, выступавшего за трансфер арабов.

Возвращение в Петербург

В 2000 году началась вторая интифада палестинских арабов. Обстановка перестала быть контролируемой. Жить на территориях стало действительно небезопасно, и я отправил жену с уже четырьмя на то время детьми к родственникам в Германию. А через месяц и сам уехал туда, купил за двести марок подержанный автомобиль, посадил семью и вернулся в Россию. Живя в Израиле, я понял, что работать могу кем угодно и довольно успешно, поэтому был открыт для любых предложений. Приглашение возглавить магазин Castle Rock оказалось самым удачным.

Леонид Фридман: «Любимая работа - это хорошо оплачиваемое хобби»

Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину