18.09.2019
В Синагоге прочитают Кадиш по Константину Симуну
Известный скульптор, автор обелиска «Разорванное кольцо», ушел из жизни в начале сентября
В Большой Хоральной Синагоге прочитают поминальную молитву «Кадиш» по скульптору Константину Симуну, бывшему ленинградцу, автору знаменитого обелиска «Разорванное кольцо», ушедшему из жизни 5 сентября на 86-м году жизни.
Расскажем читателям о его жизни и творчестве.
В 1966 году на берегу Ладожского озера, там, где проходила знаменитая Дорога Жизни, был воздвигнут обелиск «Разорванное кольцо».
Идея создания мемориала в этом месте принадлежала поэту-фронтовику Михаилу Дудину, а осуществление было поручено 32-летнему скульптору Константину Симуну.
Две железобетонные арки весом 32 тонны символизируют кольцо блокады, а разрыв между ними - Дорогу Жизни. Два бетонных шара напоминают о прожекторах, пронзающих небо, рядом - знаменитое зенитное орудие калибра 85 мм, которое все 900 дней блокады не давало фашистским летчикам чувствовать себя в безопасности.
Эта работа стала самой известной в наследии художника.
Сын сиониста
Константин Симун родился в 1934 году в Ленинграде. Его отец, уроженец Невеля Михель Давидович Симуни, был членом Гехалуц - сионистской молодежной организации, занимавшейся отправкой еврейской молодежи в Палестину, за что в 1926 году был осужден на 3 года ссылки. Вернувшись в Ленинград, работал на обувной фабрике. Мать, Михля Лейзеровна, была бухгалтером. Перед началом блокады ей с тремя детьми удалось эвакуироваться в Кировскую область.
Трудные отношения с Репинкой
Рисовать Константин начал еще в школе, после возвращения в Ленинград занимался в Доме пионеров. А в седьмой класс поступил в художественную школу при Академии художеств имени И.Е. Репина, где преподаватели сразу обратили внимание на способного мальчика. Но в 1951 году у еврейского юноши не было шансов пройти по конкурсу в Академию. Ему пришлось довольствоваться училищем им. Серова. После вторичного провала в Репинке Симун поступает на отделение скульптуры Таллинской художественной академии и подрабатывает бутафором в Русском драматическом театре. Во время работы с ним случилось несчастье: будущему известному скульптору на станке отрезало фаланги трех пальцев правой руки. Константин был в отчаянии, но, поддерживаемый верящей в его незаурядный талант матерью, не сдался. Ему все же удается перевестись на третий курс Академии художеств им. Репина. Но проявлявшаяся яркая индивидуальность скульптора не нашла понимания у педагогов, и Симуна за «формализм» исключают из института с формулировкой «...нежелание подчиняться требованиям школы при работе со скульптурным этюдом». Молодой скульптор обратился в Ленинградское отделение Союза художников (ЛОСХ). Было организовано выездное бюро в мастерскую Академии, после чего Симуна восстановили и даже выделили материальную помощь.
От бюста Маяковского - до кирпичных «Матросов»
В 1960 году Константин Симун был принят в ЛОСХ и получил свой первый официальный заказ - бюст Маяковского, который был далеко не с первого раза принят художественным советом. Но художник всегда шел своим путем, не считаясь с мнением руководства и требованиями идеологических концепций. Он много работал с натуры: ему позировали врачи из соседней больницы, продавщицы из ближайшего магазина, матросы и солдаты, проходящие службу неподалеку. Теперь это был уже зрелый мастер. Он всерьез занимается живописью, все больше работает с нетрадиционными материалами: листовой медью, сварной сталью, керамикой с глазурью. С первых произведений Симун показал себя художником, который способен видеть пластику во всем: в повороте гранитной набережной, в груде сваленных на дороге труб, в смятом куске ржавого железа.
Талантливый скульптор экспериментировал с разными материалами: сварное железо, кирпич, керамика. Он создавал портреты и ассоциативные композиции, его авторству принадлежит галерея исторических, библейских и мифологических персонажей из канистр. Из руинированных кирпичей скульптор изваял серию «Матросы».
«А разве это не абстрактное искусство?»
Осенью 1965 года Константин Симун стал участником проекта «Зеленый пояс Славы», посвященного обороне Ленинграда в годы войны.
Через год в Институте полупроводников им. Иоффе впервые была показана модель обелиска «Разорванное кольцо». Симун вспоминал, что во время обсуждения проекта один из партийных начальников спросил:
- А разве это не абстрактное искусство?
Симун не растерялся:
- Нет-нет, что вы. Это просто дорога - туда и обратно.
Памятник утвердили. А в октябре 1966-го состоялось его открытие на берегу Ладожского озера.
Трагедия и переезд в США
В 1988 году в жизни Константина Михелевича случилась трагедия. В США умер его сын Вадим. После похорон Симуны решают остаться в Америке растить внучку.
На другом континенте скульптор продолжал работать с нетрадиционными материалами, создавать новые шедевры. Здесь к нему пришла мировая известность. Заслужило признание творчество мастера и на Родине.
В 1991 году состоялась первая персональная выставка Константина Симуна в Русском музее. Затем последовала выставка в Строгановском дворце, в Доме национальностей в Москве. Сейчас произведения Константина Михелевича находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в Государственном музее городской скульптуры Петербурга, в музее Анны Ахматовой, Манеже, в частных коллекциях России и за рубежом.
Среди его осуществленных проектов - памятник Иосифу Бродскому «Бродский приехал», который установлен во дворе филологического факультета СПбГУ.
5 сентября Константин Михайлович (Михелевич) Симун умер в Бостоне, где он прожил более 30 лет.
Мемориал «Разорванное кольцо» - признанный шедевр не только российского, но и мирового искусства - стал памятником и самому скульптору.
Елена Севенард
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2